Уголовная ответственность за экономические и налоговые правонарушения

В этой статье:

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Уголовная ответственность за экономические и налоговые правонарушения

Уголовная ответственность за налоговые преступления характеризуется сложной правоприменительной практикой в части установления круга виновных лиц и определения мер ответственности за их деяния. Изучим, какими критериями при ведении таких дел могут руководствоваться суды и следственные органы.

Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?

Неуплата налога фирмой: виды наказаний

Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

Ответственность за сокрытие активов

Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

Итоги

Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:

  • ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
  • ст. 199.1 — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
  • ст. 199.2 — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
  • ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
  • ст. 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Основные виды наказаний, предусмотренные указанными выше статьями Уголовного кодекса:

  • штраф;
  • дисквалификация;
  • принудительный труд;
  • лишение свободы.

Изучим подробнее, за что они могут налагаться.

Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?

Статья УК РФ Наказуемое деяние Наказание в рублях/сроках (при особо крупном нарушении)* Примечания**
198 Совершение действий, отражающих тот факт, что:1. Плательщик (в статусе ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП) умышленно:
  • не предоставил вовремя налоговую декларацию;
  • предоставил декларацию, но включил в нее заведомо недостоверные данные.

2. Сумма налога, не отраженного в декларации, соответствует крупному или особо крупному ущербу

  • Штраф в 100–300 тыс. либо в размере зарплаты за 12–24 месяца (200–500 тыс. либо доход за 18–36 месяцев);
  • принудительный труд до 12 месяцев (до 36 месяцев);
  • лишение свободы до 1 года (до 3 лет);
  • арест до 6 месяцев
Крупный размер составляет:

  • от 900 тыс. (если сумма уклонения — более 10% от исчисленного налога);
  • от 2 млн 700 тыс. (независимо от исчисленного налога).

Особо крупный размер составляет:

  • от 4 млн 500 тыс. (более 20% от исчисленного налога);
  • от 13 млн 500 тыс. (независимо от исчисленного налога)

Теперь — о санкциях для организаций.

Неуплата налога фирмой: виды наказаний

Статья УК РФ Деяние Санкции Примечания
199 Совершение действий, аналогичных тем, что прописаны в ст. 198 УК РФ, плательщиком в статусе юрлица
  • Штраф 100–300 тыс. либо в размере зарплаты виновного за 12–24 месяца (200–500 тыс. или дохода за 12–36 месяцев);
  • выполнение работ по принуждению до 2 лет (до 5 лет) с дисквалификацией***;
  • заключение до 2 лет (до 6 лет) с запретом на ведение деятельности;
  • арест на 6 месяцев
Крупное нарушение:
  • от 5 млн (более 25% от исчисленных налогов);
  • от 15 млн (при любой сумме налога).

Особая величина:

  • 15 млн (более 50% от исчисленных налогов);
  • 45 млн (при любой сумме налога)

Теперь — об ответственности агентов по перечислению платежей в бюджет.

Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

Статья УК РФ Деяние Санкции Примечания
199.1 Обусловленное личными интересами игнорирование обязанностей агента по платежу в крупной или особо крупной форме
  • Штраф 100–300 тыс. (200–500 тыс.) или же в величине зарплаты за 12–24 месяца (за 2–5 лет);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 5 лет) с прекращением коммерческой деятельности;
  • тюремное заключение до 2 лет (до 6 лет) с перерывом в деятельности;
  • арест до 6 месяцев
Крупный ущерб:
  • от 5 млн (более 25% налогов);
  • 15 млн (при любом налоге).

Особый ущерб:

  • 15 млн (более 50% налогов);
  • 45 млн (при любом налоге)

Далее рассмотрим нормы по ст. 199.2 УК РФ.

Ответственность за сокрытие активов

Статья УК РФ Деяние Санкции Примечания
199.2 Сокрытие денежных средств должника или иных активов в крупной или особой величине, за счет которых могут быть истребованы долги по налогам
  • Штраф 200–500 тыс. (от 500 тыс. до 1 млн) или в величине зарплаты за 18–36 месяцев (за 2–5 лет);
  • принудительный труд до 3 лет (до 5 лет) с прекращением ведения коммерческой деятельности;
  • заключение до 3 лет (до 7 лет) с запретом деятельности
Крупное нарушение: 2 млн 250 тыс.Особое нарушение: 9 млн

Теперь поговорим об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и взносов. Нарушения плательщиков взносов на травматизм в ФСС (физлиц и юрлиц) рассматриваются отдельно от деяний, связанных с невыполнением обязанностей по другим социальным взносам.

Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

Статья УК РФ Деяние Санкции Примечания
199.3 Совершение физлицом действий, аналогичных по существу тем, что предусмотрены ст. 198 УК РФ
  • Штраф 200 тыс. (до 300 тыс.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);
  • обязательный труд до 360 часов (до 12 месяцев);
  • при особом размере — тюремное заключение до 1 года
Крупное нарушение:
  • от 600 тыс. (10% от взносов);
  • 1,8 млн (при любых взносах).

Особый размер ущерба:

  • от 3 млн (20% от взносов);
  • 9 млн (при любых взносах)
199.4 Совершение юрлицом действий, принципиально схожих с теми, что прописаны в ст. 199 УК РФ.К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору
  • Штраф 100–300 тыс. (при  300–500 тыс.) либо в величине зарплаты за 12–24 месяца (12–36 месяцев);
  • труд по принуждению до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);
  • заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности)
Крупный ущерб:
  • от 2 млн (10% от взносов);
  • 6 млн (при любых взносах).

Особое нарушение:

  • от 10 млн (20% от взносов);
  • от 30 млн (при любых взносах)

* — при особом ущербе либо сговоре нескольких лиц.

** — крупный или особо крупный ущерб указывается в рублях за период длительностью 3 года.

*** — везде, где не указано иного, дисквалификация (запрет на ведение деятельности) является опциональной мерой наказания и длится до 3 лет.

Теперь изучим некоторые нюансы применения указанных норм на практике.

Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

Источник: https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/ugolovnaya_otvetstvennost/ugolovnaya_otvetstvennost_za_nalogovye_prestupleniya/

Какая ответственность за налоговые правонарушения?

Уголовная ответственность за экономические и налоговые правонарушения

В действующем законодательстве определена ответственность за каждое налоговое правонарушение, применение которой напрямую зависит от того, насколько затронули интересы организации или гражданина.

Объем ответственности за правонарушения в сфере налогов определяют: гл. 16 НК РФ, а также административное и пенсионное законодательство.

Некоторые правонарушения, описанные налоговом кодексе РФ, распространяются далеко не на всех налогоплательщиков.

Возможность использовать ту или иную санкцию периодически зависит от того, кем именно является лицо в налоговых отношениях. Например, ответственность банка определена в гл. 18 НК РФ, но перечень санкций, содержащихся в гл. 16 также может применяться к нему.

Или другая ситуация – лицо, осуществляющее в организации административно-распорядительную функцию, может нести административную ответственность и, одновременно, быть оштрафованным за налоговое правонарушение, являясь налогоплательщиком.

Административные налоговые правонарушения:

  1. Сокрытая (заниженная) прибыль (доход) или сокрытые (неучтенные) другие объекты налогообложения. В данном случае начальник налоговой службы или его заместитель может выписать штраф на должностное лицо организации, а повторное совершение тех же деяний может привести к наложению административного взыскания. Например, выездная налоговая инспекция установила, что организация засчитывает стоимость ужинов сотрудников в ресторане в представительские расходы и относит их к себестоимости. При этом отчеты о расходах не содержат ни одного оправдательного документа, подтверждающего проведение сотрудником переговоров с представителем какого-либо иного предприятия. Положение о составе затрат гласит, что себестоимостью продукции являются затраты, связанные с приемом и обслуживанием представителя другой компании, прибывшего для проведения переговоров, а также участника совета (правления) и ревизионной комиссии. Следовательно, поход сотрудника в ресторан не может уменьшать налогооблагаемую прибыль. В данном случае сотрудник налоговой службы может применить и налоговые санкции, и наложить штраф.
  2. Бухгалтерский учет не ведется, при его ведении не соблюдает установленный порядок, либо искажаются бухгалтерские отчеты. Мера ответственности такая же, как и в предыдущем пункте. При этом федеральная налоговая полиция может оштрафовать на сумму до 100 МРОТ. Директор предприятия в зависимости от объема учета обязан:
  • создать бухгалтерию и назначить ее руководителем главного бухгалтера;
  • включить в штатное расписание должность бухгалтера;
  • передать в соответствии с договором бухгалтерский учет в стороннюю бухгалтерию, специализированную организацию или соответствующему специалисту;
  • возложить бухгалтерские обязанности на себя.

Если предприятие не располагает организованным бухучетом, то руководитель может быть наказан в соответствии с административным кодексом.

Признаки финансовых преступлений

Ответственность за налоговое правонарушение наступает в соответствии с решением налогового органа. Стандартным наказанием является денежный штраф, конечная сумма которого во многом зависит от наличия смягчающего или отягчающего обстоятельства.

Читайте так же:   Что такое налоговые споры

Не стоит путать штраф, недоимку по налогу и пеню. Последняя составляет 1/300 ставки рефинансирования. Начисление производится ежедневно до тех пор, пока не будет уплачен налог. Пеня не относится к мерам ответственности за совершенное нарушение в сфере налогов и сборов.

Налоговая ответственность наступает, если имеют место быть следующие правонарушения:

  • нарушен срок поставки на учет;
  • налогоплательщик уклоняется от постановки на учет;
  • счет в банке был открыт или закрыт, но данные сведения не были предоставлены в установленный срок;
  • владение, пользование и (или) распоряжение арестованным имуществом нарушено;
  • налоговый орган не получил сведения, требуемые для проведения налогового контроля;
  • игорный бизнес был зарегистрирован с нарушением установленного порядка.

К налоговой ответственности может быть привлечено:

  • Физическое лицо, которому уже исполнилось 16 лет, в том числе и индивидуальный предприниматель;
  • Организация (не стоит путать с привлечением должностных лиц);
  • Руководитель, главный бухгалтер или должностное лицо при наличии соответствующего основания.

Условия и порядок привлечения к налоговой ответственности

Правонарушения в сфере налогов могут рассматриваться 2-мя различными способами:

  • Если нарушения выявила камеральная или выездная проверка, то используется порядок, прописанный в ст. 101 НК РФ;
  • Если же для проведения контроля использовались иные методы, то ст. 101.4 НК РФ.

Таким образом, можно выделить состав налогового правонарушения, в основе производства которого должна лежать ст. 101 НК РФ:

  • Доход, расход и объекты налогообложения были учтены с допущением грубых нарушений;
  • Налог не был оплачен частично или полностью;
  • Налог не был удержан или перечислен.

Любое другое нарушение рассматривается в соответствии со ст. 101.4 и  ст. 101 НК РФ, в зависимости от произведенных ранее контрольных мероприятий (проверка или иной налоговый контроль).

П. 1 ст. 101.4 НК РФ гласит о том, что если должностное лицо налоговой службы обнаружило признаки налогового правонарушения, то оно обязано составить соответствующий акт. Данный документ должен быть подписан 2-мя сторонами: обнаружившей нарушение и допустившей его. При этом за налогоплательщиком сохраняется право отказаться от подписания составленного акта.

Читайте так же:   Уплата штрафов в налоговые органы

Уголовная и  административная ответственность

Меры налоговой ответственности представлены в следующей таблице:

№ п/пПравонарушениеВеличина штрафа
1 Заявление о постановке на учет было подано с нарушением установленного срока (менее 3-х мес.) 5 тыс. руб.
2 Заявление о постановке на учет было подано с нарушением установленного срока (более 3-х мес.) 10 тыс. руб.
3 Приносящая доход деятельность без регистрации продолжалась менее 3-х мес. 20 тыс. руб. или 10% от полученного дохода
4 Приносящая доход деятельность без регистрации продолжалась более 3-х мес. 40 тыс. руб. или 20% от полученного дохода
5 Счет в банке был открыт/закрыт, а сведения в налоговую не подавались 5 тыс. руб.
6 Декларация не предоставлялась в течение длительного срока (менее 6 мес.) 100 руб. или 5% от суммы налога, который нужно было заплатить.
7 Декларация не предоставлялась более 6 мес. 30% от суммы налога, который нужно было заплатить и 10% от неуплаченной налоговой суммы за каждый месяц, начиная с 181 дня.
8 При учете дохода, расхода и объектов были допущены грубые нарушения 5 тыс. руб.

Важно! Никто не отменял презумпцию невиновности! Лицо не виновно в нарушении до тех пор, пока его вина не будет установлена.

Административное правонарушение наступает при наличии противоправного, виновного действия (бездействия), за которое КоАП РФ предусматривает ответственность:

№ п/пПравонарушениеВеличина штрафа, тыс. руб.
1. Официальная регистрация в налоговом органе была проведена с нарушением срока 0,5 – 1,0
2. Нарушен срок регистрации в совокупности с ведением предпринимательской деятельности 2,0 – 3,0
3. Открыт/закрыт счет в банке без оповещения налоговой службы (не в установленный период) 1,0 – 2,0
4. Декларация не предоставлена вовремя 0,3 – 0,5
5. Документы, которых требует налоговый контроль, не предоставлены вовсе или не поданы в установленный срок 0,1 – 0,3
6. Грубо нарушены бух. учет и бух. отчетность 2,0 – 3,0

Возбуждение административного дела начинается с того момента, как был составлен протокол.

Экономические преступления, в том числе и налоговые, в определенных случаях могут рассматриваться в соответствии с уголовным кодексом.

№ п/пПравонарушениеДлительность лишения свободы
1. Человек не платил налоги или подавал ложную налоговую декларацию (крупный размер) До 1 года
2. Те же действия, но особо крупный размер До 3-х лет
3. То же самое в крупном размере, но в отношении предприятия До 2-х лет
4. Те же действия по сговору и в особо крупном размере До 6-ти лет
5. Налоговый агент не исполнял свои обязанности, имея при этом свой личный интерес До 2-х лет
6. Те же действия, но в особо крупном размере До 6-ти лет
7. Денежные средства или имущество, которые должны использоваться для взыскания налогов, скрывались До 5-ти лет

Правила бухгалтерского учета считаются грубо нарушенными, если сумма начисленного налога или любая статья бухгалтерского отчета искажена более чем на 10%.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/nalogi/control/otvetstvennost/za-nalogovye-pravonarusheniya.html

Налоговые преступления: понятие, виды, выявление и уголовно-правовая характеристика преступления :

Уголовная ответственность за экономические и налоговые правонарушения

УК налоговые преступления расценивает как умышленные общественно опасные деяния. Они представляют собой посягательства на финансовые интересы страны.

Актуальность проблемы

Экономические и налоговые преступления нельзя назвать новым явлением для страны. Однако существовавшее достаточно продолжительное время господство госсобственности позволяло перераспределять доходы вне системы обложения. С начала 30-х по конец 80-х гг.

прошлого столетия преступления в налоговой сфере отличались эпизодическим характером. Преимущественно они сводились к нарушению порядка осуществления обязательных бюджетных платежей гражданами. Проведение социально-экономических преобразований в государстве потребовало кардинальных перемен в налоговой системе.

В связи с этим в конце 1991 г. была проведена масштабная реформа.

В ходе нее были утверждены основные законы, регламентирующие условия и порядок совершения бюджетных отчислений. В результате сформирования новой системы существенно расширилась практика налоговых преступлений. По оценкам экспертов, страна каждый год недополучает порядка трети поступлений в бюджет.

Уклонение плательщиков от исполнения своих обязательств приобрело широкое распространение. Оно обладает массовым характером и выступает в качестве главной причины непоступления средств в бюджет. Увеличение количества налоговых преступлений отличается высокой динамикой.

По мнению ряда специалистов, ситуация является катастрофической. Налоговые преступления преимущественно совершаются субъектами, занятыми в торговле. Такие предприятия стремятся получить оплату за реализуемые товары наличными деньгами.

Это позволяет им использовать средства вне банковского оборота, что существенно осложняет контроль и способствует сокрытию доходов от обложения.

Терминология

В ст. 106 НК дается определение налогового правонарушения. В связи с этим возникает необходимость дифференцировать используемые понятия. Любое преступление, по своей сути, выступает как правонарушение. Они относятся друг к другу как частное к общему.

Из этого следует, что преступление должно иметь все ключевые признаки правонарушения. Последнее определяется в НК как совершенное противоправное деяние плательщика, агента либо иных лиц, несущих обязательства по отчислению платежей в бюджет. Налоговое преступление и налоговое правонарушение обладают всеми этими признаками.

Однако есть ряд свойств, которые отличают указанные деяния друг от друга. Рассмотрим их.

Отличительные признаки

В качестве одного из существенных свойств налоговых преступлений выступает общественная опасность. В определении, приведенном в ст. 106 НК, этот признак отсутствует. Существуют отличия и в форме реализации мер воздействия. Ответственность за налоговые преступления выражается в наказании.

За деяние, не представляющее общественную опасность, субъекту грозит санкция. В первом случае будут применяться статьи УК, а во втором — НК. Еще одной важной особенностью выступает субъектный состав. Наказания за налоговые преступления в РФ применяются исключительно к гражданам.

Санкции, в свою очередь, могут налагаться как на физических лиц, так и на организации. При этом в ст. 108, п. 4 НК присутствует важная оговорка. Она указывает на то, что привлечение организации к ответственности не препятствует применению наказания к отдельным должностным лицам при наличии соответствующих оснований.

Вина юрлиц определяется в соответствии с виновностью их представителей (сотрудников), бездействия/действия которых обусловили совершение неправомерного деяния.

Уголовная ответственность за налоговые преступления

В Кодексе присутствуют 4 статьи, предусматривающие наказания для граждан за общественно опасные деяния, связанные с обязательствами, установленными в НК. К ним, в частности, относят нормы:

  1. 198. Эта статья устанавливает наказание за уклонение от выплаты налогов/сборов физических лиц.
  2. 199. Данная норма предусматривает наказания за уклонение от осуществления обязательных бюджетных отчислений организациями.
  3. 199.1. Этой статьей установлена ответственность за нарушение обязательств налоговым агентом.
  4. 199.2. Данная норма предусматривает наказание за сокрытие имущества или денежных средств предпринимателя или организации, за счет которых должно осуществляться взыскание сборов или налогов.

Уклонение от обязательств физических лиц

В соответствии с Конституцией, каждый субъект обязан выплачивать налоги, установленные законом. Нормативные акты, определяющие новые отчисления или ухудшающие положение плательщиков, не имеют обратной силы. В гл.

23 НК установлен порядок, в соответствии с которым осуществляется выплата налогов и сборов. Правила и размеры отчислений определяются в соответствии с ФЗ, уставами, положениями, инструкциями.

Уголовная ответственность за налоговые преступления наступает для граждан в случаях уклонения от исполнения ими обязательств перед бюджетом в крупном размере путем:

  1. Непредоставления декларации либо других документов, наличие которых по законодательству является обязательным.
  2. Включения в отчетность заведомо ложной информации.

В законодательстве предусмотрено освобождение от предоставления декларации для определенной категории физлиц. Для всех остальных плательщиков составление и подача отчетности обязательны. Включение в документы заведомо ложной информации представляет собой умышленное указание любых данных о величине расходов и доходов, не соответствующих действительности.

Неисполнение обязательств организациями

В ст. 199 установлено наказание за налоговые преступления, совершенные юрлицами. К ним, в частности, относят всех указанных в НК плательщиков страховых взносов, сборов, кроме физлиц. В качестве объектов обложения могут выступать:

  • Операции по реализации услуг/работ/продукции.
  • Имущество.
  • Доход/прибыль.
  • Стоимость проданных товаров/оказанных услуг либо выполненных работ.

Ими могут являться любые объекты, обладающие физическими, количественными или стоимостными характеристиками, с появлением которых НК связывает обязанность уплачивать налоги и сборы. Их сокрытие от контрольных органов может быть выражено как включением в отчетность заведомо искаженных или ложных сведений, так и умышленным непредоставлением документации.

Наказание агентов

Оно установлено в ст. 199.1 УК. Эта статья направлена на регулирование отношений, связанных с ненадлежащим выполнением обязательств налоговыми агентами. В частности, эти субъекты должны осуществлять исчисление, удержание либо перечисление сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 198-199

В качестве предмета деяний выступают обязательные бюджетные отчисления. Они должны выплачиваться организациями или физлицами по закону. Налогом называют безвозмездный обязательный индивидуальный платеж.

Он взимается в виде отчуждения денежных средств, принадлежащих субъекту на праве оперативного управления, собственности или хозяйственного ведения. Налоги поступают в бюджет соответствующего уровня для финансового обеспечения работы государства либо муниципального образования.

В качестве предмета деяния, предусмотренного в ст. 198, выступают:

  • НДФЛ.
  • Налог с продаж.
  • Акцизы.
  • ЕСН.
  • Транспортный налог и проч.

По ст. 199 наказание может вменяться за уклонение от уплаты:

  • Налогов на имущество.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Налогов на недвижимость и проч.

Объективная часть

Налоговые преступления — это посягательства на общественные отношения, которые основываются на принципе добропорядочности участников хозяйственной деятельности.

Объектом деяния также является конституционная обязанность субъектов выплачивать установленные суммы в бюджет. Налоговые преступления состоят в умышленном неисполнении лицом правил НК.

Под уклонением понимают бездействия/действия лица, подтверждающие нежелание выполнять установленные законом обязанности по внесению платежей во внебюджетные фонды и бюджет.

Способы

Существуют следующие виды налоговых преступлений:

  1. Непредоставление декларации либо иной отчетной документации, предъявление которых обязательно по закону.
  2. Предоставление заведомо искаженной или ложной информации контрольным службам.

Под декларацией следует понимать письменное заявление плательщика о расходах, произведенных им, и доходах, полученных в ходе деятельности. В документе также указываются источники поступлений, льготы и сумма обязательного отчисления.

В декларации могут присутствовать и прочие сведения, касающиеся расчета и выплаты налога/сбора. Отчетная документация предоставляется по каждому отчислению, если другое не установлено в законодательстве.

Необходимость предоставления иных документов зависит от вида сбора либо налога.

Субъективная часть

Налоговые преступления совершаются с прямым умыслом. Виновный предпринимает действия либо бездействия для уклонения от осуществления обязательных отчислений. В случае неумышленного допущения ошибки, неточности при расчетах ставки либо базы к субъекту могут быть применены санкции в соответствии с НК. Такие деяния не будут выступать как налоговые преступления.

Субъектом деяния, предусмотренного в ст. 198, может выступать физлицо, достигшее 16 лет, на которое возлагается обязанность осуществлять обязательные бюджетные платежи. Им может быть гражданин РФ, иностранец, человек, не имеющий гражданства. Субъектами преступления по ст.

199 является руководитель, главный бухгалтер или иной специалист, уполномоченный осуществлять:

  1. Подписание отчетных документов, предоставляемых в контрольные органы.
  2. Обеспечение своевременной и полной выплаты установленных отчислений.

Другие сотрудники организации, в полномочия которых, например, входит оформление первичной документации, могут при наличии оснований также привлекаться к ответственности, если они умышленно содействовали совершению налоговых преступлений.

Квалифицирующий признак

В качестве него выступает особо крупный размер. Им признается сумма, составляющая за 3 финансовых года подряд более 1 млн р., но при условии, что часть невыплаченных сборов/налогов превышает 20% или больше подлежащего к выплате объема средств.

Если последнее не выполняется, то особо крупным будет считаться размер больше 9 млн р. Данное правило действует в отношении физлиц. Что касается особо крупного размера для организаций, то им признается сумма больше 10 млн р.

за 3 года подряд, если доля неотчисленных сборов/налогов превышает 20% от подлежащих к уплате или больше 30 млн рублей (если указанное условие не выполняется).

Сложности рассмотрения

Дела по налоговым преступлениям всегда находятся в центре внимания судебных органов и юристов. Вместе с развитием законодательства изменяются и подходы к рассмотрению таких деяний. Суды при этом не только выявляют пробелы в нормативных актах, но и способствуют их восполнению.

Это, в свою очередь, побуждает законодателя стремиться к прозрачности и юридической чистоте правовых актов. Расследование налоговых преступлений осуществляется правоохранительными структурами в тесном взаимодействии с ФНС.

Определенную сложность в процессе исследования обстоятельств вызывает установление момента завершения деяния и, соответственно, решение вопроса об исчислении срока давности.

Разъяснения ВС

В Постановлении Пленума Суда №64 указано, что моментом завершения преступлений, охватываемых ст. 198 и 199, считается фактическая неуплата сборов/налогов в срок, определенный в НК. Однако в законодательстве установлены разные периоды отчисления для тех или иных платежей.

В связи с этим моментом окончания деяния считается фактическая невыплата последнего по времени сбора/налога. Тем не менее, данное разъяснение учитывается не всеми судебными инстанциями.

На практике нередко управление по налоговым преступлениям прекращает производство в связи с истечением срока давности в части уклонения от выплаты конкретной суммы, входящей в совокупность неотчисленных сборов.

Начало периода, в который можно применить к субъекту наказание, необходимо исчислять по окончании 3 финансовых лет, идущих подряд, либо отдельного временного промежутка, если присутствуют все признаки деяния, а уклонение от исполнения обязательств признано особо крупным.

Только по завершенному периоду можно определить суммы уплаченных и подлежащих выплате налогов. Вместе с этим применить наказание к субъекту можно по окончании отведенного законом срока на исполнение обязательств. В связи с этим моментом завершения преступлений, указанных в ст.

198-199 УК, всегда будет считаться последняя отчетная дата. По смыслу законодательства, нет необходимости ждать окончания трехлетнего периода и того, чтобы субъект ежегодно уклонялся от исполнения обязательства в крупном размере (или особо крупном).

Такая ситуация может возникнуть раньше, чем пройдет 3 года.

Нюансы

В ряде случаев суды по ошибке отождествляют величину сокрытых налогов с суммами фиктивных расходов. Уклоняясь от уплаты, субъект вводит уполномоченные органы в заблуждение или оставляет х в неведении относительно существующих объектов обложения.

К примеру, лицо часть доходов использует в ходе предпринимательской деятельности (как ИП), а другую — как физлицо. В этом случае должна быть составлена одна декларация. В ней необходимо отразить всю деятельность, которую осуществляет субъект.

Это значит, что в декларации указываются доходы, которые были получены им в ходе предпринимательства, и поступления, возникшие при заключении им сделок в качестве физлица, с которых должны удерживаться суммы в пользу бюджета.

В практике судебных разбирательств не всегда учитывается факт, что ИП, юрлица либо прочие налоговые агенты, кроме этого, выступают и как самостоятельные плательщики. Неисполнение этих обязанностей в комплексе квалифицируется по совокупности статей 199 (198) и 199.1.

Вместе с этим недопустимо объединять суммы не начисленного и не выплаченного налога агентом и суммы, по которым этот же субъект уклоняется от отчисления ЕСН или НДФЛ. В качестве основания для освобождения от наказания могут выступать обстоятельства крайней необходимости.

Однако чтобы избежать ответственности, субъекту придется доказать уважительность причин и подтвердить документально свое бедственное положение.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-nalogovye-prestupleniya-ponyatie-vidy-vyyavlenie-i-ugolovno-pravovaya-xarakteristika-prestupleniya.html

Налоговое правонарушение

Уголовная ответственность за экономические и налоговые правонарушения

Налоговое правонарушение – особый вид противоправных мер лица (действия/бездействия) в отношении законодательства о налоговых сборах. Согласно НК Российской Федерации, лицо несет ответственность за неправомерное деяние в виде санкций, административных или уголовных наказаний. Высшая мера ответственности – уголовная, прописана в 4-х статьях УК РФ.

Специфика понятия и степени виновности

К ответственности за этот вид правонарушений привлекаются как юридические (организации, компании), так и физлица. Наказание физических лиц следует после достижения 16-ти лет. Регламентирует меры наказания гл.16 НК России.

Выделяют несколько категорий лиц, наиболее часто осуществляющих правонарушения в отношении налоговых сборов:

  • Налогоплательщики;
  • Налоговые агенты;
  • Лица по налоговому контролю.

В НК РФ принято различать степень виновности за противоправное деяние, влекущее налоговое правонарушение. Так, лица могут переступать закон умышленно или по собственной неосторожности.

Умышленное правонарушение совершается лицом, которое четко осознавало противоправность действия/бездействия; которое допустило или содействовало осуществлению противоправного деяния. Правонарушение по неосторожности – другая степень ответственности.

В подобном случае лицо не осознает последствий, к которым приводит его действие/бездействие в отношении законодательства о налоговых сборах.

В целом, следует различать понятия «правонарушение» и «преступление». Налоговое преступление карается УК Российской Федерации, а правонарушение (в административном порядке) – НК РФ.

Виды налоговых правонарушений и взыскания

Как правило, доказанное правонарушение сопровождается штрафными и административными взысканиями, применяемыми в отношении лица. Это могут быть штрафы, изъятие процентов от общего дохода, увольнения без последующего права занимать должность в органах налогообложения и т.д.

К наиболее распространенным правонарушениям относят:

  • Несоблюдение сроков постановки на учет в органы по налоговому контролю – 5 тыс. рублей штрафа.
  • Несоблюдение сроков постановки на учет на 90 дней и более – 10 тыс. рублей штрафа.
  • Ведение ИП без регистрации в службах налогообложения – взыскание процентов с доходов.
  • Несвоевременная подача заявления об открытии ИП – 5 тыс. рублей штрафа (ссылаясь на НК России ч.1).
  • Несвоевременный отчет о декларациях по налогам – взыскание процента от общего налога, подлежащего выплате.
  • Намеренное занижение базы, облагаемой налогами – взыскание 10% от общей суммы невыплаченного взноса (в соответствии с пп.8-9).
  • Неуплата взносов в виду занижения налоговой базы – от 20 до 40% неуплаченной суммы.
  • Препятствование лицу, осуществляющему налоговую экспертизу – штраф 5 тыс. рублей.
  • Несоблюдение порядка использования и владения арестованным имуществом.

В независимости от вида правонарушения необходимо доказать факт его совершения. Поэтому юридически любое противоправное деяние должно состоять из 4-х элементов:

  • Объекта – защищенные ценности, которым вредит лицо в результате противозаконных деяний.
  • Субъекта – лица, совершившие противоправное деяние.
  • Объективной стороны – собственно правонарушение, за которое лицо несет ответственность, установленную НК РФ.
  • Субъективной стороны – доказательство фактического умысла, вины или неосторожности.

Как правило, ключевая мера ответственности за неправомерное деяние в области уплаты налогов – санкции. Законодательно санкции применяются в виде штрафов, размер которых определяет гл. 16 НК России.

В законодательстве существуют главы о превентивных взысканиях, например, п.1 ст. 114 Налогового кодекса РФ.

Основная задача превентивных мер – предотвращение повторного нарушения в сфере налогов и других сборов.

Уголовная ответственность – высшая мера наказания

Лица, совершившие неправомерные действия в отношении налогов и сборов могут попасть под главу 22 УК РФ – «Преступления в сфере экономики». Кроме того, уголовные преступления по налоговым выплатам регулируются статьями: 198, 199 (и поправками к ним).

Состав уголовного преступления образуют три категории правонарушений:

  • Неисполнение обязанностей лицом, работающим в налоговых службах.
  • Уклонение от уплаты налоговых сборов.
  • Занижение налоговой базы (сокрытие имущества и доходов, которые служат основанием для налоговых выплат).

Уголовная ответственность предполагает выплату штрафов. Однако если физическое или юридическое лицо не в состоянии оплатить финансовую санкцию, ее лишают свободы. При этом сроки лишения свободы зависит от конкретной статьи, по которой открыто судопроизводство.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12642-nalogovoe-pravonarushenie

Уголовная ответственность за налоговые преступления — виды и ответственность

Уголовная ответственность за экономические и налоговые правонарушения

В 2017 году физическим и юридическим лицам придется нести уголовную ответственность за налоговые преступления. Такое наказание было закреплено на законодательном уровне в июне прошлого года. В текущем году власти меняют суммы штрафов в сторону увеличения.

Сложившаяся ситуация

Не все предприниматели соблюдают нормы действующего законодательства. Многие из них стремятся обойти закон, чтобы не упустить свою выгоду. Например, не платят налоги или всячески стараются уменьшить эту сумму. Виной тому, как полагают некоторые эксперты, чрезмерно высокие ставки. Но это лишь одна из причин.

Стремясь увеличить общую сумму налоговых сборов, власти страны для осуществления налогового контроля стали привлекать правоохранительные органы.

Некоторые эксперты видят в этом попытку «надавить» на предпринимателей. Но это действие возымело свои результаты.

Сегодня предприниматели и их бухгалтеры  понимают, что такое налоговое преступление и какую ответственность за него приходится нести.

Виды правонарушений

Налоговые преступления описаны в ст. 198 УК РФ (деятельность физических лиц) и ст. 199 УК РФ (предпринимательская деятельность). О налоговом преступлении следует говорить в том случае, когда:

  • физическое или юридическое лицо уклоняется от уплаты налогов;
  • организация не исполняет свои обязанности налогового агента;
  • юридическое лицо скрывает свою прибыль или имущество, за которое также следует делать отчисления в налоговую.

За каждое из них придется понести наказание, однако принять соответствующее решение суд может лишь при явном наличии признаков преступного деяния.

Уклонение от уплаты налогов выражается в следующем: предприниматель либо намеренно указывает в декларации ложные сведения о своих истинных доходах, либо также намеренно не предоставляет декларацию в налоговые органы.

Узнать об этом сотрудники ведомства могут еще до того, как проведут налоговую проверку.

Однако есть данные, выявить которые удается лишь после проверки. Речь идет о сокрытии денежных средств или имущества с целью платить как можно меньше налогов. В этом случае говорить о противоправных действиях можно лишь тогда, когда соответствующее решение примет суд.

Наказание за налоговые преступления

Закон позволяет привлечь к ответственности за совершение налогового преступления только вменяемых физических лиц старше 16 лет. Если противоправное действие было совершено организацией, ответственность возлагается на главного бухгалтера или учредителя фирмы. При этом наказать могут лишь за действия, совершаемые за последние 3 года.

Если размер долга не способен нанести ущерб общественности, такое деяние не признается налоговым преступлением, но выплатить эту задолженность всё же придется, а вместе с ней все пени и штрафы.

Если налогоплательщик в течение двух месяцев не платит сумму недоимки, налоговая инспекция имеет право обратиться в суд.

Пока суд разбирается во всех обстоятельствах дела, пока он не вынесет свое решение, представителям налоговой службы нельзя предъявлять какие-либо претензии к физическому лицу.

Размер наказания за совершенное налоговое преступление зависит от суммы долга перед налоговой. Так, если физическое лицо за последние 3 года задолжало налоговой порядка 4,5 млн рублей, не заплатило свыше 20% от суммы всех налогов, ему придется понести одно из следующих наказаний:

  • штраф в размере 200-500 тысяч рублей;
  • выплатить сумму, равную его доходу за последние 1,5-3 года (это может быть заработная плата или любой другой доход);
  • принудительные работы на протяжении 3 лет;
  • лишение свободы на тот же срок.

Освобождение от наказания

Уголовная ответственность за налоговые преступления наступает не для всех граждан РФ. Закон освобождает их от необходимости нести наказание в том случае, если:

  • нарушение было совершено под воздействием угроз или по принуждению;
  • поступить таким образом пришлось из-за служебной или иной зависимости.

Если одно из названных обстоятельств сыграло решающую роль, то санкции, предъявляемые к нарушителю, должны  быть уменьшены как минимум в 2 раза. При этом за одно и то же налоговое преступление лицо не может отвечать несколько раз, а если нарушение было совершено более трех лет назад, налогоплательщика и вовсе освобождают от ответственности.

И еще один нюанс. В Налоговом кодексе (ст. 111) прописаны обстоятельства, которые не просто смягчают вину нарушителя, они ее полностью исключают. Иными словами, нарушитель не понесет наказание за неуплату налогов, если:

  • не смог это сделать из-за произошедшего природного катаклизма;
  • он является невменяемым и не отдает отчет в своих действиях;
  • его вина не была доказана в ходе судебного разбирательства;
  • факт налогового преступления не был выявлен.

Итак, физическим лицам за совершенные налоговые преступления приходится нести уголовную ответственность: платить штраф, лишаться дохода за последние 3 года, нести трудовую повинность на протяжении трех лет или же отбывать наказание за решеткой. Размер наказания зависит от тяжести совершенного налогового нарушения, в отдельных случаях это наказание смягчают либо лицо и вовсе не признают виновным.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/nalogovyie-prestupleniya-vidyi-protivopravnyih-deystviy-i-otvetstvennost.html

Добавить комментарий