Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере

Ответственность за налоговые правонарушения в 2018-2019 годах

Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

«Налоговые» особенности административной ответственности

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

За что еще накажут по КоАП РФ

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

«Налоговые» особенности административной ответственности

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц.

Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности.

А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.
Ответственность за налоговое правонарушение
По КоАП РФ По НК РФ
Ст. 15.5:
  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
Ст. 119:
  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)
Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.
Ответственность за налоговое правонарушение
По КоАП РФ По НК РФ
Ст. 15.6:Налагается:
  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
Ст. 126 — штраф:
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).

Ст. 129.1:

  • штраф от 5 000 до 20 000 руб.
О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.
Ответственность за налоговое правонарушение
По КоАП РФ По НК РФ
Ст. 15.11 КоАП РФ:Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.Внимание! С 10 апреля 2016 г.  штрафы увеличены, а список провинностей дополнен.См. «Ужесточеныадминистративные штрафы за нарушения в бухучете».Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:
  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
Ст. 122:
  • штраф от 20 до 40% от неуплаченной суммы.

Ст. 123:

  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом
О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.
  1. Нарушение срока постановки на налоговый учет.
Ответственность за налоговое правонарушение
По КоАП РФ По НК РФ
Ст. 15.3:
  • штраф от 500 до 3 000 руб.
Ст. 116:
  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

  • при регистрации ККТ в ИФНС;

Об одном из них читайте здесь.

  • или при ее использовании.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что касается нарушителей-«трудовиков», то им следует опасаться ст. 5.27 КоАП РФ.

И если в отдельных ситуациях штраф вполне объясним и предсказуем, в частности при отсутствии оформленных трудовых договоров или договоров ГПХ с работниками (об этом см.

здесь), то в других он может стать полной неожиданностью, как, например, в случае с экстренным отпуском работника.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Как видите, КоАП РФ содержит достаточное количество оснований для санкций и в отношении неналоговых нарушителей. Вот почему ограничиваться только ответственностью за налоговые правонарушения мы не стали и рассказываем в этой рубрике обо всех новостях и спорных ситуациях, с которыми наши читатели могут столкнуться в работе.

Источник: https://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/administrativnaya_otvetstvennost/

НАЛОГОВАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Журнал

Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере

А.Г. Коковкина

 
    Согласно пункту 4 статьи 108 НК РФ «привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации».
    В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.    В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) разделяют ответственность организаций за налоговые правонарушения и административную и уголовную ответственность их должностных лиц за нарушения в налоговой сфере.

Налоговое и административное правонарушение

 
    Налоговая ответственность — это применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

    Согласно статье 106 НК РФ «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».
    Условно налоговые правонарушения можно разделить на:

правонарушения в сфере осуществления налогового контроля (ст. 116-119, 124-129.1 НК РФ);
правонарушения против порядка исчисления и уплаты налогов (ст. 120-123 НК РФ).

    Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

    Обстоятельствами, исключающими вину, является совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других непреодолимых обстоятельств.

Также обстоятельством, исключающим вину, является выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах своей компетенции.

Это могут быть документы, опубликованные в средствах массовой информации, разъяснения, направленные в адрес конкретного налогоплательщика в качестве ответа на его вопрос. Порядок предоставления письменных разъяснений по вопросам налогов и сборов установлен Письмом МНС России от 05.05.99 № ГБ-3-15/120.

    Обстоятельством, отягчающим ответственность, является повторное налоговое правонарушение при наличии нескольких условий, а именно: деяние должно быть аналогично ранее совершенному правонарушению, т.е.

обладать схожими признаками; если на правонарушителя возлагалась ответственность за ранее совершенное налоговое правонарушение; правонарушение должно быть совершено в течение года с момента вступления в силу решения суда или налогового органа за аналогичное правонарушение.

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, суд увеличивает размер штрафа, предусмотренного соответствующей статьей НК РФ, в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).

    Обстоятельствами, смягчающими ответственность, являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Если суд установил хотя бы одно смягчающее обстоятельство, то размер штрафа, установленного для конкретного правонарушения, подлежит уменьшению не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).
    Порядок применения ответственности, установленной НК РФ, разъяснен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.

01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

    Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно — распорядительные или административно — хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

 

Административная ответственность в налоговой сфере до 1 июля 2002 года

 
    До вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административной ответственности от 30.12.2001 № 195-ФЗ, нормы, регулирующие административную ответственность за нарушения в налоговой сфере, содержатся в следующих документах:

в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, утвержденном Верховным Советом РСФСР 20 июня 1984 года, с учетом внесенных дополнений и изменений,
в Законе РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»,
в Законе РФ от 24 июня 1993 года № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»,
в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».

    Налоговые органы вправе проводить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет (п. 1 ст.

7 Закона № 943-1).
    В соответствии с пунктом 12 статьи 7 Закона РФ от 21.03.

91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) налоговые органы вправе налагать административные штрафы:

на должностных лиц учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по не установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, — в размере от 2 до 5 МРОТ на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в размере от 5 до 10 МРОТ;
на руководителей и других должностных лиц учреждений и организаций, не выполняющих требования налоговых органов о предоставлении справок, документов и копий с них, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимых для правильного налогообложения, за недопущение должностных лиц налоговых органов для обследования любых используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения учреждений и организаций — в размере от 2,5 до 5 МРОТ.

Источник: https://www.referent.ru/40/2278

Добавить комментарий