Причинно следственная связь в административном правонарушении

В этой статье:

Причинно следственная связь в административном праве

Причинно следственная связь в административном правонарушении

Элементами (признаками) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Общественные отношения, являющиеся объектом административного правонарушения, регулируются нормами не только административного, но в ряде случаев — конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

Понятие, состав административного правонарушения, его элементы

Административное правонарушение обладает следующими признаками: — общественная опасность – в результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства; — противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права; — виновность – деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т.

Административное правонарушение

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки. 1. Противоправность действия (бездействия) . Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения; 2. Виновное действие (бездействие) .

К ним относятся: деяние (действие или бездействие); его вредные последствия; причинно-следственная связь между деянием и последствиями; место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения правонарушения. Деяние — обязательный и основной элемент объективной стороны, который проявляется в двух формах: действии и бездействии. Деяние следует рассматривать как активное поведение лица.

Объект и объективная сторона административного правонарушения

В этой связи объектом любого административного правонарушения всегда выступают общественные отношения. Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.

2 КоАП РФ, то есть личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарноэпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Квалификация представляет собой разновидность публичных процессуальных действий, осуществляемых уполномоченными должностными лицами при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Начальным процессуальным действием при квалификации является установление события административного правонарушения — выявление причиненного им ущерба (имущественного ущерба, физического (телесного), морального или репутационного вреда) и других общественно опасных последствий проступка.

Выявление ущерба необходимо при квалификации так называемых материальных составов административных правонарушений, в этих случаях диспозиция или гипотеза соответствующего предписания правовой нормы указывает на вредоносность проступка как необходимое условие его квалификации.

При квалификации большинства административных правонарушений общественно опасные последствия выражены в нематериальной форме; в этих случаях выявление противоправного деяния, т.е.

Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Экспертиза Назначение экспертизы Порядок назначения экспертизы Назначение судебной экспертизы по отдельным видам судопроизводства

Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

Такое определение может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего, прокурора, защитника (п.

12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

с изм.

Ключевое значение в системе мер администра- 210 Глава IV. Административное право тивного принуждения принадлежит мерам административной ответственности. Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности.

Выделяют также административно-предупредительные меры.

Основной их целью является предупреждение возможных правонарушений, которые носят принудительно-профилактический характер (проверка, досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.).

Скептическое отношение к требованиям об убытках привело к бурному развитию институтов, которые можно охарактеризовать как суррогаты убытков (неустойка, компенсация за нарушение исключительных прав и др.).

Однако в последнее время суды, в том числе Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд РФ, высказали ряд позиций, которые могут положительно повлиять на правоприменительную практику и реанимировать институт возмещения убытков.

На семинаре будут проанализированы актуальные вопросы возмещения вреда (как договорного, так и внедоговорного) с учетом последних тенденций правоприменительной практики. Возмещение вреда в системе способов защиты права. Соотношение деликтных и договорных требований о возмещении убытков и требований из неосновательного обогащения.

Общественные отношения, выступающие как объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев — конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права, но охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях . Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления. Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель.

Таможенный тариф как административно-правовой инструментарий

Поэтому в классическом советском административном праве и процессе оно неизвестно.

Данное явление является новым и малоисследованным с научной точки зрения и поэтому требует инновационного отклика науки административного права и процесса.

На наш взгляд, юридическая практика в таможенной сфере, связанная с классификацией товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (в ред.

Первое: оно должно формально подпадать под признаки преступления, предусмотренного уголовным законом.

Иными словами, в нем чисто внешне должна присутствовать уголовная противоправность. Второе: в нем отсутствует другое свойство преступления — общественная опасность.

Как правило, она отсутствует потому, что ущерб, причиненный деянием, мизерный. Отсюда деяние в целом оказывается непреступным.

Чаще всего определенный вред, некоторая антисоциальность в малозначительных деяниях имеют место.

Понятие и признаки административного правонарушения

Административное правонарушение характеризуется следующими признаками: Наличие деяния в форме действия или бездействия; Противоправность деяния, связанная с нарушением установленных законодательством правовых норм ; Виновность деяния, которая выражается в умышленных или неосторожных действиях лица в результате проявления его воли; Наказуемость деяния, которое заключается в применении к виновному лицу установленных законом мер ответственности; Антиобщественность деяния, которая заключается в причинении виновным лицом общественного вреда, в результате чего понижается уровень правосознания и наносится ущерб правовой культуре. Конкретное деяние считается административным правонарушением только в том случае, если оно одновременно содержит все вышеуказанные признаки.

Источник: http://urist-rostova.ru/prichinno-sledstvennaja-svjaz-v-administrativnom-prave-49627/

Доказательства по делам об административных правонарушениях. Признаки правонарушения. Статья 26.2 КоАП РФ :

Причинно следственная связь в административном правонарушении

Разрешить правонарушение зачастую бывает еще сложнее, чем расследовать и доказать преступление.

Связано это с множеством самых разных деталей и элементов, которые могут присутствовать при нарушении закона.

Российский КоАП устанавливает ряд признаков, особых обстоятельств и доказательств по делам об административных правонарушениях. Именно об этих элементах будет подробно рассказано в статье.

Признаки правонарушения

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, правонарушение может иметь две формы: действие и бездействие. В совокупности эти виды именуются деянием.

Что характерно для деяния, противоречащего закону? Во-первых, противоправность. Бездействие или действие может быть допущено вопреки законным установкам. Во-вторых, для правонарушения характерна виновность.

При этом вина может иметь несколько видов, в числе которых умысел и неосторожность.

Умышленное нарушение право характеризуется осознанием виновного лица происходящего. Нарушитель прекрасно понимает, что нарушает закон, однако не желает останавливаться. В случае же с правонарушением по неосторожности виновное лицо могло предвидеть последствия незаконных действий, однако никак не имело возможности повлиять на их предотвращение.

Дело об административном правонарушении умышленного характера имеет куда более серьезный характер, чем дело о нарушении по неосторожности. Именно поэтому и санкции здесь устанавливаются более жесткие.

В ряду остальных признаков также выделяются субъект правонарушения и наказуемость деяния.

Объективная сторона административного правонарушения

Виновность, противоправность, наказуемость, наличие субъекта — всего этого может быть недостаточно для возбуждения дела об административном правонарушении. При отсутствии состава правонарушения нельзя говорить о возможности возбудить административное дело.

Что включает в себя административный состав нарушения? Во-первых, объект. В данном случае это общественные отношения, которые охраняются рядом санкций. Общим объектом будет являться совокупность общественных отношений, что регулируются нормами российского права.

Объект также имеет деление на две формы: родовую и непосредственную. Родовыми объектами являются правонарушения, зафиксированные в частях КоАП РФ: это гражданские права, отношения в сфере охраны имущества и т.д. Есть также непосредственный объект, выделяется который в отдельных главах КоАП РФ.

Таким образом, непосредственные объекты группируются в родовые.

Что является объективной стороной нарушений закона? Согласно заключениям специалистов, это все признаки правонарушения. Здесь стоит выделить причинно-следственные связи, негативные последствия и т.д.

Субъективная сторона правонарушения

Субъектом нарушения права является любой вменяемый гражданин, достигший 16 лет и совершивший административное правонарушение. Субъекты могут быть специальными и особыми.

В первом случае речь идет про несовершеннолетних, должностных лиц, специальных работников и т.д.

В случае же с особыми субъектами выделяются военнослужащие, некоторые государственные или судебные деятели и прочие граждане.

Субъективной стороной нарушения права является психическое отношение субъекта к совершенному нарушению. Речь здесь идет о понятии «вина», которое меняется в зависимости от формы правонарушения: умышленного или неосторожного.

Предмет доказывания

Обстоятельства по делам об административных правонарушениях подлежат специальным процедурам проверки и экспертизы. Немалую роль здесь играет и процедура доказывания. Что она собой представляет?

Сбор, объединение, исследование, оценивание, использование и применение доказательств — все это входит в так называемый предмет доказывания. Все представленные процедуры необходимы для установления объективной истины по делам о нарушениях права. Доказыванием занимается сам судья, либо уполномоченные на то должностные лица.

Основной вопрос, на который должна предоставить ответ процедура доказывания, выглядит довольно просто: было ли правонарушение? Правильно ответить на этот вопрос можно будет лишь в том случае, если собраны и проанализированы все доказательства по делам об административном правонарушениях.

Выяснение обстоятельств

Для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо собрать и проверить несколько простых обстоятельств. Здесь стоит выделить:

  • виновность лица в совершении правонарушения;
  • наличие правонарушения;
  • размер и характер ущерба, что был причинен правонарушением административного типа;
  • само лицо, совершившее нарушающее закон деяние;
  • ряд смягчающих или исключающих дело обстоятельств;
  • ряд отягчающих обстоятельств;
  • иные факторы, что имеют значение для грамотного и своевременного разрешения дела.

Перед началом сбора доказательств по делам об административных правонарушениях стоит обратить внимание на все вышеперечисленные факторы.

Вещественные и документальные доказательства

Доказательств в административном судопроизводстве много. Именно поэтому специалисты в области права разработали ряд классификаций, где нужные элементы можно разбить на группы. Вначале стоит рассказать о вещественных элементах предмета доказывания.

Любой материальный предмет, который может выступать в качестве предмета доказывания, имеет статус вещественного доказательства.

Законом устанавливается, что такие предметы должны быть сфотографированы и документально охарактеризованы. О наличии материальных доказательств будет указано в протоколе о совершении правонарушения.

Судья или любое другое должностное лицо будут обязаны принять все необходимые меры по сохранению доказательств.

Следующая группа доказательств представляет собой документацию. Документы могут быть как частью вещественных доказательств (описания предметов), так и фиксацией элементов нематериального типа (показания свидетелей).

Вещественные и документальные доказательства формируются и в другую классификацию, о которой будет рассказано далее.

Доказательства по источнику происхождения нарушения

В судебной практике часто применяется группа доказательств по месту происхождения нарушений. Здесь выделяются личные, вещественные и документальные элементы.

Под личными доказательствами понимаются объяснения лиц, в отношение которых ведется дело об административном правонарушении. Показания свидетелей как носителей соответствующей информации являются основными элементами группы личных доказательств.

Доказательства вещественного характера представляют собой материальные объекты. Самый распространенный пример — орудие правонарушения. Здесь же стоит выделить фотографии, видео или аудиозаписи, показания приборов и т.д.

Документы составляют третью группу доказательств. Зафиксированы они могут быть как в письменной, так и в электронной форме. Любые заявления или справки, относящиеся к делу, могут выступать в качестве документальных элементов доказывания.

Доказательства по способу формирования

Виды доказательств по делу об административном правонарушении делятся также на производные и первоначальные. Первоначальные (прямые) доказательства формируются на базе первоисточников — свидетельских показаний, документов, видеозаписей и т.д.

Доказательства же производного характера могут быть получены на основе первоначальных сведений. Это, как правило, некие промежуточные звенья: копии документов, дополнительные аудио- или видеозаписи, новые свидетельские показания, слепки следов и т.д.

Еще одна классификация доказательств применяется практически постоянно, а закреплена она в ст. 26.2 КоАП РФ. Здесь выделяются обвинительные или оправдательные элементы в предмете доказывания. Они, по сути, завершают делопроизводство. Судья либо выносит обвиняемому приговор, либо освобождает его.

Экспертиза

Экспертная деятельность занимает особое место в предмете доказывания. Специалисты дают оценку доказательствам по делу об административном правонарушении. Составляется специальное экспертное определение, в котором указываются:

  • основания проведения экспертизы;
  • наименование экспертного учреждения;
  • вопросы, которые ставятся перед экспертом;
  • перечень материалов дела.

Эксперт обязан качественно реализовать все свои профессиональные функции и предоставить характеристику каждому из представленных пунктов. Несогласие с экспертным заключением должно быть мотивировано.

Истребование документации

Истребование является полномочием судебного органа, судьи или уполномоченного должностного лица. Это важнейший элемент в предмете доказывания. Но как он применяется?

Вначале полицией, следственными или дознавательными органами ведется работа по сбору доказательств. После набора необходимого количества вещей и показаний происходит группирование по классификациям. Доказательства могут поочередно предъявляться суду.

При этом должностные лица или сам судья имеют право на запрос всего доказательственного пакета. Истребуемые сведения должны быть переданы в течение трех дней с момента получения соответствующего определения.

Если же правонарушение может повлечь арест или выдворение, то пакет должен быть передан незамедлительно.

Суд также может оценивать доказательства. Для этого, как правило, привлекаются эксперты и создается коллегиальный орган. Все элементы оцениваются путем полного, объективного, всестороннего исследования.

Имеет здесь место и внутреннее убеждение. Рассматриваются источники доказательств — например, граждане, предоставившие показания.

Стоит также отметить, что никакие доказательства не могут обладать заранее установленной силой.

Какие обстоятельства смягчают ответственность?

Стоит обратиться к статье 4.2 КоАП РФ. В ней рассказывается про ряд обстоятельств, которые могут смягчить ответственность за правонарушение. Вот что здесь необходимо выделить:

  • провинившееся лицо раскаялось;
  • лицо, совершавшее правонарушение, осознало незаконный характер своих действий и добровольно попыталось предотвратить последствия содеянного;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, добровольно «сдалось» в уполномоченный правоохранительный орган;
  • лицо посодействовало правоохранительным органом в раскрытии дополнительных обстоятельств правонарушения;
  • лицо предотвратило вредные последствия правонарушения;
  • виновное лицо добровольно возместило вред пострадавшим;
  • правонарушение было совершено несовершеннолетним лицом;
  • нарушение закона было реализовано в состоянии аффекта — сильного душевного волнения (здесь же допускаются тяжелые личные или семейные обстоятельства);
  • правонарушение было совершено беременной женщиной или мужчиной, у которого на попечении имеется малолетний ребенок.

Стоит отметить, что некоторые доказательства по КоАП также могут смягчать ответственность. Речь идет о тех моментах, когда предмет доказывания указывает на смягчающие обстоятельства.

Какие обстоятельства исключают ответственность?

В статье 24.5 закреплен ряд обстоятельств, которые полностью исключают дело об административном правонарушении. Здесь стоит отметить:

  • отсутствие события нарушения права;
  • совершение нарушающего закон деяния в крайней необходимости (например, при спасении собственной или чьей-то жизни);
  • отсутствие состава нарушения права;
  • не достижение виновным лицом возраста наступления административной ответственности, невменяемость лица;
  • издание Госдумой акта амнистии и много другое;
  • снятие с рассмотрения или полное отсутствие доказательств по делам об административных правонарушениях (статья 26.2 КоАП РФ).

Здесь же нужно выделить смерть виновного лица. Как только ЗАГС выдает свидетельство о смерти гражданина, прекращается и административное делопроизводство.

Какие обстоятельства отягчают ответственность?

Если человек продолжает нарушать нормы закона, несмотря на предъявление соответствующих требований от правоохранительных органов, то санкции в отношении такого лица могут быть ужесточены. То же касается случаев допущения повторного совершения административного правонарушения, когда еще не сняты санкции за первое нарушение.

В качестве дополнительных отягчающих обстоятельств стоит отметить совершение правонарушения в состоянии опьянения, нарушение закона группой лиц, совершение правонарушение во время чрезвычайной ситуации и т. д.

Источник: https://BusinessMan.ru/dokazatelstva-po-delam-ob-administrativnyih-pravonarusheniyah-priznaki-pravonarusheniya-statya-koap-rf.html

Добавить комментарий