Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров закон

Содержание
  1. Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров — какой закон готовит Минтруд
  2. Российские работодатели неохотно берут на работу пожилых людей
  3. Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров — лишь одна из предложенных Минтруда мер
  4. Что еще предлагает Минтруд в качестве гарантий людям предпенсионного возраста
  5. Закон о запрете увольнения работников предпенсионного возраста
  6. Понятие «Предпенсионный возраст»
  7. Закон об уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста
  8. Как будет реализовываться ответственность за увольнение будущих пенсионеров?
  9. Плюсы и минусы данного наказания
  10. Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров
  11. Ответственность за увольнение будущих пенсионеров – современные нормативы
  12. Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров – источники информации
  13. Как будет реализовываться ответственность за увольнение будущих пенсионеров
  14. Почему нужна ответственность за увольнение будущих пенсионеров
  15. Плюсы и минусы ответственности за увольнение будущих пенсионеров
  16. Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров: какой закон готовит Минтруд
  17. Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров – лишь одна из предложенных Минтрудом мер
  18. Что еще предлагает Минтруд как гарантии людям предпенсионного возраста
  19. Беззащитный возраст. Почему закон не защищает будущих пенсионеров от увольнения | Финансы и инвестиции
  20. Российские реалии
  21. Последствия для рынка

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров — какой закон готовит Минтруд

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров закон

Обнародование планов по повышению пенсионного возраста в России уже с 2019 года оказалось настолько поспешным, что государство даже не успело просчитать негативные последствия.

Несмотря на то, что внимательным наблюдателям давно было понятно, что пенсионный возраст обязательно будет повышаться после президентских выборов, никакая подготовительная работа, по всей видимости, заранее не велась. Возможно, для того, чтобы избежать нежелательных утечек в прессу.

После того, как правительству указали на самые очевидные проблемы, которые вызовет пенсионная реформа, оно начало спешно латать обнаруженные дыры, причем так, как только и умеет наше государство — методами запретов и ограничений.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров — мера, которую Минтруд предлагает в качестве гарантии сохранения работы для пожилых россиян предпенсионного возраста.

pxhere.com

Российские работодатели неохотно берут на работу пожилых людей

Это факт, который общеизвестен. Причем шансы на то, чтобы устроиться на работу, снижаются задолго до наступления пожилого возраста, будь то пенсионный или предпенсионный. Довольно часто сложности с работой возникают у людей уже старше 40 лет, резко снижаются шансы на трудоустройство после 50 лет. Это показывают любые исследования.

Как отмечают эксперты, сильнее всего такая дискриминация проявляет себя в частном секторе экономике. Если в государственных организациях к людям пожилым относятся более лояльно, то для бизнеса прежде всего важно зарабатывание денег и эффективность каждого конкретного работника.

Понятно, что человек пожилой в некоторых ситуациях может не уступать в эффективности своим молодым коллегам. Но в целом существующий стереотип говорит о том, что работники старше 50 лет приносят меньше пользы, чем молодежь.

Работодатели жалуются на то, что “возрастные” работники часто теряют мотивацию к труду, особенно когда долгое время работают на одном и том же месте. Иногда они не успевают за теми изменениями, которые происходят, не хотят обучаться и получать новые компетенции. Понятно, что для бизнеса в данном случае проще избавиться от работника, чем стимулировать его к развитию.

Все эти проблемы совсем не новы. Но на них обратили более пристальное внимание сейчас, когда государство приступило к пенсионной реформе.

Один из первых справедливых вопросов, который задали авторам реформы критики повышения пенсионного возраста — где люди найдут работу. Человек предпенсионного возраста и сегодня испытывает сложности с этим. Государство предлагает пребывать россиянам в этом униженном состоянии еще 5-8 лет до наступления пенсии.

Поскольку пенсионную реформу нужно протолкнуть во что бы то ни стало, начал срочно готовиться целый пакет поправок в трудовое законодательство. Теоретически эти поправки должны решить  описанную проблему.

mil.ru

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров — лишь одна из предложенных Минтруда мер

Министерство труда разработало целый пакет предварительных предложений по поводу изменения в законодательстве. Все эти изменения должны помочь людям пожилым сохранять рабочее место вплоть до выхода на пенсию по новым правилам.

Самая громкая из предложенных новинок — уголовная ответственность для работодателя за увольнение работника предпенсионного возраста. Разберемся детальнее, о чем идет речь.

“Предпенсионным возрастом” предлагается назвать два года до выхода человека на пенсию. То есть, если для мужчин пенсионный возраст повысят до 65 лет, предпенсионный возраст будет означать возраст между 63 и 65 годами. Для женщин при повышении возраста выхода на пенсию до 63 лет это, соответственно, возраст от 61 года до 63 лет.

Учитывая то, что пенсионный возраст будут повышать плавно, во время переходного периода также нужно ориентироваться на эти “минус два года”, применяя их к текущему пенсионному возрасту в тот или иной год.

Минтруд предлагает внимательно разбираться со всеми случаями увольнения человека указанного возраста, если оно произошло не по его собственному желанию. Если работник предпенсионного возраста будет уволен по инициативе работодателя или по так называемому обоюдному согласию, работодатель должен уведомить об этом службу занятости и объяснить, что произошло.

Если увольнение будущего пенсионера было необоснованно, работодателя может ожидать ответственность вплоть до уголовной.

Несмотря на благие пожелания, которые заложены этой мерой, она явно не выглядит хорошим решением. Если работодателю что-то не нравится в пожилом работнике, ничто не мешает уволить его до наступления так называемого предпенсионного возраста.

Если до пенсии человеку остается 2,5 года, для работодателя это будет самым удобным моментом избавиться от него. Никакая уголовная ответственность грозить еще не будет.

Хотя, разумеется, причины для увольнения должны быть весомыми, иначе организацию ждет крупный штраф.

Разумеется, такая мера никак не решает и проблему с трудоустройством для тех будущих пенсионеров, которые ищут работу.

Возможно, уголовная ответственность за увольнение работника в предпенсионном возрасте даже станет дополнительной помехой.

Аналогично тому, как работодатели неохотно берут на работу молодых девушек, опасаясь их скорого ухода в декрет, они будут отказывать людям пожилым, чтобы в будущем не испытывать проблем при их увольнении.

pxhere.com

Что еще предлагает Минтруд в качестве гарантий людям предпенсионного возраста

Одна из главных мер — повышенные пособия по безработице для таких людей. Как известно, такие пособия в России не пересматриваются уже целое десятилетие, и они давно обесценились. Максимум, который можно получить — сумма меньше пяти тысяч рублей, что не дотягивает даже до половины прожиточного минимума.

Каким будет повышенное пособие для безработных людей предпенсионного возраста, пока неизвестно. Но фактически такое пособие, видимо, окажется заменой минимальной пенсии. Однако государство через службу занятости будет постоянно побуждать человека, который по старым правилам давно был бы на пенсии, искать себе работу и не сидеть на государственной шее.

В готовящихся законопроектах речь также пойдет о переобучении пожилых людей новым профессиям. Правительство должно будет определить приоритетные профессии, которые, с одной стороны, востребованы на рынке труда, а с другой стороны, будут посильны для освоения людьми пожилыми.

Как бы то ни было, эксперты говорят о том, что никакие подобные предложения полностью проблему не решат. По разным оценкам, от 100 до 200 тысяч несостоявшихся пенсионеров ежегодно будут оказываться без работы и без права на пенсию.

Источник: https://bankiclub.ru/novosti/ugolovnaya-otvetstvennost-za-uvolnenie-budushhih-pensionerov-kakoj-zakon-gotovit-mintrud/

Закон о запрете увольнения работников предпенсионного возраста

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров закон

Сегодня мы расскажем вам о законе, который вводит запрет на увольнения работников предпенсионного возраста.

Все мы помним, какой общественный резонанс вызвало предложение увеличить пенсионный возраст. В сентябре 2018 года Президент обратился к населению страны и предложил более мягкий переход к новым условиям, а также гарантировал возможность доработать гражданам до момента обращения за страховой пенсией.

Вместе с тем эта гарантия должна подкрепляться мерами, которые государство вправе применить к недобросовестным работодателям. Тогда было предложено ввести уголовную ответственность в случаях ущемления прав лиц предпенсионного возраста в связи с:

  • необоснованным отказом в приеме на работу;
  • необоснованным увольнением.

Понятие «Предпенсионный возраст»

В законодательные акты введено новое понятие, которое определили как предпенсионный возраст. Это пятилетний период, который предшествует дате возникновения у гражданина права на обращение за страховой пенсией. При увеличении возраста выхода на пенсию предпенсионным будет считаться период:

  • 55-60 лет для женщин;
  • 60-65 лет для мужчин.

В переходный период будет действовать правило отсчета от общеустановленного возраста выхода на пенсию в конкретный год минус 5 лет.

Закон об уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста

Законопроект довольно быстро прошел все чтения в Госдуме, уже 3 октября 2018 года подписан Президентом и опубликован.

Закон 352-ФЗ внес изменения в Уголовный кодекс, дополнив его статьей 144.1.

Теперь за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение граждан, которым до выхода на пенсию по старости осталось не более 5 лет, работодателям грозят меры уголовного преследования.

Статья предусматривает следующие виды наказания виновного лица:

  • штраф в сумме до 200 тысяч рублей;
  • заработная плата или иной доход осужденного за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы в объеме до 360 часов.

Как будет реализовываться ответственность за увольнение будущих пенсионеров?

Уволить работника итак непростая задача. Этому могут предшествовать либо серьезные нарушения трудовой дисциплины, либо сокращение штатов, либо ликвидация предприятия. Поэтому практически введенная в Уголовный кодекс статья будет работать в отношении тех граждан, кто не сможет трудоустроиться, чтобы «доработать» до пенсии.

К ответу по указанной статье будет привлекаться работодатель, т.е. сторона трудового договора, нарушивший порядок приема или увольнения лица предпенсионного возраста. Таким образом, будет определено должностное лицо, представляющее организацию, либо юридическое лицо.

При этом необходимо понимать норму необоснованности.

Это может быть только несоответствие работника профессиональным критериям, недостаточность опыта работы, отсутствие необходимого образования и наличие иных факторов, которые могут повлиять на исполнение трудовых обязанностей. Иными словами, гражданин не соответствует квалификационным требованиям, и организация может дать ему обоснованный ответ по этому поводу.

Именно такая мера не позволит дискриминировать возрастную категорию, которая может лишиться работы по любой прихоти работодателя. Теперь такие проступки будут приравнены к уголовным.

Но законодатели не считают, что такие жесткие меры должны применяться в каждом случае. Не следует исключать из цепочки Инспекцию по труду.

Это первая инстанция, куда следует обращаться в случае нарушения трудовых прав. При рассмотрении дела в Инспекции обычно применяют меры, предусмотренные КоАПП.

Статья Уголовного кодекса, скорее, призвана предотвращать подобные нарушения.

Плюсы и минусы данного наказания

Подобная инициатива рассматривалась всесторонне и не все считают, что она принесет свои позитивные изменения в сфере труда. Отмечаются следующие преимущества нововведений:

  • у работодателей появляется сдерживающий фактор, не позволяющий отказать соискателю работы по причине пожилого возраста. Аналогична и ситуация с увольнением;
  • снизится количество граждан предпенсионного возраста, встающих на учет в Центры занятости и получающих пособие от государства. Напротив, они будут продолжать наполнять фонды и бюджет за счет отчислений с заработной платы.

Отрицательными моментами эксперты называют:

  • работодатели будут предусматривать ситуацию, и стараться разорвать трудовые отношения с работником еще до наступления предпенсионного возраста. Одновременно при приеме на работу лиц старшего поколения можно устанавливать ограничения, когда условия работы станут сдерживающим моментом. Все эти факторы вызовут рост безработицы среди зрелых людей;
  • возникнет вопрос с трудоустройством молодых специалистов из-за отсутствия вакансий. Организации будут вынуждены дать доработать будущим пенсионерам;
  • вероятно увеличится количество судебных процессов, связанных с выяснением причин отказа в приеме или увольнении лиц предпенсионного возраста. Необоснованность необходимо доказать.

Речь идет и о том, что принятый закон может негативно повлиять на эффективность ведения деятельности организаций.

Кадровый состав будет сложно обновлять, поскольку поднимается возрастная планка выхода на пенсию и уволить человека в зрелом возрасте станет невозможно. Опыт – хорошее дело, но зачастую возраст здесь выигрывает.

Другая сторона в том, что нельзя оставить гражданина предпенсионного возраста без средств к существованию.

Источник: https://trudtk.ru/uvolnenie/ugolovnaja-otvestvennost-za-uvolnenie-v-predpensionnyj-vozrast/

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров закон

— Организация бизнеса — Кадры — Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

В рамках пенсионной реформы одной из мер смягчения ее воздействия на российских граждан может стать уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров.

О подобных гарантиях для лиц предпенсионного возраста сообщали как Минтруд, так и сам Президент РФ Владимир Владимирович Путин в своем обращении к гражданам.

Ожидается, что ответственность за увольнение будущих пенсионеров сможет обеспечить сохранность их рабочих мест и защиту от произвола работодателей.

Ответственность за увольнение будущих пенсионеров – современные нормативы

Российское законодательство обеспечивает ряд социальных гарантий гражданам и иным лицам, трудящимся на территории РФ во всех субъектах хозяйствования.

В частности, положения ТК РФ предполагают достаточно много ограничений, налагаемых на работодателей, в том числе и в вопросах увольнения граждан.

Например, уволить сотрудника можно лишь при наличии веских на это причин, к коим относятся:

  • Совершение серьезного дисциплинарного нарушения – прогула, появления в состоянии опьянения, хищения.
  • Неоднократное нарушение дисциплины предприятия. Например – несколько опозданий в течение года, невыполнение распоряжений руководства.
  • Ликвидация предприятия. В таком случае все сотрудники так или иначе, но должны быть уволены без ограничений.
  • Сокращение штата. Это фактически единственная возможность для работодателей самостоятельно избавиться от некоторых сотрудников, однако она также предполагает ряд ограничений и гарантий для трудящихся, в том числе право преимущественного оставления на работе у отдельных их категорий, выплату выходных пособий.

Более подробно об увольнении по инициативе работодателя, которое производится в соответствии с нормативами статьи 81 ТК РФ, можно прочитать в отдельной статье.

Как можно понять из законодательных нормативов, сейчас никаких дополнительных гарантий для пенсионеров или лиц предпенсионного возраста не предусмотрено.

Единственной возможной мерой воздействия на работодателей, предусматривающей дополнительную ответственность, является применение к нему уголовного наказания при увольнении или отказе в приеме на работу беременных работниц и соискательниц.

Однако в рамках пенсионной реформы многих россиян ждут серьезные изменения, которые затронут не только непосредственно сферу пенсионного обеспечения и системы ее формирования, но и трудовые взаимоотношения. В том числе одним из возможных потенциальных изменений может стать внедрение механизма ответственности работодателей за увольнение граждан предпенсионного возраста.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров – источники информации

Широко о возможном введении уголовной ответственности за увольнение будущих пенсионеров экономисты и политики заговорили после обращения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина к народу, посвященного смягчению пенсионной реформы. Так, гарант Конституции озвучил несколько различных шагов, за счет которых проведение реформирования пенсионной системы не сильно ударит по российским гражданам.

Однако инициатива Владимира Путина не была первичной – еще в середине июля 2018 года разработку законопроекта, посвященного внедрению дополнительных механизмов социальной защиты лиц предпенсионного возраста начало Министерство Труда. В том числе уже на этом этапе разработки представители Минтруда сообщали о возможном введении уголовной ответственности за ограничение прав на труд у лиц предпенсионного возраста.

Пока что законопроект находится лишь в стадии разработки.

Более того – даже закон о пенсионной реформе еще не был принят Государственной Думой, поэтому никакой конкретной информации о том, как именно будет регулироваться ответственность за увольнение будущих пенсионеров, нет.

Важным аспектом в вопросе возможного использования механизмов привлечения работодателей к ответственности за нарушение трудовых прав будущих пенсионеров, является само определение предпенсионного возраста.

На сентябрь 2018 года правового регулирования этого понятия практически нет – единственным упоминанием о дополнительных соцгарантиях и льготах является закон о занятости населения, предполагающий повышенную продолжительность выплаты пособия по безработице для лиц, которым осталось менее двух лет до получения права на пенсию.

Однако новые изменения в пенсионном и трудовом законодательстве предполагают официальное закрепление понятия предпенсионного возраста с предоставлением расширенного пакета социальных гарантий таким лицам.

Так, предполагается, что они будут предоставляться лицам, которым до получения пенсии осталось 5 лет – с 55 лет женщинам, и с 60 лет мужчинам.

О том, как именно рассчитывается предпенсионный возраст и какие льготы подразумевает в проектах правительства и депутатов Госдумы, можно прочитать в отдельной статье.

Как будет реализовываться ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Владимир Путин в своей речи, обращенной к российским гражданам по поводу пенсионной реформы, упомянул возможность привлечения работодателей к ответственности как административного, так и уголовного характера за нарушение прав лиц предпенсионного возраста. Соответственно, для реализации таковой возможности обязательно в рамках пенсионной реформы должны будут вноситься изменения в содержимое Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях.

Возможных путей реализации такого вопроса предполагается несколько. Первый вариант предусматривает дополнение уже существующих статей УК РФ и КоАП РФ. То есть – внесение правок в статью 5.

27 КоАП РФ, рассматривающую нарушение трудового законодательства, и в статью 145 УК РФ, рассматривающую незаконный отказ в трудоустройстве или увольнение беременной. Однако для таких изменений придется изменять и наименование как минимум статьи УК РФ.

Поэтому более реалистичным выглядит вариант с добавлением новых нормативов, например – статьи 145.1 УК РФ, которая будет отдельно рассматривать уголовную ответственность за увольнение будущих пенсионеров.

Наравне с ответственностью за увольнение, Президент также упомянул и об обязательном применении аналогичных санкций к тем, кто будет отказывать лицам предпенсионного возраста в трудоустройстве.

Весь этот комплекс мероприятий, как ожидается, сможет уменьшить желание работодателей избавиться от стареющих работников – согласно статистике сейчас лишь государственные службы и некоторые крупные корпорации в своем большинстве не отказывают в возможности работать пенсионерам.

Небольшие же субъекты хозяйствования предпочитают набирать молодых сотрудников по целому ряду причин.

Ни в действующем законодательстве, ни в планируемых законопроектах не предусматривается особая ответственность за увольнение пенсионеров – лиц, которые уже получают пенсии. Внедрение особых механизмов правового регулирования затронет исключительно лиц, которые еще не получили права на пенсию.

Почему нужна ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Почему же российские работодатели не хотят работать с лицами пенсионного и предпенсионного возраста? В первую очередь это связано с рядом как фактических сведений, так и заблуждений, ведь даже достоверные и научно подтвержденные статистические данные о возможностях и склонностях возрастной группы оценивают ее в целом, а не предполагают применения этой информации к каждому пенсионеру.

При этом данная проблема является достаточно острой для российского рынка труда – согласно данным статистики, трудности в трудоустройстве начинают испытывать люди по достижении всего лишь 40 лет, а с 50 шансы на получение хорошего рабочего места приближаются к нулевым. В качестве основных причин увольнения стареющих работников или отказа их в приеме на работу, работодатели называют:

  • Низкую эффективность труда. Многие пенсионеры, особенно в сферах деятельности, где требуется выполнение больших объемов работ, особенно при использовании физического труда, действительно демонстрируют меньшую эффективность в сравнении с молодыми работниками. Однако в таком случае их увольнение или отказ в приеме на работу не являются фактической необходимостью, если работодатель имеет возможность установить сдельную оплату труда с конкретными нормативами выработки.
  • Плохую обучаемость пенсионеров. Снижение умственных способностей, интеллекта и скорости обучения с повышением возраста – научно доказанный факт. Пользуясь такой информацией, многие работодатели считают, что вложения в обучение сотрудников предпенсионного возраста являются куда менее эффективными, чем в молодых трудящихся, в том числе и по причине их скорого возможного выхода на пенсию. Однако фактически, некоторые лица предпенсионного возраста могут демонстрировать и лучшие результаты, с более высокой лояльностью к работодателям.
  • Повышенные риски текучести кадров. Преклонный возраст – это также одна из популярных причин в отказе для трудоустройства, если работодатель желает снизить текучесть кадров. Ведь большинство российских людей выходят на пенсию, а не продолжают работать по достижении возраста, дающего право на пенсионное обеспечение. Однако иные работодатели, в свою очередь, наоборот стремятся оставлять опытных работников в штате, мотивируя их дополнительными преференциями – ряд подобных дополнительных гарантий предполагает и законодательство.

Большинство подобных проблем предполагается устранить путем внесения новых изменений в трудовое законодательство.

Так, обучение работников предпенсионного возраста Президент предлагает возложить на государство или предусмотреть дополнительные компенсации затрат на него.

Бороться же с дискриминацией и предрассудками помогут именно внедряемые механизмы ответственности за увольнение будущих пенсионеров.

Плюсы и минусы ответственности за увольнение будущих пенсионеров

Подобная инициатива уже была всесторонне и неоднократно рассмотрена различными экспертами, и далеко не все из них считают, что закрепление в законодательстве ответственности за увольнение в предпенсионном возрасте принесет позитивные изменения. Однако авторы инициативы и Президент приводят следующие доводы, показывающие преимущества такого подхода:

  • У работодателей, а главное – непосредственно ответственных за процедуру увольнения лиц, появится серьезный сдерживающий фактор, учитывая высокое значение уголовной ответственности для всех сфер жизни, даже без фактического наказания в виде лишения свободы. Соответственно, любое подобное увольнение или отказ в трудоустройстве будут вопросом куда более сложного выбора, чем просто постановка подписи в документе.
  • За счет наличия ответственности снизится количество лиц, ожидающих своей пенсии в статусе безработных, что позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет и фонды, а также повысит количество фактически работающих лиц, что обеспечит их более активное наполнение.
  • Народное негодование из-за пенсионной реформы за счет такой инициативы будет смягчено, так как она предполагает дополнительные гарантии, которые начнут действовать уже с 2019 года, когда сама реформа продлится в течение как минимум 10 лет.

Однако критики указывают на следующие факты, которые может повлечь за собой введение уголовной ответственности за увольнение лиц предпенсионного возраста:

  • Система ответственности за увольнение или отказ в трудоустройстве беременной женщины работает достаточно плохо. Так, многие работодатели просто отказывают в приеме на работу молодым девушкам, опасаясь их ухода в декрет, а придумать достаточную причину для отказа в трудоустройстве, не связанную напрямую с беременностью не составляет труда. Аналогично этому, ничто не помешает работодателям заранее, с целью избежать будущих потенциальных проблем, увольнять работников до достижения ими предпенсионного возраста, что еще сильнее увеличит количество безработных.
  • Ответственность за увольнение будущих пенсионеров будет предполагать также снижение общего количества вакантных рабочих мест и повышение уровня безработицы, что усложнит трудоустройство молодых специалистов.
  • Эффективность ведения деятельности организаций может снизиться, если их в принудительном порядке обязать оставлять на работе сотрудников предпенсионного возраста вместо обновления кадрового состава и оптимизации управления персонала.

Возможна и эксплуатация нормативов законодательства сотрудниками предпенсионного возраста, которые могут пользоваться своим статусом для игнорирования требований работодателя и своих трудовых обязанностей, в том числе и с намерением оспорить незаконность увольнения в суде с получением ряда компенсаций. (37 голос., 4,20 из 5)
Загрузка…

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/ugolovnaya-otvetstvennost-za-uvolnenie-budushhih-pensionerov.html

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров: какой закон готовит Минтруд

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров закон

Опубликование планов повышения пенсионного возраста в России с 2019 года стало таким стремительны, что власти не успели проанализировать возможные отрицательные последствия.

Хотя внимательным людям давно было ясно, что пенсионный возраст точно начнут повышать после выборов президента, какую-либо подготовительную работу для этого, похоже, заранее не проводили. Может быть, во избежание просачивания информации в СМИ.

Когда правительству было указано на наиболее явные проблемы после введения пенсионной реформы, оно стало в спешном порядке латать найденные дыры, при этом, таким образом, как только и может российское государство – запретами и ограничениями.

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров: какой закон готовит Минтруд, что предлагают как гарантию сохранения работы для пожилых граждан предпенсионного возраста.

pixabay.com

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров – лишь одна из предложенных Минтрудом мер

Министерством труда разработан пакет предложений по изменениям в законодательстве. Они призваны помочь пожилым гражданам сохранить работу до самого ухода на пенсию по новым правилам.

Наиболее сильное из предложений – введение уголовной ответственности для работодателей за увольнение работников в предпенсионном возрасте. Разберемся подробно.

«Предпенсионным возрастом» предлагают назвать 2 года до ухода на пенсию. Это значит, что если мужчинам пенсионный возраст будет увеличен до 65 лет, то предпенсионным возрастом станет период между 63 и 65 годами. Женщинам при повышении возраста ухода на пенсию до 63 лет этот возраст составит от 61 до 63 лет.

С учетом того, что пенсионный возраст планируют повышать постепенно, в переходный период тоже потребуется опираться на данные «-2 года», используя их к текущему пенсионному возрасту в определенный год.

Минтрудом предлагается тщательно разбирать все случаи увольнения людей в этом возрасте, если они случились не по их собственному желанию. Если работник предпенсионного возраста увольняется по инициативе работодателя либо по обоюдному согласию, то работодателей хотят обязать уведомлять об этом службу занятости и объяснять, что конкретно случилось.

Если увольнение будущего пенсионера не обосновано, то работодателей может ждать ответственность до уголовной.

Хотя пожелания, заложенные подобной мерой, вроде бы благие, она не смотрится как хорошее решение. Если работодателя что-либо не устраивает в пожилом сотруднике, ничто не помешает уволить его до наступления предпенсионного возраста.

Если до пенсии человеку 2 с небольшим года, для работодателя это станет наиболее подходящим моментом убрать его. Какая-либо уголовная ответственность грозить здесь пока не будет.

Но, естественно, причины для увольнения должны быть весомыми, в противном случае организацию будет ожидать серьезный штраф.

Понятно, что эта мера никоим образом не решит проблему трудоустройства для будущих пенсионеров, подыскивающих работу.

Может быть, уголовная ответственность за увольнение сотрудника предпенсионного возраста даже будет еще одной помехой.

Так же, как и с тем, как работодатели неохотно принимают молодых девушек, боясь их ухода в декрет, они не будут брать людей пожилых, чтобы потом не испытать проблем с их увольнением.

pixabay.com

Что еще предлагает Минтруд как гарантии людям предпенсионного возраста

Одной из основных мер является увеличение пособия по безработице этим гражданам. Общеизвестно, что эти пособия в стране не пересматривались десятилетие, и давно обесценились. Максимальная сумма составляет менее 5 тысяч рублей, что не составляет даже 50% прожиточного минимума.

Каким станет увеличенное пособие для безработных граждан в предпенсионном возрасте, пока неясно. Однако по факту оно, похоже, станет заменой минимальной пенсии. Но власти через службу занятости будут все время побуждать людей, которые по старым правилам давно ушли бы на пенсию, подыскивать работу и не сидеть на гособеспечении.

Готовящиеся законопроекты затронут также переобучение пожилых людей новым специальностям. Правительство определит приоритетные специальности, востребованные на рынке труда и посильные для пожилых граждан.

Так или иначе, эксперты полагают, что какие бы то ни было похожие предложения на 100% проблему не решат. По различным оценкам, от 100 до 200 тысяч несостоявшихся пенсионеров каждый год станут оказываться безработными без пенсии.

Источник: https://b2bmaster.ru/novosti/ugolovnaya-otvetstvennost-za-uvolnenie-budushhih-pensionerov-kakoj-zakon-gotovit-mintrud/

Беззащитный возраст. Почему закон не защищает будущих пенсионеров от увольнения | Финансы и инвестиции

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров закон

Исследования показывают, что сами работники мало верят в эффективность судебной защиты своих прав в случае дискриминации.

В США и Европе было несколько успешных дел, разрешившихся в пользу заявителей, но в целом жалобы по фактам проявления неравенства рассматриваются крайне редко.

Причина в том, что доказать наличие дискриминации непросто, как и изменить решение работодателя.

Например, в США сам работник должен убедить суд, что у него хватало квалификации, чтобы получить должность, а также доказать свою принадлежность к дискриминируемой группе и то, что отказ в приеме на работу был обусловлен именно возрастом или социальным положением. И это притом что в Америке более 50 лет назад был принят закон «О возрастной дискриминации при найме».

Но надо отметить, что в США существует и так называемая дискриминация наоборот. Американцы в борьбе за равенство установили преимущества для групп, которым часто отказывают в трудоустройстве. Например, есть «квота для престарелых», из-за которой при равных возможностях 35-летнего и 60-летнего специалиста предпочтение отдадут пожилому.

https://www.youtube.com/watch?v=snSCoUMj_xo

В каждой европейской стране существует запрет на дискриминацию в сфере труда. На практике наиболее распространена дискриминация по национальности, политическому мнению, религии, принадлежности к профсоюзу и по возрасту.

В Великобритании закон, запрещающий дискриминацию по возрастному признаку, начал действовать в 2006 году. Тогда ситуация с «возрастными» безработными приобрела угрожающие масштабы. Во Франции, например, запрещено в объявлениях о вакансиях указывать максимальный возраст кандидата.

Во всем мире инструментом борьбы с «возрастной дискриминацией» является судебное преследование работодателя. Правда, цели такого преследования — компенсация убытков, морального вреда и штрафы, а обязать принять специалиста на открытую вакансию суды чаще всего не вправе.

Российские реалии

Россияне вынуждены обращаться в суд, если нарушается их право на труд. В ситуации с незаконным увольнением есть возможность получить судебное решение о восстановлении на работе.

Однако в случае необоснованного отказа в приеме на работу доказать дискриминацию крайне сложно, если нет письменного ответа от работодателя.

В системе российского правосудия действует общее правило: каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается.

В Уголовном кодексе РФ есть запрет на нарушение равенства прав и свобод человека, но возраст как вид дискриминации эта норма не включает. Более того, эта статья фактически не работает.

За 2016-2017 годы уголовные дела по ней вообще не направлялись в суд.

Также не применяется на практике уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременных.

За дискриминацию в России предусмотрена и административная ответственность. Но судебная практика по этой статье, мягко говоря, незначительна. Например, в 2017 году было рассмотрено всего 24 подобных дела. Причина в том, что доказать факт дискриминации трудно.

Чтобы ужесточение административной и уголовной ответственности за дискриминацию граждан предпенсионного возраста работало, нужно изменить механизм привлечения нарушителей и ввести контроль за применением запретов.

Было бы эффективнее наделить полномочиями по привлечению к административной ответственности Государственную инспекцию труда, предоставив ей возможность направлять в полицию материалы по фактам возрастной дискриминации.

Кроме того, нужно организовать взаимодействие инспекции по труду, центров занятости населения, образовательных и медицинских учреждений с работодателями всех уровней — от мелких предпринимателей до крупных корпораций.

Последствия для рынка

Бизнесу это нововведение, по сути популистского характера, вряд ли нанесет серьезный урон. Преступлением будут признаваться только доказанные умышленные действия по дискриминации работника. А на практике доказать это будет крайне сложно.

Квалифицированная кадровая политика и юридическая грамотность работодателя помогут защититься от необоснованных жалоб уволенных сотрудников или не принятых на вакантную должность соискателей.

Решение об увольнении, принятое исходя из деловых и профессиональных качеств, образования, опыта работы, не будет признаваться дискриминационным. Следует ожидать и введения льгот и субсидий для тех, кто старается сохранить в штате сотрудников рассматриваемой «группы риска».

Остается открытым вопрос, сможет ли повышенная ответственность работодателей решить проблему «возрастной дискриминации». Будут ли эффективными принятые меры, учитывая сложность в доказывании фактов дискриминации? Пока можно только сказать, что нововведение вряд ли окажет серьезное влияние на рынок труда.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/367505-bezzashchitnyy-vozrast-pochemu-zakon-ne-zashchishchaet-budushchih

Добавить комментарий