Уменьшение размера штрафа по административному правонарушению

Содержание
  1. Снижение административного штрафа
  2. Правовые основания для снижения размера административного штрафа
  3. Альтернатива штрафу
  4. Как подать ходатайство об уменьшении штрафа по административному правонарушению до минимального размера?
  5. Смягчающие обстоятельства, как основание для снижения размера штрафа по делу об административном правонарушении в пределах санкции статьи
  6. Правила составления ходатайства
  7. Можно ли подать ходатайство о неприменении штрафных санкций?
  8. Снижение административного штрафа ниже низшего предела — для физических лиц, для должностных лиц, судебная практика
  9. Что это такое
  10. Виды наказаний
  11. Снижение административного штрафа ниже низшего предела
  12. Противоречивая практика
  13. Подтверждение универсальности правовой позиции
  14. Ограничения использования административного наказания ниже низшего предела
  15. Снижение штрафа: снижение в суде
  16. Уменьшение штрафа по административному правонарушению возможно
  17. Ниже низшего предела штраф установят в случае, если компания докажет обоснованность этого
  18. На снижение штрафа за административное правонарушение повлияет отсутствие отягчающих обстоятельств
  19. Снижение административного штрафа ниже низшего предела возможно при финансовых затруднениях компании
  20. Необходимо представить суду все смягчающие обстоятельства для снижения штрафа
  21. Назначение административного штрафа ниже низшего предела
  22. Фабула дела:
  23. Линия защиты:
  24. Проблематика:
  25. Разрешение ситуации:
  26. Для обоснования возможности назначения административного штрафа в данном конкретном деле были использованы следующие доказательства:
  27. Итог по делу:

Снижение административного штрафа

Уменьшение размера штрафа по административному правонарушению

Ходатайство о снижении административного штрафа оформляется по общим правилам составления исковых заявлений, принятым в рамках того или иного вида судебных процессов. При этом в названном документе помимо общих обязательных атрибутов надлежит указать:

  1. Основания снижения размера штрафа. Юрлицам следует представить доказательства существования исключительных обстоятельств, описываемых в п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, гражданам и должностным лицам — исключительных обстоятельств, перечисленных в п. 2.2 названной статьи.
  2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Перечень таких обстоятельств содержится в ст. 4.2 КоАП РФ. Данный список не является закрытым, поэтому податель ходатайства может ссылаться и на иные основания, например попытку устранения негативных последствий правонарушения (постановление 10-го ААС от 08.10.2014 по делу № А41-26807/14).
  3. Просьбу к суду о снижении размера штрафа. При этом можно ходатайствовать и о замене штрафа на иной вид наказания.

Также к ходатайству следует приложить документ, являющий собой подтверждение приводимых подателем обоснований своей позиции.

Для физлица это может быть, например, справка из медучреждения о наличии тяжелого заболевания или справка о нахождении на учете в службе занятости в связи с отсутствием работы; для юрлица — документы, подтверждающие финансовое состояние организации.

Ходатайство по административному делу в рамках КоАП РФ может быть подано только в письменной форме (п. 2 ст. 24.4 КоАП РФ). Образец ходатайства о снижении административного штрафа вы можете найти на нашем сайте.

Правовые основания для снижения размера административного штрафа

В настоящее время судьи правомочны в отдельных случаях снижать минимальный размер административного штрафа как юридическим, так и физическим лицам. Прецедент был создан благодаря вынесению Конституционным судом РФ постановления от 25.02.2014 № 4-П (далее — Постановление № 4-П).

Основания для снижения здесь следующие (в совокупности):

  1. Существование исключительных обстоятельств, связанных со спецификой совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным и/или финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юрлица или гражданина (п. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ). В случае если рассматривается вопрос о снижении штрафа в отношении физлица, учитываются также его личностные особенности (п. 3.2 названной статьи).
  2. Минимальный размер штрафа составляет:
    • 100 тыс. руб. — для юрлиц;
    • 50 тыс. руб. — для должностных лиц;
    • 10 тыс. руб. — для граждан (см. упомянутые выше нормы).

Если лицо не докажет наличия исключительных обстоятельств, на основании которых штраф может быть снижен, судебный орган откажет в удовлетворении ходатайства (постановление 9-го ААС от 20.10.2014 по делу № А40-48657/14, абз. 8 п. 5 Постановления № 4-П).

Соответствующее ходатайство следует подавать еще на этапе рассмотрения дела. Если же разбирательство завершено и суд вынес свое решение, необходимо подавать уже жалобу.

Альтернатива штрафу

Кроме просьбы о снижении размера штрафа, заинтересованное лицо может представить суду ходатайства:

  • об отсрочке или рассрочке штрафа (ст. 31.5 КоАП РФ) — при этом надлежит учесть, что максимальный срок отсрочки составляет 3 месяца и дальнейшего его продления (что особенно актуально при значительном размере штрафа) КоАП РФ не предусматривает;
  • замене штрафа иным видом наказания, например вынесением устного замечания при установлении малозначительности правонарушения (п. 2.9 КоАП РФ, п. 21 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.03.2005 № 5).

Также рекомендуем к прочтению нашу статью «Административная ответственность юридических лиц — понятие», в которой более подробно рассмотрен вопрос применения различных мер ответственности в рамках КоАП РФ к организациям и ИП.

Итак, ходатайство о снижении административного штрафа подается в письменной форме. Его содержание законом не регламентировано, важно лишь, чтобы оно отражало причины снижения размера штрафа. При этом особое внимание следует уделить обеспечению документального доказательства наличия таких исключительных обстоятельств.

Если организацию привлекли к административной ответственности, штраф можно снизить, даже если он назначен в минимальном размере.

если назначенный штраф меньше 100 000 рублей, его уменьшить нельзя.

Пункт 3_2. статьи 4.1.

КоАП РФ:
«При наличии исключительных обстоятельств,связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Как подать ходатайство об уменьшении штрафа по административному правонарушению до минимального размера?

Основания для снижения штрафных санкций по делу об административном правонарушении содержатся в ст. 4.1 КоАП РФ.

Приведенные в данной норме положения позволяют должностному лицу или судье, которые выносят итоговые акты по административным делам, уменьшить размер назначаемого наказания ниже низшего размера, установленного санкцией конкретной статьи. Для этого требуется подача ходатайства о снижении штрафа.

Так, в силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, размер штрафа может быть уменьшен до размера менее минимального, если усматриваются одно или несколько исключительных обстоятельств, которые связаны:

  1. С характером правонарушения и его последствиями.
  2. С личностью виновного.
  3. С имущественным положением виновного.

При этом снижение наказания возможно только в том случае, если размер штрафа по статье КоАП РФ превышает 10 000 рублей. В конечном итоге размер наказания не может быть снижен до определенного предела — он не может быть ниже половины минимального размера штрафа по конкретной статье.

Например, санкция статьи предусматривает штраф в размере 10 000 рублей. Если ходатайство удовлетворят, то назначат штраф в размере 5 000 рублей.

Смягчающие обстоятельства, как основание для снижения размера штрафа по делу об административном правонарушении в пределах санкции статьи

Штраф по КоАП РФ может быть снижен и в случае, если по делу установлено наличие смягчающих обстоятельств, перечисленных в ст. 4.2 КоАП РФ. Привлекаемое к ответственности лицо может подать ходатайство судье или должностному лицу, рассматривающим дело.

Смягчающими обстоятельствами являются:

  1. Раскаяние.
  2. Добровольное прекращение совершения правонарушения.
  3. Сообщение о совершенном правонарушении в государственные органы (до того, как они сами его обнаружили).
  4. Оказание привлекаемым лицом помощи должностным лицам или судье в установлении обстоятельств произошедшего правонарушения.
  5. Возмещение вреда, причиненного правонарушением.
  6. Выполнение предписания об устранении правонарушения, если предписание выносилось.
  7. Совершение правонарушения в состоянии аффекта.
  8. Несовершеннолетний возраст правонарушителя.
  9. Беременность правонарушителя или наличие у нее несовершеннолетнего ребенка.
  10. Иные обстоятельства.

Ходатайство о снижении суммы штрафа при наличии приведенных смягчающих обстоятельств может быть подано до принятия постановления по делу, то есть в ходе рассмотрения дела.

Правила составления ходатайства

Ходатайства о снижении штрафа составляются в письменной форме, в произвольном виде. Документ передается должностному лицу, которое рассматривает дело, либо судье. В нем описываются основания, согласно которым привлекаемый к ответственности гражданин желает снизить размер штрафа. Перечень оснований указан выше.

К ходатайству целесообразно приложить доказательства, обосновывающие обстоятельства, указанные в документе. Например, если нарушитель не может оплачивать штраф, ввиду сложного материального положения, целесообразно приложить справку 2-НДФЛ о доходах; данные о детях, находящихся на иждивении; сведения о кредитных и иных долговых обязательствах, и иные.

ходатайства может быть следующим:

  1. Информация о рассматриваемом деле: статья КоАП РФ или НК РФ, обстоятельства совершения нарушения.
  2. Ссылка на нормы законодательства, содержащие основания для уменьшения штрафа (мы изложили их выше).
  3. Просьбу о снижении штрафа, сумму штрафа, которую желает оплатить заявитель ходатайства.
  4. Подпись заявителя.

Можно ли подать ходатайство о неприменении штрафных санкций?

Такое ходатайство теоретически может быть подано в рамках дела об административном правонарушении, если санкция статьи предусматривает альтернативу назначению штрафа – применение наказания в виде предупреждения. В этом случае, необходимо понимать, что судья или должностное лицо учитывают при назначении наказания.

Так, в силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются:

  1. Характер правонарушения (насколько оно тяжкое).
  2. Личность виновного.
  3. Имущественное положение.
  4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Если подавать такое ходатайство, в нем необходимо указать, что нарушение не повлекло тяжких последствий (если это так), что виновный характеризуется положительно (представить характеристики, награды, и т.д.), что у него неблагоприятная финансовая ситуация (документы, которые это подтверждают мы перечисляли выше), что у него есть смягчающие обстоятельства (их перечень также изложен выше).

В то же время, образец ходатайства о неприменении штрафных санкций мы не приводим, поскольку при наличии оснований для этого наказание должно быть заменено со штрафа на предупреждение автоматически.

Таким образом, ходатайство о снижении размера штрафа, как и ходатайства о рассрочке штрафа, могут быть написаны в произвольной форме. В документе необходимо указать основания, по которым штраф подлежит уменьшению. Образец ходатайства можно скачать по ссылке ниже.

Источник: https://akrchel.ru/snizhenie-administrativnogo-shtrafa/

Снижение административного штрафа ниже низшего предела — для физических лиц, для должностных лиц, судебная практика

Уменьшение размера штрафа по административному правонарушению

При присутствии выдающихся условий, которые связаны с характером произведенного нарушения и его следствиями, имущественным и материальным положением привлекаемого к административной ответственности юр. лица.

Орган, который разбирает дел о нарушениях административного характера, может определить кару в виде штрафа в величине меньше минимальной величины административного штрафа, который предусматривается соответственной статьей.

Что это такое

Административный штраф – прописанная государством мера административной кары за осуществление административного нарушения права в форме финансового взыскания, которая применяется с задачей предупреждения совершения свежих нарушений права как нарушителем, так и другими особами.

Соответственно со ст. 3.5 КоАП России АШ может выражаться в размере, кратном:

  • Минимальной величине уплаты труда, установленной ФЗ на время конца либо пересечения либо пресечения административного нарушения права.
  • Цене предмета административного нарушения права либо пресечения АП.
  • Величине невыплаченных налогов, сборов, которые подлежат оплате на время конца либо пресечения АП либо размере незаконного валютного действия.

Виды наказаний

Сейчас КоАП РФ поставлены 8 типов кар административного типа.

За осуществление АП могут предопределяться и использоваться такие административные кары:

  • Предупреждение.
  • Административный штраф.
  • Возмездное исключение средства осуществления либо предмета АП.
  • Конфискация средства свершения либо предмета АП.
  • Отнятие особого права, которое предоставляется физ. лицу.
  • Административный арест.
  • Изгнание за границы России зарубежного гражданина либо особы без гражданства.
  • Дисквалификация.
  • Постановление административного занятия.

В отношении физ. лиц могут использоваться все эти типы административных кар, в отношении юр. лиц – лишь административные кары типа предостережений, административного штрафа, возмездного изъятия средства либо предмета АП, отнятие орудия осуществления либо предмета АП.

Все административные возмездия характерны общим образованием их использования — свершением административного нарушения права. Закон об административных нарушениях права, кроме того, устанавливает единственные принципы и порядок их предназначения.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела

Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.

Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.

И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.

А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.

Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.

В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.

При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.

На практике выдающимися условиями, которые считаются органами администрации, есть:

  • Сложное материальное положение личности, которая притягивается к административной ответственности – состояние пребанкротства, отсутствие дохода, резкое уменьшение выручки.
  • Содействие органу администрации в определении условий дела – представление объяснений, появление представителей.
  • Добровольное выполнение предписаний либо удаление нарушений.
  • Осуществление нарушений права первый раз, невольный характер нарушений.
  • Социально-направленная работа особы, которая притягивается к административной ответственности – оказание ком. услуг, градообразующие организации, оснащение населения товарами основной нужды.

Назначенный перечень не исчерпывающий, так как выдающиеся условия находит суд, административный орган и служебное лицо с учетом конкретных условий дела.

Уменьшение административного штрафа используется только в ситуации, когда самая небольшая санкция за обусловленное административное нарушение права превосходит:

  • Для физических лиц – 10 тыс. руб.
  • Для должностных особ – 50 тыс. руб.
  • Для юр. лиц – 100 тыс. руб.

Например, если административный штраф равняется 20 тыс. рублей, то он может быть уменьшен до 10 тыс. рублей. Уменьшение административных разрешений меньше прописанных самых маленьких пределов не допустимо.

Коэффициент уменьшения избирается судьей, органом либо должностной особой на основе выдающихся условий, связанных с характером сделанного АП и его результатами, личностью и имущественным (материальным) положением притягиваемого к административной ответственности.

Соответственно с Решением Конституционного Суда России от 25 февраля 2014 года величина административного штрафа, обусловливаться юр. лицам, какие свершили АП, наименьший размер административного штрафа за которые водворяется в величине от ста тыс. рублей и больше, может быть уменьшен судебным органом ниже самого низкого предела.

Противоречивая практика

Судебная практика показывает, что арбитражные органы по-разному восприняли универсальность позиции снижения штрафа меньше низшего предела. Одни суды посчитали ее универсальной и распространяли на другие составы АП, уменьшая величину штрафов с учетом характера и условий нарушений права.

В других судах считали, что она имеет ограниченную область работы, поэтому, по словам уполномоченных лиц,  КС РФ ограничил вероятность предназначения наказания в форме АШ ниже нижнего предела лишь в отношении санкций, прописанных ч. 5 ст. 19.8 КоАП России.

При этом суды ссылались на то, что ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, которой определены правила определения кары административного характера в границах, определенных законом, который предусматривает ответственность за определённое административное нарушение права, не признана возражающей Конституции России.

В ряде ситуаций суды добавочно отмечали, что нарушителем права в материалах дела не представлены свидетельства его тяжелого материального и имущественного положения.

Подтверждение универсальности правовой позиции

Смотря на противоречия в практике использования позиции права, которая выражена в Постановлении номер 1-П, Конституционный Суд России, не дождавшись решения закона по этому вопросу и скопив достаточное число обращений по этому поводу по другим составам административных правонарушений, принял Постановление номер 4-П.

В нем суд признал выраженную в Постановлении номер 1-П позицию права о вероятности использования наказания ниже низшего предела универсальной, то есть той, которая подлежит использованию по любым видам дел об административных нарушениях права, но ограничил ее использование только судами в исключительных ситуациях.

Эти ситуации бывают, когда решается проблема назначения АШ от 100 тысяч рублей, как предупреждение меры наказания.

Ограничения использования административного наказания ниже низшего предела

КС России обратил внимание на особенную роль суда как самостоятельного и беспристрастного арбитра и самого компетентного органа гос. Власти в области определения справедливости в правовой сфере. Пока не предусмотрены изменения, которые предусматривают вероятность уменьшать самый маленький размер АШ для российских граждан.

Принятие постановления о направлении юридическому лицу административного вознаграждения меньше самого небольшого предела санкции нормы об административной ответственности пропускается лишь в исключительных ситуациях и только в порядке суда, как при анализе, так и при пересмотре судом дела об административном нарушении права юр. лица.

Эта позиция не может применяться в постановлениях, которые не имеют законной силы.

Снижение административного штрафа меньше самого низкого предела, прописанное административной службой, является правом суда либо служебного лица. Такое правило используется только в ситуации, когда самая маленькая санкция за определённое административное нарушение права превышает определенную сумму.

Источник: http://biznes-delo.ru/administrativnye-shtrafy/snizhenie-administrativnogo-shtrafa-nizhe-nizshego-predela.html

Снижение штрафа: снижение в суде

Уменьшение размера штрафа по административному правонарушению

За административное нарушение компании могут назначить штраф в несколько млн р. Если она хочет добиться снижения штрафа, снижения нужно требовать через суд. Как убедить судей установить штраф ниже низшего предела.

Уменьшение штрафа по административному правонарушению возможно

Если компанию привлекли к административной ответственности и назначили штраф в размере 3 или 5 млн р., у нее есть шанс смягчить наказание. Это можно сделать в рамках ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Чтобы применить эти положения закона для снижения штрафа, снижения нужно добиваться через суд.

У судьи есть право на снижение размера штрафа по КоАП, если минимальный размер штрафа за данное нарушение – не меньше 100 тыс. р. Когда суд рассматривает вопрос об уменьшении штрафа, уменьшение допускают, если есть компания подтвердит:

  • исключительные обстоятельства, которые повлияли на нарушение и его последствия,
  • нестабильное материальное положение компании и т. п.

Рассмотрим подробнее, какие доводы принимают суды при снижении штрафа за административное правонарушение.

Ниже низшего предела штраф установят в случае, если компания докажет обоснованность этого

Когда компания просит суд о снижении административного штрафа, судьи обратят внимание на:

  1. Первичность нарушения.
  2. Отсутствие отягчающих обстоятельств.
  3. Финансовое состояние компании, которое стало причиной нарушения.
  4. Быстрое прекращение нарушения.
  5. Угрозу банкротства или дестабилизации компании в случае выплаты изначальной суммы штрафа.

Совокупность этих обстоятельств может повлиять так, что вместо крупной суммы суд определить штраф ниже низшего предела. Но при этом нужно иметь в виду, что при снижении административного штрафа ниже низшего предела итоговая сумма выплаты не может быть меньше половины минимальной выплаты, которую установили для данного нарушения в законе (п. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ).

Как работают такие аргументы в суде, можно увидеть на примерах из практики.

На снижение штрафа за административное правонарушение повлияет отсутствие отягчающих обстоятельств

Суд принял во внимание, что:

  • компания допустила нарушение в первый раз,
  • у содеянного была низкая степень общественной опасности,
  • не было признаков умысла и недобросовестности компании.

Кроме того, суд выяснил, как долго компания вела предпринимательскую деятельность и были ли кредитные обязательства. По совокупности обстоятельств ВС РФ допустил уменьшение размера штрафа по административному правонарушению. С компании взыскали 50 тыс. р. вместо 100 тыс. р. (постановление ВС РФ от 29.03.16 по делу № А63-9873/2014).

В другом деле компания смогла добиться снижения административного штрафа, поскольку нарушению не сопутствовали отягчающие обстоятельства.

Также апелляция обратила внимание, что нарушитель привлекается к ответственности по данному основанию впервые, а само нарушение не повлекло тяжких последствий. Кроме того, суд отметил, что компания выполнила договорные обязательства.

Выплату уменьшили с 350 до 150 тыс. р. (постановление ВС РФ от 08.02.16 по делу № А12-41988/2014).

Кроме того, в пользу компании скажет быстрое устранение нарушений. Например, когда у компании нет разрешения на какой-либо вид деятельности, но она оперативно получает такое разрешение. Этот факт сработает на снижение суммы штрафа по административному правонарушению.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела возможно при финансовых затруднениях компании

Компания привлекли к ответственности за невыполнение мероприятий по охране окружающей среды. Однако такое нарушение возникло из-за затруднений с финансами.

Компания представила суду справки, данные бухучета и т. п., чтобы суд оценил ее экономическую нестабильность.

Это послужило смягчающими обстоятельствами для снижения штрафа (постановление Девятого ААС от 23.06.16 по делу № А40-220641/15).

Имеет смысл обратить внимание суда не только на существующие, но и вероятные финансовые затруднения. Если компании после выплаты полного штрафа начнет угрожать банкротство или другие серьезные последствия, суд пойдет на уменьшение административного штрафа ниже низшего предела.

Например, если из-за наложения штрафа компания будет вынуждена задержать зарплату персоналу, сократить штат или приостановить работу. Подобные последствия не отвечают целям административной ответственности (постановление АС Поволжского округа от 19.04.17 по делу № А55-542/2014).

Необходимо представить суду все смягчающие обстоятельства для снижения штрафа

Если компания стремится добиться снижения административного штрафа, необходимо представить доказательства по каждому из рассмотренных выше обстоятельств.

При этом не существенно, какой именно суд рассматривает дело: арбитражный или общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции придерживаются в разрешении подобных дел того же подхода, что и арбитражные (постановление Челябинского областного суда от 09.12.16 № 4а-993/2016).

Если компания в силу большого размера выплаты попросит суд о снижении штрафа, снижения добиться не удастся.

Крупная сумма сама по себе не является причиной, чтобы облегчить административную ответственность.

Установление размера выплаты ниже низшего предела возможно только при наличии необходимых для этого оснований (постановление АС Московского округа от 03.10.16 по делу № А41-2872/16).

По материалам публикации в № 7, 2017 г.

Источник: https://www.law.ru/article/21823-snigeniye-administrativnogo-shtrafa

Назначение административного штрафа ниже низшего предела

Уменьшение размера штрафа по административному правонарушению

В настоящей публикации на примере конкретного дела из моей адвокатской практики будет рассмотрен вопрос о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей санкцией статьи особенной части Кодекса  РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Фабула дела:

За юридической помощью, по рекомендации уважаемого коллеги с портала «Праворуб.

ру» (за что ему отдельное спасибо!), ко мне обратился предприниматель (юридическое лицо), в отношении которого был составлен протокол по ч.4 ст. 15.12 КОАП РФ.

Поводом к составлению протокола явилось выявление факта реализации алкогольной продукции маркированной федеральными специальными марками (ФСМ) с признаками подделки.

Линия защиты:

Защита строилась по нескольким направлениям, в том числе оспаривалась субъективная сторона вменяемого правонарушения (вина), однако данное направление защиты желаемого результата не принесло.

Помимо направления по оспариванию вины факультативно отрабатывалась линия защиты относительно возможности назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 ст. 15.12 КОАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа от 200 000 до 300 000 рублей.

В настоящей статье я хочу акцентировать внимание именно на рассмотрении вопроса назначения наказания ниже низшего предела, так как именно указанная цель была достигнута в рассматриваемом деле.

Проблематика:

В уголовном праве существует такой институт как назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за совершенное преступление, соответствующей санкцией статьи Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ). В юридическом сообществе такой институт именуется назначением наказания «ниже низшего предела».

Предусмотрено такое правило ст. 64 УК РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ по своему духу ближе всего располагается именно к Уголовному кодексу, однако в КоАП РФ прямо не предусмотрено такого правила как назначение наказания ниже низшего предела, как это предусмотрено в вышеуказанной статье УК РФ.

Административный штраф, который предусмотрен многими статьями особенной части КоАП РФ, является достаточно весомым.

Соответственно, в случае назначения такого штрафа, может быть поставлено под угрозу существование самого субъекта предпринимательской деятельности в виду существенного ухудшения его финансового положения после выплаты административного штрафа. Особенно это актуально в условиях кризисной ситуации в экономике.

Разрешение ситуации:

С учетом обозначенной проблематики Конституционным Судом РФ (далее по тексту КС РФ) было принято Постановление № 4-П от 25.02.2014. Согласно данному постановлению размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.

1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.

3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Указанное Постановление КС РФ было решено использовать в обоснование позиции о необходимости снижения штрафа ниже низшего предела, в случае его назначения судом.

Заявляя указанную просьбу, необходимо обосновать возможность такого снижения, так как данная мера, как разъяснено КС РФ, может применяться в исключительных случаях, и не может быть применена без достаточных на то оснований.

Для обоснования возможности назначения административного штрафа в данном конкретном деле были использованы следующие доказательства:

1. Выписка из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Использование данной выписки необходимо, чтобы подтвердить принадлежность привлекаемого к ответственности лица к указанным категориям субъектов предпринимательской деятельности.

2. Документы, подтверждающие, что привлекаемым к ответственности лицом предприняты необходимые меры для проверки подлинности реализуемой продукции.

(Сведения о занесении производителем в базу ЕГАИС данных о произведенной алкогольной продукции, относительно которой выявлен факт использования ФСМ с признаками подделки, и документы, подтверждающие, что в организации установлено необходимое оборудование для проверки реализуемой продукции через базу ЕГАИС).

3.

Документы, подтверждающие финансовое состояние привлекаемого к ответственности лица (бухгалтерский баланс; сведения о расчете по начисленным взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование работников; справка о составе активов организации; штатное расписание организации; выписка с банковского счета организации). Документы необходимы для того, чтобы подтвердить, что в случае назначения административного штрафа в значительном размере может быть поставлено под угрозу дальнейшее функционирование субъекта предпринимательской деятельности.

4. Документы, подтверждающие, что поставщик, от которого был получен товар с признаками подделки ФСМ, являлся проверенным контрагентом, ранее неоднократно поставлявшим аналогичную продукцию, относительно которой не выявлялось признаков подделки ФСМ. Соответственно у привлекаемого к ответственности лица не было оснований сомневаться в подлинности приобретаемой продукции.

Итог по делу:

При назначении наказания судом были применены положения, указанные в Постановлении КС РФ № 4-П, и назначен административный штраф ниже низшего придела в размере 100 000 рублей. Штраф был снижен как минимум в два раза по сравнению с размером, предусмотренным санкцией ч.4 ст. 15.12 КОАП РФ.

Источник: https://pravorub.ru/cases/77287.html

Добавить комментарий