Уголовные дела за оскорбление чувств верующих

В этой статье:

Оскорбление чувств верующих: статьи закона о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий, примеры, уголовная ответственность

Уголовные дела за оскорбление чувств верующих

За столетие, прошедшее со времени революции 1917 года, взаимоотношения государства и религии в России претерпевали многие изменения. Если до Октябрьского переворота гонениям подвергались неверующие, то после него, при советской власти, репрессировали уже христиан, мусульман, иудеев и буддистов.

Несмотря на противоречия между ортодоксами и агрессивными атеистами, в современной России усилиями государственных и общественных институтов достигнут компромисс: вопросы религии объявлены сугубо личными.

Если, конечно, речь не идет о деструктивных верованиях, запрещенных законом.

Но, в соответствии с этим же законом, каждый человек имеет право на уважение, исповедует он какую-либо религию или нет, а глава 19 Конституции России провозгласила запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности.

Оскорбление чувств верующих в нашей стране — уголовно наказуемое действие.

Оскорбление чувств верующих

К сожалению, в мире достаточно людей, чьи моральные качества позволяют оскорбить верующего — как апологета иной религии, так и просто религиозного человека.

Значение понятия

В законодательстве большинства стран мира существуют понятия, кодифицирующие оскорбление верующих именно за их веру. Это и богохульство, и кощунство, и оскорбление религиозных чувств.

В любом случае, законы принимаются для защиты граждан, исповедующих ту или иную веру, для возмездия за неуважительное отношение к религиозным обычаям, пресечения богохульства, кощунства в отношении к артефактам, которым поклоняются верующие.

Признаки оскорбления

Уголовный кодекс Российской Федерации трактует признаки преступления, о котором идет речь, достаточно конкретно. Оскорбление должно быть нанесено публично, выражать неуважение к личности и обществу.

Кроме того, целью поступков обвиняемого должно быть именно унижение, то есть эти поступки, даже если они являются оскорбительными для любого религиозного человека, совершаются именно с прямым умыслом унизить верующего.

То есть сентенция «Бога нет», произнесенная, например, во время публичной лекции, оскорблением не является.

Под самим же термином «оскорбление» юристы понимают «ущерб, нанесенный чести и достоинству человека, выраженный в неблагопристойных формулировках».

Что может оскорбить честь верующих

Среди видов оскорбления, указанных в законодательстве, основными являются негативные высказывания и препятствие работе религиозных групп и организаций.

Негативные высказывания

Лингвисты, которых часто приглашают для проведения экспертизы, утверждают, что высказывание не просто нанесло обиду, а трактуется как оскорбление в юридическом смысле, если оно:

  • было публичным, то есть в присутствии третьих лиц, в СМИ и т. п.;
  • несет в себе негатив по отношению к определенному лицу, общине, к верующим вообще;
  • адресованы именно к данным людям и характеризуют их личность;
  • имеет непристойную форму.

Препятствие деятельности религиозных групп и организаций

Предумышленное воспрепятствование деятельности сообществ верующих трактуется как посягательство на свободу вероисповедания. Статья 148 УК, в которой говорится о подобном правонарушении, не называет его определенных способов.

Юристы считают, что это могут быть:

  • беспричинная задержка с регистрацией новой религиозной общины;
  • необусловленный законом отказ в праве владения культовым сооружением;
  • закрытие по надуманным основаниям храма и разгон прихожан во время богослужения;
  • наложение запрета на определенные обряды, а также распространение религиозной литературы;
  • демонстративное вмешательство в богослужение, носящее характер оскорбления паствы.

Закон о свободе совести и вероисповеданий

Согласно Конституции, Российская Федерация определяется как государство, носящее светский характер. Тем не менее, в нашей стране существует ряд законов, касающихся религиозных отношений.

Описание и суть

В комплекс российских законодательных актов, регламентирующих религиозные отношения и правила работы религиозных организаций, входят статьи Конституции и Гражданского кодекса.

Согласно статье 28 Основного Закона, граждане России обладают свободой совести, то есть правом принадлежать к любой религии, иметь и распространять свои воззрения или быть неверующим.

Важнейший документ, относящийся к религиозным отношениям, — Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года.

Суть закона «О свободе совести…» — в признании неотъемлемого права на нее любого гражданина РФ, утверждении равных прав каждого вне принадлежности или непринадлежности к определенной церкви и запрещении на этой почве любого вида дискриминации.

Россия — светское государство, и в ней ни одна вера не может иметь статус государственной; объединения верующих не имеют к государству непосредственного отношения, обладая перед законом равными правами, что предполагает невмешательство органов власти в религиозную практику отдельных граждан, организаций и групп.

Одновременно органы власти могут прекратить деятельность объединений верующих, если их цели идут в разрез с законом, интересами государства и граждан России.

Изменения и поправки

Смысл изменения, внесенного в 2013 году в соответствующую статью Уголовного кодекса РФ, заключается в том, что теперь за упомянутые в ней правонарушения устанавливается уголовная, а не административная ответственность. Кстати, такая ответственность уже применялась в УК РСФСР до 1993 года, и утратила силу с принятием УК РФ.

Обновленная статья и комментарии к ней Верховного суда уточняют, что подпадающие под определение криминала действия, знаменующие нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, совершаются публично, при наличии в прямом доступе верующих либо с опубликованием их последствий в СМИ, а поступки обвиняемых должны носить характер явного пренебрежения к моральным нормам.

Уточнено понятие «оскорбление религиозных чувств». Под ними понимается грубое издевательство над религиозными постулатами или личностью гражданина, который их исповедает, насмешки над почитаемой человеком символикой, в том числе духовной литературой.

Ужесточено наказание за поступки, совершенные в сакральных постройках, их поджоги и оскорбительные надписи на стенах, а также за препятствование свободе вероисповедания, например, штраф руководителю, если он решит уволить человека по причине его принадлежности к той или иной вере, увеличился в 100 раз.

Новый текст закона о защите прав верующих уточняет старую редакцию, в которой упоминается оскорбление граждан на почве религии либо порча почитаемых ими религиозных символов. В уточнении подчеркивается публичность и умышленность деяния, а кара стала значительно более строгой.

Отягощающие и облегчающие обстоятельства

Уголовную ответственность за любые правонарушения, в том числе и в области неуважения к правам верующих, усугубляют многие обстоятельства.

В частности, приговор любому преступнику будет строже, если он руководствовался мотивами разжигания национальных или религиозных распрей.

Отягчающими обстоятельствами считается осуществление противоправных действий ранее осужденным человеком. Приговор будет также значительно строже, если жертвой правонарушения стал ребенок, беременная женщина, человек преклонного возраста или пребывающий в беспомощном состоянии, а также зависимый от преступника.

Усиливают ответственность за корыстные мотивы правонарушения, совершение его с целью сокрытия иного преступления, а также если оно сопряжено с особой жестокостью или издевательством над жертвой.

Уголовный кодекс рассматривает как отягчающие обстоятельства правонарушения, совершенные против человека, находящегося на государственной службе, исполняющего общественный долг, а также человеком, нарушившим присягу.

Групповые и особо тяжкие преступления, правонарушения с использованием в качестве орудия ребенка либо психически больного человека, совершенные в условиях бедствия или чрезвычайного положения, а также человеком в состоянии наркотического или алкогольного опьянения тоже обычно наказываются с применением высшего предела.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за правонарушение, также перечислены в Уголовном кодексе России. К ним относятся, например, явка с повинной, раскаяние в содеянном, помощь следствию в раскрытии правонарушения.

Если обвиняемый сразу после осуществления правонарушения оказал жертве помощь, возместил ущерб или загладил вред в добровольном порядке, суд учитывает это при вынесении приговора, равно как и то обстоятельство, что у правонарушителя на иждивении имеется ребенок либо преступник является беременной женщиной или стариком.

Иногда обвиняемый нарушает закон из-за тяжелых личных обстоятельств, под угрозой расправы, а то и в силу неких незаконных действий самого пострадавшего. Эти обстоятельства тоже приводят к смягчению приговора.

Как доказать состав преступления

В кабинете следователя и после, в зале суда, рассматривающего дело о нарушении религиозных прав, главное — установить, состоялся ли факт самого преступления и виноват ли обвиняемый в инкриминируемом правонарушении.

Самое трудное — доказать в процессе следствия непосредственный умысел, прямое намерение оскорбить именно религиозные, а не какие-либо иные чувства потерпевших. То есть предполагаемый конфликт должен исходить именно из желания подследственного выразить свое негативное отношение ко всем верующим в целом.

Конечно же, законодательство не конкретизирует, какими именно фразами можно оскорбить верующего.

В случае применения нецензурных выражений — все понятно, наличествует оскорбление личности, но в случае с верующим, настаивающим именно на религиозной подоплеке оскорбления, это понятие размыто.

Ведь если для кого-то нецензурно ругаться самому и выслушивать то же от других — норма поведения, то для иных людей это смертельная обида.

Есть еще один нюанс, затрудняющий следствие по упомянутой статье. Дело в том, что потерпевший обязан доказать принадлежность к той или иной конфессии и свое более или менее активное участие в религиозной жизни. В этом случае доказательством могут стать подтверждения со стороны руководителя прихода (настоятеля храма) и прихожан.

Свидетельские показания подтвердят и то, что оскорбление было публичным.

Работа по поиску таких свидетелей обычно проводится среди самих потерпевших, прохожих, которых случай привел на место конфликта, даже водителей автомобилей, снабженных видеорегистраторами.

Именно они часто представляют доказательства надругательства над Поклонными крестами, стоящими обычно на обочинах на въезде в тот или иной населенный пункт.

Наказания за нарушение закона РФ

Статья 148 Уголовного кодекса России имеет 4 части:

  1. Первая часть предусматривает возмездие за неуважение к чувствам верующих, акты которого совершены публично и являются ярко выраженными.
  2. Во второй части рассматриваются те же поступки, но совершенные в храмах.
  3. Часть третья анализирует факты создания помех работе религиозных объединений.
  4. В четвертой части рассматриваются те же действия, что и в части 3, но совершенные обличенным властью чиновником либо сопряженные с фактами насилия.

Штрафные санкции

По правонарушениям части первой назначается штраф до 300 тысяч рублей, по второй — до 500 тысяч рублей, по третьей — до 300 тысяч рублей.

Часть четвертая предусматривает штраф до двухсот тысяч рублей, либо в размере до суммы годового дохода осужденного.

Исправительные и общественные работы

Осужденные могут быть подвержены следующим наказаниям:

  • по части первой статьи 148 могут быть присуждены до 240 часов обязательных работ либо до года принудительных;
  • по части второй — до 480 часов обязательных или до трех лет принудительных работ;
  • третья часть требует до 360 часов обязательных или до года исправительных работ;
  • по части четвертой может получить до 480 часов обязательных, до двух лет исправительных или до года принудительных работ.

Лишение свободы

В качестве возмездия за наиболее злостное нарушения могут быть присуждены различные сроки лишения свободы.

По части первой — на срок до 1 года, по части второй — до 3 лет, по части третьей — арест до 3 месяцев, а по части четвертой лишение свободы на тот же срок.

Индивидуальные случаи

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что далеко не все принимаемые законы и статьи Уголовного кодекса находят реальное отражение в судебных делах.

Но законы, касающиеся соблюдения прав верующих, оказались не просто востребованными, а на волне конфликтов, охватившего не только Россию, но и весь мир, приобрели первостепенное значение, как и законы о разжигании межрелигиозной розни.

Известно, что у статьи 148 в ее нынешнем варианте было множество критиков, указывающих на то, что если у верующих есть защита, у неверующих ее нет. Стоит заметить, что это не так: неверующих защищает сама Конституция России, предусматривающая равные права и защиту закона для верующих и неверующих.

Иное дело – агрессивный атеизм либо агрессивное непринятие иной религии. Вот несколько примеров.

Первый приговор после принятия изменений к статье 148 УК, криминализирующих оскорбление по религиозным мотивам, был вынесен уже в следующем, 2014 году. Молодой парень из Ижевска, опубликовавший в соцсетях антиисламскую картинку, присужден к обязательным работам.

Несколько вердиктов по этой статье вынесли в 2016 году. В частности, к общественным работам приговорили двух мужчин из Кировской области. Они не нашли лучшего способа выразить свое отрицание религии, как поместить на Поклонном кресте в одной из деревень чучело, снабдив его оскорбительной надписью.

2 года с отсрочкой получил спортсмен из Дагестана Саид Османов, который в столице Калмыкии Элисте помочился в святилище Будды и ударил ногой в нос его статую. Спортсмен умудрился снять свое действо на видео и опубликовать его.

Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/istoriya/oskorblenie-chuvstv-veruyuschih.html

Соколовский — не первый. Пять историй оскорбления чувств верующих

Уголовные дела за оскорбление чувств верующих

Завтра суд решит судьбу Руслана Соколовского — атеиста и богоборца, которого за серию эпатажных видеороликов обвиняют в оскорблении чувств верующих, а также возбуждении ненависти либо вражды.

Прокурор Екатерина Калинина потребовала приговорить блогера к трём с половиной годам колонии общего режима.

Лайф проанализировал похожие процессы над «кощунниками», рассказав, чем закончился каждый из них.

За отрицание Бога и усмешку над Библией так и не посадили

Первым блогером, которого судили за оскорбление чувств верующих в Интернете ещё до Руслана Соколовского, стал житель Ставрополья Виктор Краснов.

Ещё в 2014 году Краснов несколько раз вступал в ожесточённые, со взаимным использованием оскорблений и мата перепалки на тему религии в социальной сети «ВКонтакте». Он позволил себе написать «Бога нет», а Библию назвал «сборником еврейских сказок».

В 2015 году к Краснову вместе с бойцами СОБРа пришли оперативники отдела «Э».  В уголовном деле фигурировали два православных потерпевших, но они отказались являться на судебные заседания.

В обвинительном заключении говорилось, что Краснов «умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, а также руководя своими действиями, имея негативное отношение к лицам верующих, а именно православных христиан, испытывая к ним неприязненное отношение, выражая явное неуважение к обществу, умышленно нарушая общепризнанные нормы и правила поведения, желая противопоставить себя окружающим и продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним, допустил высказывания, носящие оскорбительный характер, в отношении православного христианства, унизив тем самым чувства верующих».

Сам Краснов вину не признал. После лингвистической экспертизы обвинения его положили на месяц в психиатрическую больницу — официально, чтобы обследовать на нормальность. Врачи признали Краснова вменяемым.

После этого адвокаты Краснова потребовали дополнительную, независимую экспертизу высказываний своего подзащитного. Суд удовлетворил это ходатайство.

Для Краснова всё закончилось более-менее благополучно. Его не признали виновным. Но и не оправдали. Просто 15 февраля суд прекратил уголовное преследование, объяснив это тем, что по делу «вышли сроки давности».

Но вопрос о том, надо ли наказывать и как за фразу «Бога нет», остался открытым.

До приговора не довели, признав обвиняемого сумасшедшим

Житель Екатеринбурга, заявляющий всем, что он — магистр вуду, Антон Симаков попал под статью «Оскорбление чувств верующих» ещё в 2014 году.

Вина чёрного колдуна была в том, что он провёл обряд порчи с жертвоприношением — обезглавил петуха, а его кровью испачкал покрывало, используемое в погребальных ритуалах у православных христиан.

Верующий активист Максим Румянцев написал на Симакова заявление в Следственный комитет.

Сам Симаков вину признавать категорически отказался, заявляя, что в его обряде нет оскорбления верующих, просто ритуалы вуду основаны на христианстве. Однако суд не стал разбираться, прав или виноват «магистр вуду».

В апреле прошлого года колдуна признали невменяемым и отправили на принудительное лечение в психиатрическую больницу.  На свободу Симаков вышел спустя семь месяцев.

Но по-прежнему считает, что его наказали совершенно ни за что.

Цитировал оккультиста, который связал РПЦ с Сатаной, а Христа назвал тираном

Преподаватель Оренбургского государственного медицинского университета Сергей Лазаров в июле 2013 года разместил в Интернете эссе «Злой Христос». В этом спорном тексте, автором которого был указан некто «оккультист Белозерский», христианский бог был назван «убийцей», «карателем» и «тираном», а РПЦ сравнивалась с «сатаной».

Уголовное дело на Лазарова возбудили с подачи оперативника центра «Э» Артёма Бекеева.

Эксперты признали, что текст, который разместил Лазаров, может «способствовать возбуждению религиозной, расовой, национальной ненависти или вражды».

А в апреле прошлого года суд признал Лазарова виновным и приговорил к штрафу в 35 тысяч рублей. Преподаватель медуниверситета вину не признал и оспорил приговор, однако потерпел неудачу.

Побил статую Будды и мочился в храме

Единственным в своём роде оскорблением не христиан, а буддистов стала эпатажная выходка дагестанского спортсмена Саида Османова.

По версии обвинения, в ночь на 2 апреля Османов, прибывший в Элисту на соревнования по борьбе, зашёл в буддийский храм, где ударил ногой в нос статую Будды и помочился на неё.

Об инциденте, скорее всего, никто бы не узнал, если бы борец сам не разместил в Интернете видео о том, как куражился в культовом для калмыков месте.

Когда разразился скандал, Османов извинился перед буддистами, но на него всё равно завели уголовное дело и обвинили (как и Соколовского, кстати) по двум статьям: «Оскорбление чувств верующих», а так же «Возбуждение ненависти либо вражды».

Спортсмена арестовали. Свою вину он признал и раскаялся. В итоге суд приговорил Османова к двум годам условно.

Чучело распяли на поклонном кресте

23 сентября 2015 года двое жителей деревни Старая Малиновка Кировской области — Константин Казанцев и Рустем Шайдуллин — решили пошутить. Они смастерили соломенное чучело и привязали его к поклонном кресту. И добавили пару оскорбительных для христиан надписей — про «неверных», которые будут казнены.

На двух «приколистов» завели уголовное дело. Ещё до суда они признали свою вину и принесли извинения за свою неуместную выходку.

В обвинительном заключении говорилось, что Константин Казанцев и Рустем Шайдуллин «пренебрежительно относились к православной вере, преследовали цель надругаться над почитаемой верующими религиозной святыней. Они понимали, что указанные действия могут задеть религиозные чувства верующих, как местных жителей, так и других лиц, проезжающих по дороге, причинить им душевную боль, однако им это было безразлично».

В итоге суд назначил каждому по 230 часов обязательных работ.

Приговор «богохульники» оспаривать не стали.

Вместо вывода

В итоге Руслан Соколовский на сегодня — единственный богоборец, который рискует отправиться за решётку на реальный срок. Хотя другие «кощунники» отделывались условными сроками и штрафами.

Источник: https://life.ru/1006444

Оскорбление чувств верующих 7 примеров из судебной практики

Уголовные дела за оскорбление чувств верующих

Понятия «оскорбление чувств верующих» как такового в законодательстве нет. Однако в соответствующей статье используется другое определение. В качестве наказания предусматривается ответственность в виде штрафов, обязательных работ и даже заключения. Однако судебная практика далеко не однозначная – несколько примеров реальных дел описано ниже.

Определение понятия и ответственность за оскорбление чувств верующих

Уголовное законодательство дает 2 определения этому понятию. Оскорбление чувств верующих может выразиться в активных действиях человека с целью выражения явного неуважения к религии либо в воспрепятствовании проведению богослужений:

  1. В первом случае речь идет о целенаправленных, сознательных действиях, цель которых – именно оскорбить религиозные чувства верующего. Важный момент – данные действия должны совершаться в публичном пространстве, как непосредственно в местах богослужения (церкви, мечети и другие), так и в любых других (в магазине, на улице и т.п.).
  2. Во втором случае законодательство определяется оскорбление как воспрепятствование богослужениям, осуществлению обрядов религиозного характера. По определению подобное деяние возможно совершить только в публичном пространстве.

При определении степени наказания УК учитывает несколько факторов – место совершения противозаконного действия, статус лица (наличие/отсутствие соответствующего служебного положения), обстоятельства совершения (применение насилия, угроза и т.п.).

Так, если действия были совершены публично, но не в храме и других местах, где проходят богослужения, меры ответственности следующие:

  • штраф до 300 тыс. руб. или в сумме зарплаты до 24 мес.;
  • или обязат. работы до 240 ч;
  • или принудит. работы до 12 мес.;
  • или заключение до 12 мес.

Если эти же самые действия совершены в храме, предусматриваются более строгие меры ответственности:

  • штраф до 500 тыс. руб. или в сумме зарплаты до 36 мес.;
  • или обязат. работы до 480 ч;
  • или принудит. работы до 36 мес.;
  • или заключение до 36 мес. с возможностью ограничения свободы до 12 мес. либо без такой возможности.

Если же оскорбление религиозных чувств выразилось в воспрепятствовании богослужению, наказание следующее:

  • штраф до 300 тыс. руб. либо в сумме зарплаты до 24 мес.;
  • или обязат. работы до 360 ч;
  • или исправит. работы до 12 мес.;
  • или арест до 3 мес.

Если эти же действия были выполнены гражданином, злоупотребившим своим служебным положением или путем применения насилия, угрозы применения, меры ответственности следующие:

  • штраф до 200 тыс. руб. или в сумме зарплаты до 12 мес.;
  • или обязат. работы до 480 ч;
  • или исправит. работы до 24 мес.;
  • или принудит. работы до 12 мес.;
  • или заключение до 12 мес. с лишением права работать в определенных сферах на общий срок до 24 мес.

Категория и состав преступления

Таким образом, оскорбление чувств верующих относится к деяниям небольшой тяжести, за которые чаще всего в качестве меры ответственности выбирается штраф либо обязательные/исправительные/принудительные работы. Однако это деяние признается преступным, т.е. относится к уголовным, а не административным проступкам.

Состав преступления следующий:

  1. Объектом является право каждого гражданина на свободу совести, в том числе и на свободное осуществление религиозных обрядов, выбор веры, религии, общины.
  2. Объективная сторона – это активные действия (а не бездействие), которые осуществляются в публичной обстановке и имеют целью явно оскорбить чувства верующего либо воспрепятствовать богослужению.
  3. Субъект – совершить такое деяние может любой человек, однако ответственность наступает для дееспособного гражданина, возраст которого минимум 16 лет.
  4. Субъективная сторона – вина, которая имеет форму прямого умысла. Действия совершаются осознанно, преднамеренно и имеют конкретную цель – оскорбить чувства верующих граждан, осквернить святыни и т.п.

Отсутствие даже одного из этих элементов состава исключает возможность применения уголовной ответственности либо дает основание для привлечения к ней по другой статье.

Например, гражданин сознательно разграбил алтарь в храме, однако совершил это из целей личного обогащения.

Поскольку в его действиях не было мотивации оскорбить религиозные чувства верующих людей, он может быть привлечен по статье 158.1 (Мелкое хищение).

Судебная практика: примеры оскорблений и 7 реальных дел

Практика показывает, что судьи довольно широко трактуют определения, чувств верующих и их оскорбление. Так, к деяниям, имеющим целью оскорбить чувства веры, могут быть отнесены не только физические действия, но также:

  • устные и/или письменные высказывания;
  • комментарии на виртуальных страницах, сайтах, аккаунтах в соцсетях;
  • перепосты различных записей, лайки.

Вот несколько примеров реальных дел по 148 статье УК РФ за оскорбление чувств верующих:

  1. Например, мировой судья Центрального района Сочи в августе 2017 года вынесла обвинительный приговор гражданину Виктору Ночевнову, на странице которого обнаружены карикатурные изображения Христа с нецензурными надписями и использованием нацистской символики. Суд счел подобные картинки оскорбительными, а их размещение связал с мотивом оскорбления чувств верующих людей. Решение – штраф 50000 руб.
  2. В 2016 в г. Ставрополе состоялся процесс по делу В. Краснова, который написал на своей странице: «Боха нет» и определил библию как сборник сказок. Суд начал заседание, однако вскоре закрыл дело по причине истечения установленных сроков подачи иска.
  3. В том же году в Оренбурге суд наложил штраф 35000 на преподавателя Сергея Лазарова. Причина – написанная им статья «Злой Христос», в которой последний был назван убийцей и тираном.
  4. В том же году в Кировской области осудили Р. Шайдуллина и К. Казанцева. Следствие утверждало, что они сделали чучело, прикрепили на него надпись оскорбительного содержания и подвесили на крест в публичном месте (в одной из деревень). Каждый из граждан в качестве наказания получил по 230 ч. исправ. работ.
  5. В том же году в Элисте суд осудил на 2 года условно С. Османова, который зашел в буддийский храм, ударил изваяние Будды и испражнился на него. Причем обвиняемый записал эти действия на видео и выложил их в сеть.
  6. В 2017 году в Екатеринбурге завершился довольно известный судебный процесс по делу «о ловле покемонов» в одном из местном храмов. Осужденный Соколовский играл в эту виртуальную игру, снабдив снятое видео комментарием, в котором назвал Иисуса «самым редким покемоном». Приговор – 3,5 года условно. Причина в том, что суд усмотрел в этих действиях не только оскорбление религиозных чувств, но также возбуждение ненависти.

Источник: https://2ann.ru/oskorblenie-chuvstv-veruyushhix/

Совет по правам человека предложил убрать из Уголовного кодекса статью об оскорблении чувств верующих

Уголовные дела за оскорбление чувств верующих

Совет по правам человека (СПЧ) при президенте России предложил убрать из Уголовного кодекса статью об оскорблении чувств верующих (статья 148) и оставить только за насильственные экстремистские преступления (статьи 280 и 282). Об этом 22 августа сообщило издание «РБК». «7×7» поясняет, какие именно поправки в УК хотят внести правозащитники, и вспоминает самые громкие судебные процессы. 

Что именно предлагает СПЧ

Совет по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) подготовил проект предложений по изменению антиэкстремистского законодательства.

Правозащитники предлагают вывести из Уголовного кодекса часть 1 статьи 148 («Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих») и дополнить Кодекс об административных правонарушениях ​отягощенным составом оскорбления.

Совет отмечает «правовую неопределенность» терминов «религиозные взгляды» и «верующие» — из законодательства непонятно, можно ли распространять их на атеистические взгляды и, если нет, является ли это дискриминацией атеистов.

О том, что понятия «чувства» и «оскорбление» нельзя измерить, говорили многие эксперты и правозащитники. По словам члена Московской Хельсинкской группы, бывшего председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерия Борщёва, такие формулировки позволяют трактовать публикацию картинок, мемов или публичные действия как уголовное преступление.

— Эти неопределенности в Уголовном кодексе позволяют посадить людей по совершенно надуманным основаниям. Цель происходящего, на мой взгляд, одна: сделать общество покорным, согласным и безгласным, — сказал Борщёв «7×7».  

История вопроса

До 2013 годаоскорбление чувств верующих квалифицировалось как административное правонарушение по статье 5.26 Кодекса об административных правонарушениях России «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». 

21 февраля 2012 года панк-группа Pussy Riot провела акцию «панк-молебен „Богородица, Путина прогони!“» в Храме Христа Спасителя. Через несколько дней трех участниц группы арестовали и обвинили по статье «Хулиганство».

На суде в качестве свидетелей со стороны обвинения выступили сотрудники храма, которые сообщили о получении «моральных травм» во время панк-молебна, а свидетель Олег Угрик заявил, что Pussy Riot пришли в храм, чтобы «объявить войну Богу и Русской православной церкви».

Двое участник группы Мария Алёхина и Надежда Толоконникова были осуждены на два года в колонии. 

В июне 2013 года после акции Pussy Riot были внесены поправки в статью 148 Уголовного кодекса.Вместо «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий» она стала называться «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Ее дополнили двумя пунктами:

  • Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.
  • Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Максимальное наказание по этой статье — три года лишения свободы. 

Pokemon GO в храме

Руслан Соколовский на фоне храма
Фотоколлаж Кирилла Шейна

Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга 11 мая 2017 года признал виновным видеоблогера Руслана Соколовского и назначил ему 3,5 года условно и 160 часов исправительных работ за то, что тот играл в приложение Pokemon GO в храме. В приговоре судья перечислила основания, по которым он получил наказание:

  • «…наделение Иисуса Христа качествами покемона, как героя не только компьютерной игры и мультипликационного сериала, но и представителя бестиария»
  • «[Соколовский] отрицает существование Иисуса и пророка Мухаммеда, таким образом совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 148 Уголовного кодекса»
  • «[В видеосюжетах Соколовского] присутствует информация, содержащая в себе признаки оскорбления чувств приверженцев христианства и ислама, формируемого через отрицание существования бога»
  • «[Соколовский] оскорбил многочисленные чувства разнообразных социальных групп не только в речевой форме, но и двигательной активностью лица»
  • «[видеоролики] содержат социально-психологические приемы, направленные на то, чтобы вызвать у общественности шок и протесты»

Дела Мотузной и Маркина в Барнауле

В начале августа в Барнауле состоялось заседание суда по делу Марии Мотузной, обвиняемой в оскорблении чувств верующих и экстремизме — в 2015 году девушка сохраняла в своем альбоме на сайте «ВКонтакте» мемы о религии. Мотузная отказалась признавать свою вину и попросила рассмотреть дело в общем порядке. 

Как пишет «Медиазона», в уголовном деле в отношении Мотузной есть два свидетеля, студентки Алтайского филиала РАНХиГС Анастасия Битнер и Дарья Исаенко, которые рассказали о том, как были оскорблены страницей девушки.

Так, обоих оскорбил демотиватор с фотографией идущих по грязи участников крестного хода с подписью «Две главные беды России», изображение обезображенного священника с надписью «Когда взял на свою яхту ящик кагора и блудниц окаянных», изображение Иисуса с сигаретой, выпускающего кольца дыма сквозь дыры в руках, фото священнослужителей с надписью «Граждане алкоголики, тунеядцы, хулиганы, кто хочет поработать?» и другие. 

Эти же два свидетеля пожаловались и на студента Даниила Маркина. Уголовное дело против него возбудили в июле 2017 года. Маркин опубликовал картинку с персонажем сериала «Игра престолов» Джоном Сноу, у которого над головой был изображен нимб.

Мемы и чучело из креста в Кирове

Мировой суд Омутнинского района области в июле 2017 года признал 21-летнего местного жителя виновным в оскорблении чувств верующих и оштрафовал его на 25 тыс. руб.

 Как рассказали «7×7» в региональной прокуратуре, молодой человек разместил на странице во «ВКонтакте» рисунки и надписи, которые оскорбляют христиан и священнослужителей.

Что именно было написано и нарисовано, в прокуратуре уточнить не смогли.

В июне 2016 года двое жителей Вятскополянского района Кировской области осуждены на обязательные работы за то, что сделали из поклонного креста чучело.

 По данным следствия, мужчины специально договорились осквернить поклонный крест на въезде в деревню Старая Малиновка Вятскополянского района Кировской области.

 В ночь с 22 на 23 сентября 2015-го они привезли с собой штаны, куртку, веревки, шапку, маску и саморезы для того, чтобы сделать из креста чучело. На кресте они повесили оскорбляющую надпись.

Следствие выяснило, что мужчины пренебрежительно относились к православной вере и преследовали цель надругаться над почитаемой верующими религиозной святыней. В обвинительных документах фигурирует и понятие «душевная боль», которую осужденные причинили верующим своим поступком.

Статья про Христа в Оренбурге

В Оренбурге в апреле 2016 года вынесен приговор в отношении преподавателя Оренбургского государственного медицинского университета Сергея Лазарева. Он в 2013 году опубликовал в интернете статью «Злой Христос». Суд оштрафовал его на 35 тыс. руб. 

По словам адвоката осужденного, инициатором возбуждения уголовного дела еще в 2014 году выступил сотрудник Центра «Э», который передал текст указанной статьи на экспертизу, которая показала, что «в статье содержатся высказывания, могущие способствовать возбуждению религиозной, расовой, национальной ненависти или вражды». Защитник считает, что дело рассматривалось с нарушениями: в статье Лазарева действительно приведены негативные эпитеты по отношению к Христу, но возбуждение дела он назвал незаконным, поскольку в нем не было потерпевших по делу — тех верующих, кто прочел бы статью в интернете и почувствовал себя оскорбленным.

Также СПЧ предлагает отменить часть 1 статьи 282 Уголовного кодекса, в которой идет речь о возбуждении ненависти или унижении достоинства по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии или социальной группе, совершенных публично, с использованием СМИ или интернета. Это деяние предлагается перевести в разряд административных правонарушений. Правозащитники полагают, что такие понятия, как «разжигание социальной розни» и «утверждение религиозного превосходства», невозможно трактовать однозначно. 

В СПЧ полагают, что обязательным квалифицирующим признаком экстремизма следует считать насилие: «В таком случае будет исключена возможность уголовного наказания за высказывания, не представляющие реальной угрозы защищаемым Конституцией РФ интересам».

Совет предлагает исключить из текста статьи формулировку «принадлежности к какой-либо социальной группе»: «Это понятие содержит правовую неопределенность и порождает в правоприменительной практике такие спорные „социальные группы“, как „атомщики“, „ватники“, „депутаты Госдумы“», — говорится в документе. 

Часть 1 статьи 20.3 КоАП совет предлагает отредактировать так, чтобы под него не подпадала демонстрация нацистской или экстремистской символики без цели пропаганды. В России осуждены несколько десятков человек за публикацию исторических фотографий, на которые попала свастика. 

Правозащитники также рекомендуют упразднить список экстремистских материалов, который, по их мнению, «не оправдал возложенных на него надежд по профилактике экстремизма, а, напротив, стал крайне громоздким и мало пригодным для применения законопослушными гражданами».

Максим Поляков, «7х7»

Источник: https://7×7-journal.ru/articles/2018/08/22/sovet-po-pravam-cheloveka-predlozhil-ubrat-iz-ugolovnogo-kodeksa-statyu-ob-oskorblenii-chuvstv-veruyushih

Оскорбление чувств верующих Кого в России судят за обряды вуду и нападения на Будду — Meduza

Уголовные дела за оскорбление чувств верующих

блогер Руслан Соколовский, ловивший покемонов в храме, обвиняется по довольно редкой статье 148 УК РФ — оскорбление чувств верующих.

Статья была введена Госдумой в Уголовный кодекс в ответ на дело группы Pussy Riot (за ролик с танцами в храме трех ее участниц судили по статье «Хулиганство»). До 2015 года эта статья почти не применялась, но в последнее время появляется в новостях все чаще.

По просьбе «Медузы» изучила журналистка «Новой газеты» Вера Челищева, для чего использовали 148-ю до случая с покемонами.

«Злой Христос»

В феврале 2016 года в Оренбурге суд вынес приговор в отношении бывшего преподавателя местного медицинского университета Сергея Лазарова. Еще в 2013 году он опубликовал на своем сайте статью некоего «оккультиста Белозерского» под названием «Злой Христос». В тексте присутствовали резкие эпитеты — «убийца», «бог-каратель», «тиран». РПЦ автор связывал с «сатаной».

Инициатором возбуждения уголовного дела стал сотрудник центра по борьбе с экстремизмом регионального управления МВД Артем Бекеев. Потерпевших верующих в деле не было. Бекеев передал текст статьи на экспертизу, и та показала, что «в статье содержатся высказывания, могущие способствовать возбуждению религиозной, расовой, национальной ненависти или вражды».

В апреле 2016 года суд признал Лазарова виновным по части 1 статьи 148 УК и приговорил к штрафу в 35 тысяч рублей с освобождением от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Лазаров, который вину так и не признал, пытался обжаловать приговор — но вышестоящая инстанция оставила его в силе.

Обряды в Малиновке

В июле 2016 года суд в Кировской области признал двух местных жителей Константина Казанцева и Рустема Шайдуллина виновными в том, что осенью 2015 года они повесили самодельное чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест в деревне Старая Малиновка.

Какие цели преследовали мужчины, неизвестно, но следствие, а потом и суд усмотрели в их действиях признаки именно первой части 148-й статьи — публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

Вердикт сообщал, что обвиняемые преследовали «цель надругаться над почитаемой верующими религиозной святыней — православным крестом как символом веры, на котором принял мучи­тельную смерть Христос».

Оба мужчины были приговорены к 230 часам обязательных работ каждого. Они полностью согласились с предъявленным обвинением, признали себя виновными, «раскаялись в содеянном» и попросили вынести приговор без проведения судебного разбирательства.

Борец с Буддой

Признал свою вину в оскорблении религиозных чувств верующих и дагестанский спортсмен Саид Османов.

Дело в отношении него возбудили в апреле 2016 года после инцидента в Элисте, где приехавший на соревнования по вольной борьбе Османов зашел вместе с товарищами по команде в буддийский храм, помочился там и ударил ногой в нос статую Будды.

Ко всему прочему борец еще и заснял все происходящее на видео, чем очень разозлил жителей Элисты. Они приехали к зданию гостиницы, в которой остановились спортсмены, и потребовали извинений. 

Османов их принес, однако в отношении него сначала возбудили уголовное дело по 148-й статье, а затем добавили к ней еще и 282-ю (возбуждение ненависти либо вражды). Спортсмен был арестован до приговора. Элистинский городской суд Калмыкии назначил ему наказание в два года условно с испытательным сроком в один год.

Магическое воздействие на власти Украины

В середине апреля 2016 года Кировский районный суд Екатеринбурга (тот же, что выносил решение об аресте видеоблогера Соколовского) направил на принудительное лечение Антона Симакова, называющего себя «магистром магии вуду».

До того в отношении магистра возбудили уголовное дело по 148-й статье. Его проступок заключался в том, что в своем офисе Симаков совершил некий обряд, цель которого, по его словам, состояла в магическом воздействии на власти Украины.

В обряде использовались кукла вуду, кровь жертвенного животного, а также предметы православного культа — погребальный покров, венчик, который надевают на покойников в церкви, печатный экземпляр разрешительной молитвы, которая читается в церкви по время отпевания, и небольшой деревянный крест.

Ранее Симаков в присутствии журналистов совершал публичный обряд жертвоприношения, обезглавив петуха. Еще он вешал на мосту чучело украинского президента Петра Порошенко, объясняя свой поступок тем, что ему нужно было «уничтожить украинского президента».

Суд заключать Симакова под стражу не стал, назначив ему принудительное лечение.

Дело «боха нет»

Блогера из Ставрополя Виктора Краснова, употребившего в ходе спора в сообществе «Подслушано Ставрополь» во «ВКонтакте» фразу «боха нет», тоже отправили на принудительное психиатрическое освидетельствование в начале 2016 года. На оскорбление своих чувств в полицию пожаловались его оппоненты по интернет-дискуссии.

Месяц Краснов провел в психиатрической больнице, экспертиза признала его вменяемым, и дело было передано в суд.

Краснов, говорилось в его материалах, «умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, а также руководя своими действиями, имея негативное отношение к лицам верующих, а именно православных христиан, испытывая к ним неприязненное отношение, выражая явное неуважение к обществу, умышленно нарушая общепризнанные нормы и правила поведения, желая противопоставить себя окружающим и продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним, допустил высказывания, носящие оскорбительный характер в отношении православного христианства, унизив тем самым чувства верующих».

Краснов рассказал «Медузе», что сейчас его дело приостановлено. «Материалы переписки „“ отправили на повторную экспертизу. Но когда конец — неизвестно. Все сходятся во мнении, что будут тянуть до 31 октября, когда выйдет срок давности, и по-тихому закроют дело. Ибо скандал получился нешуточный», — сказал блогер.

«Это просто хулиганы»

Александр Верховский, глава аналитического центра «Сова», который проводит мониторинг того, как применяется антиэкстремистского законодательства: «По нашему анализу, в большинстве случаев 148 статью притягивают за уши. Большинство случаев спорные.

 Какие цели, например, преследовали люди, посадившие чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест — да никакие. Это просто хулиганы. А „магистр магии вуду“, строго говоря, оскорблял религиозную символику, а не чувства верующих.

Если на каждую дурацкую шутку реагировать как на „общественно опасное деяние“, то мы далеко зайдем».

Александр Михайлов, адвокат, руководитель практики уголовного права бюро «Адвокат про»: «Понятие оскорбления личности определено соответствующей статьей УК РФ и в целом вопросов не вызывает, а оскорбление чувств — это новое понятие для российской правовой системы.

Даже на обыденном уровне трудно уяснить себе, как можно оскорбить не человека, а именно чувство. Предположим, оскорбить чувство верующего действительно возможно, но это значит, что также можно оскорбить чувство неверующего, голодного и так далее. Приведенная аналогия говорит об абсурдности этой законодательной формулировки.

Мне представляется, что статья 148 была внесена законодателями в УК по каким-то внеправовым причинам».

Источник: https://meduza.io/feature/2016/09/06/oskorblenie-chuvstv-veruyuschih

Добавить комментарий