Защита свидетелей в уголовном процессе

Содержание
  1. Кто защитит свидетелей защиты в уголовном процессе — юридическая консультация судебник
  2. При этом, нет никакой статистики о воздействии на свидетелей со стороны самих правоохранительных органов.
  3.            Иные участники уголовного процесса (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой)
  4. Защита потерпевшего в уголовном процессе. Как осуществляется защита свидетелей и потерпевших
  5. Правовая основа защиты
  6. Меры безопасности: первая группа
  7. Меры безопасности: вторая группа
  8. Органы защиты
  9. Порядок осуществления защиты
  10. Принципы осуществления защиты
  11. Права и обязанности защищаемых лиц
  12. Ответственность
  13. Материальное и финансовое обеспечение защиты
  14. Организация защиты свидетелей
  15.  
  16. Закон о защите свидетелей
  17. Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе
  18. Основания для защиты свидетелей и потерпевших
  19. Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности
  20. Органы защиты свидетелей и потерпевших
  21. Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления

Кто защитит свидетелей защиты в уголовном процессе — юридическая консультация судебник

Защита свидетелей в уголовном процессе

Поводом для написания данной статьи послужила неопределенность в правовых понятиях, которые не урегулированы уголовно-процессуальным законодательством, а также отсутствие  каких-либо законных форм защиты свидетелей, выступающих против стороны обвинения.

В России ежегодно около 10 миллионов человек выступают в качестве  свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел .

Согласно статистики из них каждый пятый получает угрозы с требованием изменить показания или отказаться от них.

Значительное количество граждан, ставших жертвами или свидетелями преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников и не веря в эффективность государственной защиты.

При этом, нет никакой статистики о воздействии на свидетелей со стороны самих правоохранительных органов.

20 августа 2004 года был принят федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»(далее ФЗ).

В соответствии с действующей редакцией ФЗ от 24 июля 2007 года под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».

В соответствии с законодательством государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:
1) потерпевший;
2) свидетель;
3) частный обвинитель;
4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;
5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;
6) гражданский истец, гражданский ответчик;
7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Государственной защите также подлежат установленные Уголовно‑процессуальным кодексом Российской Федерации родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на потерпевших и свидетелей.

Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Согласно указанного ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4‑7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006‑2008 годы».

В 2006‑2008 годах эта государственная программа применялась к 3296 участникам уголовного судопроизводства.

Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 %), реже ‑ потерпевшим (23 %), подозреваемым и обвиняемым (3,12 %).

2 октября 2009 года постановлением правительства РФ была утверждена государственная  программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009‑2013 годы».

Программа разработана в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 ‑ 2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.

Программа направлена на осуществление определенных ФЗ мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

В ходе реализации программы будут применены меры государственной защиты в отношении свыше 10 тысяч участников уголовного судопроизводства.

Общий объем финансирования программы из федерального бюджета составит более 1,6 миллиарда рублей, из которых свыше 837 млн рублей пойдут на «временное помещение защищаемых лиц в безопасное место». На переселение защищаемых лиц на другое место жительства предусмотрено 260,9 млн рублей, изменение внешности защищаемых лиц – 9,8 млн рублей.

В соответствии с указом президента Дмитрия Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение ‑ управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).

По данным УОГЗ, сотрудники МВД РФ в первом полугодии 2009 году взяли под государственную защиту около 700 свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства ‑ столько же, сколько за весь 2008 год.

Среди них 459 (человек) – участники судопроизводства по уголовным делам, возбужденным по тяжким и особо тяжким составам, 160 – по преступлениям, совершенным организованной группой, преступным сообществом.

В их числе обеспечена безопасность 268 потерпевших, 185 свидетелей, семи заявителей или очевидцев, 52 подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, защитников, законных представителей, а также лиц, в отношении которых уголовное преследование было прекращено.

Кроме того, МВД взяло под государственную защиту более 80 человек из числа близких родственников лиц, подлежащих защите.

При этом, нет ни одного определения в законодательстве, которое относится к свидетелям защиты. Хотелось бы понять – кто является свидетелем обвинения, а кто свидетелем защиты. Общепризнано, что свидетели, как незаинтересованные лица должны быть на стороне истины, но на практике, в основном это свидетели обвинения.

Обращаясь к Толковому словарю Даля можно увидеть что Свидетель, -ница, или свидок, самовидец дела, случая; очевидец. притомный, бытчик. Два свидетеля неотводимых составляют полную улику. Я сегодня был свидетелем странного происшествия. Свидетель на кого, послух стар. уличитель и обвинитель, как очевидец.

Бог свидетель! божба, клятва. Свидетеля за волоса дерут (и тянут). -телев, — етельницын, все, что лично их; -ничий, -тельский, к ним относящ. Свидетельное письмо, служащее свидетельством, доказательством или удостовереньем чего. Свидетельство летописцев. Свидетельство о болезни; — об учении, либо о поведении, аттестат.

Свидетельствовать в чем (с предлогом за), удостоверять, утверждать истину виденного, либо известного кому; | о ком, отзываться; одобрять или охуждать; | — кому, о чем, уверять, изъявлять. Свидетельствую вам уваженье мое. | — что, кого (с прдл. о), осматривать, испытывать или поверять, удостоверяться в чем самому или ревизовать.

Свидетельствовать рекрута. Казну свидетельствуют каждомесячно перечетом. -ся кем, ссылаться на свидетеля, на чье-либо удостоверенье. Свидетельствуюсь долговременною службою моею. | Сукно, для приема, свидетельствуется нарочною комиссиею. Свидетельствованье, свидетельство, в знач.

действие(Толковый словарь Даля (Толковый словарь живаго великорускаго языка).

ЗАЩИЩАТЬ, защитить что, кого, оберегать, охранять, оборонять, отстаивать, заступаться, не давать в обиду; закрывать, загораживать охраняя. -ся, защищать себя; быть защищаемым. Защищенье ср. окончат. защита ж. об. действ. по знач. глаг.

| Защита, всякая вещь, предмет, скрывающий, охраняющий, ограждающий кого или что: оборона, охрана, щит, скрывище: заступничество, покровительство. | Род бревенчатого щита, за который становится зажегший порох для взрыва. Бог моя защита! Защитка ж. влад. мужской рабочий передник, запон. Защит м.

род железного щита, у плавильщиков, которым они закрываются от пыла. Защитный, к защите относящийся. Защитительный, для зашиты служащий или назначенный. Защититель м. -ница ж. защитник, — ница, заступник, боронитель, покровитель, застоя. Защитников, -ницын, ему, ей принадлежащий.

Защитнический, защитничий, им свойственый, к ним относящийся.(Там же.)

Цель уголовного судопроизводства состоит в защите прав и законных интересов как лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и лиц, незаконно и необоснованно обвиненных или осужденных за совершение преступления, либо незаконно ограниченных в их правах и свободах.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования виновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Свидетеля относят к иным участникам уголовного процесса незаинтересованных в исходе уголовного дела, основным предназначением которых является оказание содействия сторонам по делу в процессе сбора, закрепления и исследования доказательств по уголовному делу.

Любое процессуальное действие, совершаемое с целью раскрытия преступления, строго регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. Процесс заслушивания показаний свидетеля называется «допрос свидетеля»; а документ, которым оформляется допрос, носит название «протокол допроса свидетеля».

Следует отметить, что показания свидетеля очень часто являются одним из важных источников доказательств и необходимых сведений для полного и всестороннего раскрытия и расследования преступления. Свидетелем признается лицо, которому ввиду тех или иных обстоятельств известны факты, имеющие значение для дела.

           Иные участники уголовного процесса (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой)

Как видно, свидетель относится к категории «иные участники уголовного процесса» наряду с экспертом, специалистом и переводчиком.

В литературе данную категорию участников называют также лицами, не заинтересованными в исходе дела. Именно такое определение дает возможность уяснить характер правового статуса свидетеля в уголовном процессе.

Свидетель выступает в уголовном процессе в качестве своеобразного гаранта, важного для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела, таким образом, помогая реализовать один из важнейших принципов уголовного процесса.

Итак, «свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу, вызванное органом, ведущим уголовный процесс, для дачи показаний либо дающее показания».

Отметим, что свидетелем считается лицо при соблюдении следующих условий:

— имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по уголовному делу;

— его вызывает орган, ведущий уголовный процесс для дачи показаний;

— лицо дает показания не по вызову органа, ведущего уголовный процесс.

Кому из адвокатов не знакома ситуация когда по уголовному делу  заявлены  свидетели, подтверждающие алиби обвиняемого и из этих свидетелей, в результате расследования, все оказались в судебном заседании на стороне обвинения. Органами предварительного расследования принимаются все меры для того, что бы эти свидетели не участвовали по делу на стороне защиты.

В таких случаях встает дилемма – устанавливать и заявлять свидетелей на стадии предварительного следствия или скрывать всю информацию о них до начала судебного заседания. В первом случае нет никаких гарантий, что свидетели не поменяют свои показания на противоположные. Во втором: всем известно, как суд относится к дополнительным свидетелям (особенно со стороны защиты).

В связи с этим и возникает вопрос, обозначенный в заглавии – как защитить свидетелей защиты от воздействия на них со стороны правоохранительных органов, призванных в соответствии с законом их защищать и охранять.

Данная статья является только поводом для написания других подобных материалов и более подробных исследований в сфере, обозначенной проблемы.

(все данные для написания статьи получены из доступных источников).

Используемая литература

/ ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (официальная версия).

/Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006‑2008 годы» (официальная версия).

/ государственная  программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009‑2013 годы».

/Толковый словарь Даля (Толковый словарь живаго великорускаго языка).

Источник: https://sudebnik.com/ugolovnyj/kto-zashhitit-svidetelej-zashhity.html

Защита потерпевшего в уголовном процессе. Как осуществляется защита свидетелей и потерпевших

Защита свидетелей в уголовном процессе

Защита потерпевшего и свидетелей — один из важнейших принципов в уголовном судопроизводстве. В этой статье он будет подробно раскрыт.

Правовая основа защиты

Какую юридическую основу имеет под собой защита потерпевшего и свидетеля в ходе уголовного процесса? Напрямую на необходимость защиты указывают отдельные статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также Федеральный закон № 119 от 2004 года. Именно в последнем проекте и прописаны все необходимые данные, которые необходимо учитывать суду для защиты отдельных лиц.

Стоит выделить и еще один важный документ. Это постановление Верховного суда № 17 от 2010 года.

Так, представленный документ регламентирует необходимость передать сообщение всем нижестоящим судам о применении в определенных случаях ряда мер по защите и предоставлении безопасности потерпевшим и свидетелям. Данное ходатайство должно подаваться почти по всем уголовным делам.

Таким образом, защита свидетелей и потерпевших — это довольно большой и сложный процесс, имеющий под собой значительную правовую базу.

Меры безопасности: первая группа

Рассказывать о применении основных мер безопасности в отношении защищаемых лиц необходимо, опираясь на шестую статью соответствующего Федерального закона. Именно этот нормативный акт регламентирует основные методы, которые могут применяться в отношении потерпевшего или свидетелей. Вот, что сюда относится:

  • имущество, собственность и жилище находятся под личной охраной;
  • отрегулирована связь оповещения об опасных ситуациях, выданы средства индивидуальной защиты;
  • у охраны есть все необходимые данные о защищаемом лице;
  • обеспечена конфиденциальность определенных сведений.

Защита свидетелей и потерпевших может предполагать и другие, более «радикальные» меры:

  • внесение изменений в документы;
  • переезд на другое место жительства;
  • изменение внешних данных защищаемых;
  • изменение рабочего или учебного процесса и местоположения;
  • изоляция в безопасном месте и некоторые другие методы.

Далее стоит более подробно раскрыть те группы мер, которые может применять судебный орган в соответствии с ФЗ-119 и УПК РФ.

Меры безопасности: вторая группа

Дабы была обеспечена качественная защита потерпевшего и свидетелей, следователь имеет право не разглашать данные об их личности в протоколе. Под такую же систему могут попасть близкие и родственники защищаемых.

Однако стоит учесть, что подобную процедуру нельзя будет осуществить без оформления специального уведомления и заверения его судьей (стоит также отметить, что в течение всех дальнейших процессов в отношении защищаемых будут использоваться псевдонимы).

Следователь может установить систему прослушивания телефонных и иных переговоров между защищаемыми и иными лицами. Необходимы бывают подобные меры, как правило, лишь в том случае, когда существует явная угроза вымогательства или насилия в отношении потерпевшего или свидетелей.

Защита свидетелей и потерпевших может также предполагать следующие условия:

  • закрытое судебное заседание;
  • допрос, скрытый от посторонних лиц;
  • передача дела военному суду (с разрешения Генерального прокурора, и то лишь в самых крайних случаях).

Органы защиты

Названный выше Федеральный закон регламентирует возложение защиты свидетелей и потерпевших на определенные инстанции. Что это могут быть за органы? Каким образом они принимают решение о таком процессе, как защита потерпевших от преступлений?

Закон гласит, что существует ровно две группы органов, которые обязаны заниматься защищаемыми. Первая группа — органы, принимающие соответствующее решение.

Сюда можно отнести судью (или сам суд), руководителя следственного отдела, следователей, руководителей органов дознания и некоторых других лиц (или инстанций).

Вторая группа — это органы, которые занимаются непосредственным осуществлением мер безопасности. Здесь стоит выделить:

  • органы ФСБ;
  • органы контроля над оборотом наркотиков и психотропных веществ;
  • воинские части, командование воинских частей;
  • уголовно-исправительную систему;
  • судебных приставов;
  • иные государственные органы.

Таким образом, оформлением и осуществлением защиты занимается довольно большое количество самых различных инстанций.

Порядок осуществления защиты

Каким образом реализуется государственная защита свидетелей и потерпевших? Федеральный закон устанавливает ряд определенных этапов в работе соответствующих органов. Так, первое, что необходимо сделать, это собрать письменные заявления с будущих защищаемых. Естественно, без согласия самих потерпевших и свидетелей начать работу по их защите не выйдет.

Далее указанные органы должны проверить поданное им заявление о предоставлении защиты. Дается им на это ровно трое суток. Должны быть качественно рассмотрены причины просьбы. Лишь после этого принимается решение об отказе либо о согласии.

И в том, и в другом случае должно быть вынесено мотивированное заявление. Так, если дается согласие, то копия заявления отходит будущему защищаемому лицу.

Наконец, после того как все работы с документами будут закончены, соответствующие органы начинают подготовку по избранным мерам безопасности.

Насколько качественно осуществляется защита потерпевшего и свидетелей в Российской Федерации? Мнения на этот счет различны. Естественно, сами органы хвалят себя. Эксперты же говорят о том, что механизм защиты пока еще далек от совершенства.

Принципы осуществления защиты

Нельзя пропустить содержание четвертой статьи соответствующего Федерального закона. Именно в этой статье говорится об основных принципах, на основе которых и строится защита потерпевшего в уголовном процессе. Выделить здесь можно следующее:

  • государственная защита выстраивается на основе принципов законности; так, для каждого элемента, для каждой процедуры существует отдельная статья или глава в законах;
  • обязательным является принцип уважения свобод и прав любого гражданина РФ;
  • устанавливается принцип взаимной ответственности органов;
  • защита прав потерпевших не может осуществляться без прокурорского надзора и специального контроля;
  • применение методов безопасности никоим образом не должно мешать трудовым, жилищным, пенсионным или иным другим правам лиц, находящимся под защитой.

Это все принципы, которые прописывает соответствующий Федеральный закон.

Права и обязанности защищаемых лиц

Выше уже было рассказано о порядке работы органов, которые должны предоставлять защиту определенным лицам. Теперь же стоит рассказать о содержании статьи 23 ФЗ №119 от 2004 года. Именно в этой статье повествуется о правах и обязанностях лиц, находящихся под защитой. Вот, что относится к списку прав:

  • знание своих прав;
  • требование личной и имущественной безопасности;
  • требования социальной поддержки (применимо не во всех случаях);
  • требование мер дополнительной безопасности;
  • обжалование решений тех или иных органов в суде;
  • обращение за психологической помощью.

Об обязанностях стоит сказать следующее:

  • безукоризненное выполнение законных требований органов, предоставляющих безопасность;
  • информирование соответствующих органов об угрозе;
  • сохранение полученной тайны;
  • соблюдение требований федеральных законов и прочих нормативных актов.

Таким образом, закон о защите потерпевших и свидетелей регламентирует довольно большое количество обязанностей и прав самих защищаемых.

Ответственность

Глава 5 рассматриваемого Федерального закона регламентирует основные элементы ответственности, которые могут наступить за нарушение действий государственной защиты. При этом ответственность возлагается как на должностное лицо, так и на самого защищаемого.

Статья 25 ФЗ устанавливает, что то или иное должностное лицо, виновное в некачественном осуществлении государственной защиты, несет ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Статья 26 устанавливает основные меры ответственности за разглашение сведений о защищаемом лице.

При этом государственная защита потерпевших предполагает наложение ответственности и на само защищаемое лицо.

Так, может быть возбуждено соответствующее дело, если гражданин захочет продать, заложить, отдать или подарить все то имущество, которое было ему выдано в целях обеспечения безопасности.

Таким образом, защита потерпевшего по уголовному делу — это довольно серьезный и сложный процесс.

Материальное и финансовое обеспечение защиты

Защита потерпевшего в уголовном процессе не может осуществляться без соответствующего финансового, технического или материального обеспечения.

Статья 28 рассматриваемого Федерального закона указывает на то, что покупка всего необходимого оборудования осуществляется за счет государственных средств. При этом контролировать закупку всех технических средств обязана сама система органов безопасности.

Самое важное, что здесь стоит отметить, — это невозможность возложения расходов на защищаемое лицо. Такая система, как защита потерпевших от преступлений, предполагает закупку всего необходимого оборудования только за счет государственного бюджета.

Именно поэтому любые финансовые просьбы или требования со стороны органов защиты будут считаться незаконными.

Источник: https://autogear.ru/article/304/558/zaschita-poterpevshego-v-ugolovnom-protsesse-kak-osuschestvlyaetsya-zaschita-svideteley-i-poterpevshih/

Организация защиты свидетелей

Защита свидетелей в уголовном процессе

Данная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г.

№ 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

Кроме того, данная деятельность регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 21 сентября 2012 г.

№ 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 14 июля 2015 г.

№ 705 «О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице».

 

Для применения мер государственной защиты необходимо наличие установленных органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, данных о реальной угрозе убийства участника уголовного судопроизводства, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних – на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

Закон о защите свидетелей

Защита свидетелей в уголовном процессе

В российском законодательстве предусматривается особая защита свидетелей преступлений. Все вопросы, связанные с ней, регулируются Федеральным законом от 20.08.

2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — Закон № 119-ФЗ), а также Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ (УК и УПК).

Вышеупомянутый закон определяет круг лиц, которые подлежат государственной защите, а также органы, её осуществляющие. Также в этом нормативно-правовом акте описаны виды, основания и порядок осуществления данной процедуры.

Подобные законодательные акты имеются во всех прогрессивных правовых системах, поскольку свидетели уголовных преступлений действительно нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению безопасности.

Обратите внимание! Согласно закону специальная защита также предоставляется потерпевшим и остальным участникам уголовного судопроизводства.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе

В соответствии со ст. 2 Закона № 119-ФЗ, государственную защиту в уголовном судопроизводстве могут получить не только свидетели и потерпевшие, но и иные лица, а именно:

  • частный обвинитель и его законный представитель;
  • гражданские истец, ответчик и их законные представители;
  • подозреваемый и его защитник;
  • обвиняемый и его защитник;
  • подсудимый и его защитник;
  • осужденное или оправданное лицо;
  • лицо, в отношении которого было прекращено уголовное судопроизводство;
  • эксперты;
  • переводчики;
  • специалисты;
  • понятые;
  • педагоги;
  • психологи;
  • родственники и близкие лица всех перечисленных выше лиц.

Все указанные лица должны принимать участие в уголовном процессе. До возбуждения уголовного дела государственная защита также может осуществляться.

Меры по обеспечению безопасности принимаются в отношении жертвы, заявителей, очевидцев преступления и иных лиц, которые принимают меры по раскрытию либо предупреждению преступления, а также близких лиц и родственников вышеуказанных лиц.

Основания для защиты свидетелей и потерпевших

Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Закона № 119-ФЗ, основанием для предоставления государственной защиты прав потерпевших и свидетелей является наличие угрозы их жизни, здоровью и (или) имуществу. Помимо этого, законом предусматриваются меры социальной поддержки защищаемых лиц в том случае, если они необходимы в связи с их участием в уголовном процессе.

Обратите внимание! Меры защиты лиц в уголовном процессе принимаются только в том случае, когда имеются данные о присутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица либо его имуществу. Данная угроза должна быть связана с участием такого лица в процессе.

Для предоставления государственной защиты лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве, его родственник или близкий должны подать соответствующее письменное заявление в соответствии со ст. 16 Закона № 119-ФЗ.

В случае принятия решения о предоставлении государственной защиты без подачи письменного заявления участники уголовного судопроизводства, по отношению к которым будут применяться данные меры, должны дать письменное согласие.

Такое же согласие требуется и от совершеннолетних членов их семьи в случае, если применение мер защиты затрагивает их интересы.

Согласно ст. 17 Закона № 119-ФЗ меры социальной поддержки применяются в случае смерти либо гибели защищаемого лица, а также при причинении вреда его здоровью либо нанесения телесного повреждения в связи с его участием в уголовном процессе.

Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности

Меры безопасности, принимаемые по отношению к защищаемым лицам, регламентированы ст. 6 Закона № 119-ФЗ. К таким мерам относятся:

  • обеспечение неразглашения сведений о защищаемом лице (запрет операторам персональных данных выдавать какую-либо информацию о защищаемом лице, смена номера телефона, гос. номеров транспортного средства защищаемого лица);
  • перемена места работы (учебы);
  • замена старых документов на новые;
  • перемена внешности;
  • переселение на иное постоянное место жительства либо временное перемещение в безопасное место (с возмещением всех расходов, связанных с переездом, а также с гарантией трудоустройства и оказания материальной помощи);
  • выдача спецсредств (бронежилет, электрошокер, газовый баллончик) для обеспечения индивидуальной защиты, а также средств оповещения об опасности и связи с органом, осуществляющим защиту(сотовый телефон, портативное радиоустройство, пейджер);
  • предоставление личной охраны, а также охранные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.

Вышеперечисленные меры обычно применяются в целях защиты свидетелей в уголовном процессе и осуществляются в соответствии с «Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 №  630.

По отношению к лицу, которое содержится под стражей или отбывает наказание, применяются дополнительные меры для обеспечения безопасности, к которым относится перевод такого лица в другое место для отбывания наказания или содержания под стражей.

Отдельно стоит сказать об обеспечении безопасности военнослужащих. По отношению к этой категории граждан меры безопасности, перечисленные в ст. 6 Закона № 119-ФЗ, применяются с учетом особенностей прохождения военной службы.

В целях обеспечения защиты военнослужащих может применяться их перевод (командирование) в другую воинскую часть либо военное учреждение. Согласно ст. 13 Закона № 119-ФЗ данная мера применяется как к защищаемым военнослужащим, так и к тем лицам, от которых исходит угроза.

Для перевода необходимо письменное согласие военнослужащего. Кроме того, при переводе военнослужащий должен быть назначен на равную должность.

Органы защиты свидетелей и потерпевших

Органы, которые осуществляют защиту свидетелей, потерпевших и иных лиц в уголовном судопроизводстве, перечислены в ст. 3 Закона № 119-ФЗ. Все они делятся на три категории:

  • те, кто ответственен за принятие решения об осуществлении мер гос. защиты (суд, начальник органа дознания, следователь с согласия руководителя следственного органа либо сам этот руководитель);
  • те, кто осуществляет такую защиту (МВД, ФСБ, военная полиция, командование воинских частей, таможенные органы, учреждения ФСИН и иные органы, на которые в соответствии с законодательством РФ могут быть возложены обязанности по осуществлению мер безопасности);
  • те, кто предоставляет социальную поддержку (органы, уполномоченные Правительством РФ).

Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления

Порядок осуществления защиты свидетелей, потерпевших и остальных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, предусмотрен ст. 18 Закона № 199-ФЗ. Согласно этой статье данная процедура на стадии предварительного расследования, во время ведения уголовного дела и после вынесения решения суда осуществляется по одной и той же процедуре.

Представитель органов, принимающих решение о необходимости применения мер охраны, после получения письменного заявления от гражданина обязан проверить его и дать ответ в течение 3-х дней.

Такая проверка осуществляется при взаимодействии с органами, осуществляющими государственную защиту.

Если в течение этого времени не удается провести проверку, представитель органа должен представить мотивированное ходатайство в орган, принимающий решение о применении мер охраны, о продлении такого срока на 30 суток (максимум).

Обратите внимание! В случаях, которые не терпят отлагательства (например, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью защищаемого лица) решение о предоставлении государственной защиты должно быть принято немедленно.

После проведения проверки орган, принимающий решение о необходимости государственной защиты, получает письменные результаты проверки, в которых содержится информация о наличии (отсутствии) реальной угрозы для защищаемого лица. Мотивированное постановление (определение) о принятом решении высылается в органы, осуществляющие государственную защиту, а также самому защищаемому лицу.

Обратите внимание! Постановление (определение) об отказе либо о предоставлении государственной защиты обжалуется в прокуратуру, суд либо вышестоящий орган. Такая жалоба рассматривается в течение одних суток с момента ее поступления.

Необходимые меры безопасности и способы их применения определяются органом, осуществляющим гос. охрану. Он должен проинформировать о принятых мерах орган, принявший решение о предоставлении государственной защиты.

С защищаемым лицом заключается договор. В данном договоре подробно описываются:

  • избранные меры по обеспечению безопасности и условия их применения;
  • права и обязанности сторон;
  • персональные данные, подлежащие защите (в случае избрания такой меры, как соблюдение условий конфиденциальности защищаемого лица).

Законом также предусматривается обеспечение психологической поддержки защищаемого лица.

Решение об обеспечении мер социальной поддержки в отношении родственников лица, погибшего либо пострадавшего в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, также принимается уполномоченным органом по заявлению гражданина.

Срок для принятия такого решения аналогичный — 3 суток. В данном случае указанный срок не может быть продлен на 30 суток.

Постановление (определение) об отказе либо предоставлении мер социальной поддержки обжалуется в прокуратуру, вышестоящий орган либо в суд, только рассматривать такую жалобу будут в течение месяца.

В случае принятия положительного решения, оно направляется гражданину, подавшему заявление об обеспечении мер социальной поддержки, а также органу, такую поддержку предоставляющему. Последний обязан предоставить указанную поддержку в течение 10 суток.

Согласно ст. 20 Закона № 119-ФЗ установленные меры безопасности могут быть отменены. Делается это по письменному заявлению защищаемого лица. Также данное действие может быть осуществлено в результате подачи письменного заявления органа, осуществляющего государственную защиту, в случаях, когда:

  • были устранены основания для их применения;
  • гражданин отказывается от заключения договора с органом, обеспечивающим меры государственной защиты;
  • защищаемое лицо нарушает условия заключенного договора, в связи с чем дальнейшее обеспечение его безопасности невозможно.

Письменное заявление об отмене мер безопасности рассматривается уполномоченным органом в течение трех суток, после чего по нему выносится решение, которое также может быть обжаловано в суд, прокуратуру либо вышестоящий орган. В течение 24 часов вышеуказанный орган обязан рассмотреть жалобу.

Составить необходимое заявления о применении или об отмене мер безопасности помогут юристы, позвонить которым можно по указанным на сайте телефонам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Источник: https://opravdaem.ru/services/zakon-o-zashite-svidetelej/

Добавить комментарий