Снижение штрафа за административное правонарушение

Содержание
  1. Инспектор ГИТ хочет оштрафовать компанию. Пять причин уменьшить наказание
  2. Причина 1. Истек срок давности для штрафа
  3. Причина 2. Есть обстоятельства, смягчающие административную ответственность
  4. Причина 3. Работодатель совершил малозначительное правонарушение
  5. Причина 4. За данное нарушение достаточно предупреждения, а не штрафа
  6. Причина 5. У компании финансовые трудности и ей трудно заплатить всю сумму штрафа
  7. Основания для снижения штрафа — Максимум экспертно-правовое партнерство
  8. В силу статьи 4.1 коап российской федерации административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за соответствующее административное правонарушение (часть 1)
  9. В постановлении конституционного суда российкой федерации от 25 февраля 2014 года n 4-п была сформирована правовая позиция относительно соразмерности и дифференцированности наказания
  10. В практике юридической фирмы максимум был случай, когда юристам фирмы в процессе обжалования привлечения клиента к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме более 218 млн. руб., удалось вдвое снизить размер наказания и добиться рассрочки его исполнения на срок до 3-х месяцев. достигнутые результаты позволили клиенту относительно безболезненно пройти этот неприятный этап в жизни предприятия
  11. Снижение административного штрафа ниже низшего предела — для физических лиц, для должностных лиц, судебная практика
  12. Что это такое
  13. Виды наказаний
  14. Снижение административного штрафа ниже низшего предела
  15. Противоречивая практика
  16. Подтверждение универсальности правовой позиции
  17. Ограничения использования административного наказания ниже низшего предела
  18. Снижение штрафа: снижение в суде
  19. Уменьшение штрафа по административному правонарушению возможно
  20. Ниже низшего предела штраф установят в случае, если компания докажет обоснованность этого
  21. На снижение штрафа за административное правонарушение повлияет отсутствие отягчающих обстоятельств
  22. Снижение административного штрафа ниже низшего предела возможно при финансовых затруднениях компании
  23. Необходимо представить суду все смягчающие обстоятельства для снижения штрафа

Инспектор ГИТ хочет оштрафовать компанию. Пять причин уменьшить наказание

Снижение штрафа за административное правонарушение

В компании завершилась проверка. Инспектор труда рассматривает вопрос о возбуждении административного дела, в результате которого работодателю грозит огромный штраф. Что предпринять и как снизить санкции? Варианты есть. Рассмотрим, каким образом можно избежать негативных последствий и сэкономить бюджет компании.

Причина 1. Истек срок давности для штрафа

Итак, компания получила акт проверки и предписание. Проанализируйте эти документы и оцените: какие из выявленных инспектором труда правонарушений могут послужить основанием для административной ответственности.

Нельзя привлечь к ответственности за нарушения, по которым истек срок давности. Если инспектор ГИТ включит такое нарушение в протокол, сообщите ему об этом.

Проверяющий должен вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Работодатель вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и пользоваться юридической помощью защитника (ст. 25.1 КоАП РФ). Данными правами можно воспользоваться, когда по итогам проверки инспектор труда составляет протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Причина 2. Есть обстоятельства, смягчающие административную ответственность

Инспектор обязательно выясняет обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. 26.1 КоАП РФ). С помощью ходатайства работодатель может сам показать инспектору труда, что имеет смягчающие обстоятельства (схема ниже).

Инспектор уменьшит ответственность, когда виновный (ст. 4.

2 КоАП РФ):– раскаялся в совершении правонарушения;– добровольно прекратил совершать противоправные действия;– содействовал уполномоченному органу в установлении обстоятельств по делу об административном нарушении;– предотвратил вредные последствия правонарушения;– добровольно возместил нанесенный ущерб или устранил причиненный вред;

– добровольно исполнил предписание об устранении правонарушения, выданное инспектором, до вынесения постановления по делу об административном правонарушении и др.

Перечень обстоятельств, предусмотренный Кодексом, не исчерпывающий. Инспектор вправе признать смягчающими обстоятельствами и иные. Например, если работодатель впервые совершил административное правонарушение. Учтенные смягчающие и отягчающие обстоятельства инспектор указывает в постановлении о назначении наказания.

Выясните, какое административное правонарушение вменяют – с конкретной датой совершения или длящееся.

Конкретная дата административного правонарушения – это день, когда работодатель должен выполнить некую обязанность, по трудовому законодательству РФ, но не сделал этого. Например, дата, когда издали незаконный приказ или не выдали зарплату.

Если истечет год с этого дня, инспектор не вправе привлечь работодателя к административной ответственности (ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

К длящимся правонарушениям относят те, момент совершения которых не связан с указанной в законе датой, временем или событием. Это длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, предусмотренных законом.

Например, работодатель не утвердил правила внутреннего трудового распорядка или не завел книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

В этом случае годичный срок давности привлечения к административной ответственности исчисляют со дня, когда инспектор установил правонарушение.

Причина 3. Работодатель совершил малозначительное правонарушение

Инспектор ГИТ может освободить виновного от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, если тот совершил малозначительное правонарушение (ст. 2.9 КоАП РФ).

Таковым признается действие или бездействие, которое содержит признаки состава административного правонарушения, но не представляет существенного нарушения (абз. 3 п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5).

В ходатайстве работодатель может указать причины и основание, почему он считает нарушение малозначительным (образец ниже).

Суд относит к малозначительным нарушениям ошибки в трудовой книжке (решение Верховного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2012 г. по делу № 21–41). Например, кадровик забыл указать реквизиты приказа об увольнении или не заверил запись об увольнении подписью работника.

Однако если нарушения касаются сроков выплаты зарплаты или требований охраны труда, их признают грубым нарушением обязательных правил в сфере трудовых отношений.

По таким делам инспекторы отказывают работодателям в применении устного замечания (решение Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2015 г.

по делу № 12–420/2015, решение Мосгорсуда от 16 ноября 2016 г. № 7–14494/2016).

Причина 4. За данное нарушение достаточно предупреждения, а не штрафа

Предупреждение – официальное порицание физического или юридического лица. Его выносят письменно и применяют, если это предусмотрено санкцией статьи. Обратитесь к инспектору ГИТ с письменной просьбой назначить административное наказание в виде предупреждения (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

В ходатайстве сошлитесь на обязательные условия для этого:– нарушение совершено впервые;– нет вреда или угрозы жизни и здоровью людей, животным, растительности, окружающей среде, памятникам и безопасности России;– нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций;

– нет имущественного ущерба.

Кроме того, с июля 2016 года для малых, средних предприятий и предпринимателей есть особое условие (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Штрафы им заменяют на предупреждение, даже если эта мера не предусмотрена статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Если вы – малый или средний бизнес и допущенное нарушение отвечает обязательным условиям части 2 статьи 3.4 Кодекса об административных правонарушениях, смело заявляйте ходатайство о применении предупреждения.

Приложите к нему сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

При обжаловании постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа суды часто выносят решения об изменении постановления и применении санкции в виде предупреждения (постановление Астраханского областного суда от 7 сентября 2016 г. № 4А-341/2016). Например, за незначительную задержку заработной платы при условии, что ее выплатят с компенсацией за задержку, или за начатую с опозданием специальную оценку на рабочих местах.

Причина 5. У компании финансовые трудности и ей трудно заплатить всю сумму штрафа

Рассматривая административное дело, инспектор труда учитывает не только характер правонарушения и его последствия, но и имущественное, финансовое положение компании и виновных лиц.

Инспектор труда может снизить размер штрафа вдвое, чем предусмотрено нормой, если минимальный размер штрафа для должностных лиц – не менее 50 000 рублей, а для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей (ч.

2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Обратитесь с ходатайством о назначении административного штрафа в размере половины минимального размера, например, если допустили сотрудника к работе без обязательного психиатрического освидетельствования (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

В этом случае инспектор труда выносит постановления в отношении каждого работника и компании грозят многомиллионные штрафы. Аналогичное ходатайство можно заявить, когда работодатель не обеспечил сотрудников средствами индивидуальной защиты (ч. 4 ст. 5.

27.1 КоАП РФ).

К ходатайству необходимо приложить документы о финансовом положении компании. Например, справку по форме № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» (приложение № 7 к приказу Росстата от 5 августа 2016 г.

№ 390) или отчет о финансовых результатах (приложение № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Если инспектор удовлетворит ходатайство, работодатель получит штраф по части 3 статьи 5.27.

1 Кодекса об административных правонарушениях за каждого работника в размере не 110 000 рублей, а 55 000 рублей.

Источник: https://elkinv.ru/inspektor-git-xochet-oshtrafovat-kompaniyu-pyat-prichin-umenshit-nakazanie/

Основания для снижения штрафа — Максимум экспертно-правовое партнерство

Снижение штрафа за административное правонарушение

Согласно части 1 статьи 3.

1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как и любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

В силу статьи 4.1 коап российской федерации административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за соответствующее административное правонарушение (часть 1)

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ, принятым, как следует из пояснительной записки к его проекту, в целях приведения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, статья 4.

1 «Общие правила назначения административного наказания» КоАП Российской Федерации была дополнена новыми законоположениями, в соответствии с которыми при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2); при назначении административного наказания в этом случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3).

Согласно позиции Конституционного суда Российсклй Федерации, изложенной в Опредлении от 15 сентября 2015 г.

N 1828-О, ограничивая гарантированные Конституцией Российской Федерации право частной собственности, предполагающее наличие находящейся под судебной защитой возможности иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1, 2 и 3), и право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (статья 34, часть 1), федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Соблюдение при установлении размеров административных штрафов требований, вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности, призвано не только обеспечить индивидуализацию наказания виновных лиц, но и не допустить избыточного ограничения их имущественных прав и интересов, с тем чтобы при применении мер административной ответственности не подвергалась сомнению вера в добро и справедливость и не умалялось охраняемое государством достоинство личности (преамбула; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

В постановлении конституционного суда российкой федерации от 25 февраля 2014 года n 4-п была сформирована правовая позиция относительно соразмерности и дифференцированности наказания

В данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, поскольку вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, и, соответственно, сформулированные на их основе в данном Постановлении требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на иные — не являвшиеся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по указанному делу.

В пункте 2 Постановления говорится: «Предусматривая для совершивших административные правонарушения юридических лиц административные наказания в виде административного штрафа, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение».

В пункте 4.1. Постановления от 25 февраля 2014 г.

N 4-П Конституционный Суд указывает: «Для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, а тем более, для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждений, привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным последствиям, вплоть до вынужденной ликвидации».

Таким образом при назначении административного штрафа наряду с установлением наличия правонарушения необходимо учитывать финансовое состояние предприятия, его роль в жизни общества, тяжесть правонарушения, степень вины и иные факторы, которые, могут служить основанием для назначения штрафа в размере ниже, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи. Суд может снизить размер налагаемого штрафа до размера ½ от минимальной санкции, предусмотренной соотвесттвующей нормой административного законодательства.

В практике юридической фирмы максимум был случай, когда юристам фирмы в процессе обжалования привлечения клиента к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме более 218 млн. руб., удалось вдвое снизить размер наказания и добиться рассрочки его исполнения на срок до 3-х месяцев. достигнутые результаты позволили клиенту относительно безболезненно пройти этот неприятный этап в жизни предприятия

Источник: https://firma-maximum.ru/protsessualnie-voprosi/osnovaniya-dlya-snizheniya-shtrafa.html

Снижение административного штрафа ниже низшего предела — для физических лиц, для должностных лиц, судебная практика

Снижение штрафа за административное правонарушение

При присутствии выдающихся условий, которые связаны с характером произведенного нарушения и его следствиями, имущественным и материальным положением привлекаемого к административной ответственности юр. лица.

Орган, который разбирает дел о нарушениях административного характера, может определить кару в виде штрафа в величине меньше минимальной величины административного штрафа, который предусматривается соответственной статьей.

Что это такое

Административный штраф – прописанная государством мера административной кары за осуществление административного нарушения права в форме финансового взыскания, которая применяется с задачей предупреждения совершения свежих нарушений права как нарушителем, так и другими особами.

Соответственно со ст. 3.5 КоАП России АШ может выражаться в размере, кратном:

  • Минимальной величине уплаты труда, установленной ФЗ на время конца либо пересечения либо пресечения административного нарушения права.
  • Цене предмета административного нарушения права либо пресечения АП.
  • Величине невыплаченных налогов, сборов, которые подлежат оплате на время конца либо пресечения АП либо размере незаконного валютного действия.

Виды наказаний

Сейчас КоАП РФ поставлены 8 типов кар административного типа.

За осуществление АП могут предопределяться и использоваться такие административные кары:

  • Предупреждение.
  • Административный штраф.
  • Возмездное исключение средства осуществления либо предмета АП.
  • Конфискация средства свершения либо предмета АП.
  • Отнятие особого права, которое предоставляется физ. лицу.
  • Административный арест.
  • Изгнание за границы России зарубежного гражданина либо особы без гражданства.
  • Дисквалификация.
  • Постановление административного занятия.

В отношении физ. лиц могут использоваться все эти типы административных кар, в отношении юр. лиц – лишь административные кары типа предостережений, административного штрафа, возмездного изъятия средства либо предмета АП, отнятие орудия осуществления либо предмета АП.

Все административные возмездия характерны общим образованием их использования — свершением административного нарушения права. Закон об административных нарушениях права, кроме того, устанавливает единственные принципы и порядок их предназначения.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела

Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.

Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.

И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.

А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.

Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.

В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.

При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).

Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.

На практике выдающимися условиями, которые считаются органами администрации, есть:

  • Сложное материальное положение личности, которая притягивается к административной ответственности – состояние пребанкротства, отсутствие дохода, резкое уменьшение выручки.
  • Содействие органу администрации в определении условий дела – представление объяснений, появление представителей.
  • Добровольное выполнение предписаний либо удаление нарушений.
  • Осуществление нарушений права первый раз, невольный характер нарушений.
  • Социально-направленная работа особы, которая притягивается к административной ответственности – оказание ком. услуг, градообразующие организации, оснащение населения товарами основной нужды.

Назначенный перечень не исчерпывающий, так как выдающиеся условия находит суд, административный орган и служебное лицо с учетом конкретных условий дела.

Уменьшение административного штрафа используется только в ситуации, когда самая небольшая санкция за обусловленное административное нарушение права превосходит:

  • Для физических лиц – 10 тыс. руб.
  • Для должностных особ – 50 тыс. руб.
  • Для юр. лиц – 100 тыс. руб.

Например, если административный штраф равняется 20 тыс. рублей, то он может быть уменьшен до 10 тыс. рублей. Уменьшение административных разрешений меньше прописанных самых маленьких пределов не допустимо.

Коэффициент уменьшения избирается судьей, органом либо должностной особой на основе выдающихся условий, связанных с характером сделанного АП и его результатами, личностью и имущественным (материальным) положением притягиваемого к административной ответственности.

Соответственно с Решением Конституционного Суда России от 25 февраля 2014 года величина административного штрафа, обусловливаться юр. лицам, какие свершили АП, наименьший размер административного штрафа за которые водворяется в величине от ста тыс. рублей и больше, может быть уменьшен судебным органом ниже самого низкого предела.

Противоречивая практика

Судебная практика показывает, что арбитражные органы по-разному восприняли универсальность позиции снижения штрафа меньше низшего предела. Одни суды посчитали ее универсальной и распространяли на другие составы АП, уменьшая величину штрафов с учетом характера и условий нарушений права.

В других судах считали, что она имеет ограниченную область работы, поэтому, по словам уполномоченных лиц,  КС РФ ограничил вероятность предназначения наказания в форме АШ ниже нижнего предела лишь в отношении санкций, прописанных ч. 5 ст. 19.8 КоАП России.

При этом суды ссылались на то, что ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, которой определены правила определения кары административного характера в границах, определенных законом, который предусматривает ответственность за определённое административное нарушение права, не признана возражающей Конституции России.

В ряде ситуаций суды добавочно отмечали, что нарушителем права в материалах дела не представлены свидетельства его тяжелого материального и имущественного положения.

Подтверждение универсальности правовой позиции

Смотря на противоречия в практике использования позиции права, которая выражена в Постановлении номер 1-П, Конституционный Суд России, не дождавшись решения закона по этому вопросу и скопив достаточное число обращений по этому поводу по другим составам административных правонарушений, принял Постановление номер 4-П.

В нем суд признал выраженную в Постановлении номер 1-П позицию права о вероятности использования наказания ниже низшего предела универсальной, то есть той, которая подлежит использованию по любым видам дел об административных нарушениях права, но ограничил ее использование только судами в исключительных ситуациях.

Эти ситуации бывают, когда решается проблема назначения АШ от 100 тысяч рублей, как предупреждение меры наказания.

Ограничения использования административного наказания ниже низшего предела

КС России обратил внимание на особенную роль суда как самостоятельного и беспристрастного арбитра и самого компетентного органа гос. Власти в области определения справедливости в правовой сфере. Пока не предусмотрены изменения, которые предусматривают вероятность уменьшать самый маленький размер АШ для российских граждан.

Принятие постановления о направлении юридическому лицу административного вознаграждения меньше самого небольшого предела санкции нормы об административной ответственности пропускается лишь в исключительных ситуациях и только в порядке суда, как при анализе, так и при пересмотре судом дела об административном нарушении права юр. лица.

Эта позиция не может применяться в постановлениях, которые не имеют законной силы.

Снижение административного штрафа меньше самого низкого предела, прописанное административной службой, является правом суда либо служебного лица. Такое правило используется только в ситуации, когда самая маленькая санкция за определённое административное нарушение права превышает определенную сумму.

Источник: http://biznes-delo.ru/administrativnye-shtrafy/snizhenie-administrativnogo-shtrafa-nizhe-nizshego-predela.html

Снижение штрафа: снижение в суде

Снижение штрафа за административное правонарушение

За административное нарушение компании могут назначить штраф в несколько млн р. Если она хочет добиться снижения штрафа, снижения нужно требовать через суд. Как убедить судей установить штраф ниже низшего предела.

Уменьшение штрафа по административному правонарушению возможно

Если компанию привлекли к административной ответственности и назначили штраф в размере 3 или 5 млн р., у нее есть шанс смягчить наказание. Это можно сделать в рамках ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Чтобы применить эти положения закона для снижения штрафа, снижения нужно добиваться через суд.

У судьи есть право на снижение размера штрафа по КоАП, если минимальный размер штрафа за данное нарушение – не меньше 100 тыс. р. Когда суд рассматривает вопрос об уменьшении штрафа, уменьшение допускают, если есть компания подтвердит:

  • исключительные обстоятельства, которые повлияли на нарушение и его последствия,
  • нестабильное материальное положение компании и т. п.

Рассмотрим подробнее, какие доводы принимают суды при снижении штрафа за административное правонарушение.

Ниже низшего предела штраф установят в случае, если компания докажет обоснованность этого

Когда компания просит суд о снижении административного штрафа, судьи обратят внимание на:

  1. Первичность нарушения.
  2. Отсутствие отягчающих обстоятельств.
  3. Финансовое состояние компании, которое стало причиной нарушения.
  4. Быстрое прекращение нарушения.
  5. Угрозу банкротства или дестабилизации компании в случае выплаты изначальной суммы штрафа.

Совокупность этих обстоятельств может повлиять так, что вместо крупной суммы суд определить штраф ниже низшего предела. Но при этом нужно иметь в виду, что при снижении административного штрафа ниже низшего предела итоговая сумма выплаты не может быть меньше половины минимальной выплаты, которую установили для данного нарушения в законе (п. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ).

Как работают такие аргументы в суде, можно увидеть на примерах из практики.

На снижение штрафа за административное правонарушение повлияет отсутствие отягчающих обстоятельств

Суд принял во внимание, что:

  • компания допустила нарушение в первый раз,
  • у содеянного была низкая степень общественной опасности,
  • не было признаков умысла и недобросовестности компании.

Кроме того, суд выяснил, как долго компания вела предпринимательскую деятельность и были ли кредитные обязательства. По совокупности обстоятельств ВС РФ допустил уменьшение размера штрафа по административному правонарушению. С компании взыскали 50 тыс. р. вместо 100 тыс. р. (постановление ВС РФ от 29.03.16 по делу № А63-9873/2014).

В другом деле компания смогла добиться снижения административного штрафа, поскольку нарушению не сопутствовали отягчающие обстоятельства.

Также апелляция обратила внимание, что нарушитель привлекается к ответственности по данному основанию впервые, а само нарушение не повлекло тяжких последствий. Кроме того, суд отметил, что компания выполнила договорные обязательства.

Выплату уменьшили с 350 до 150 тыс. р. (постановление ВС РФ от 08.02.16 по делу № А12-41988/2014).

Кроме того, в пользу компании скажет быстрое устранение нарушений. Например, когда у компании нет разрешения на какой-либо вид деятельности, но она оперативно получает такое разрешение. Этот факт сработает на снижение суммы штрафа по административному правонарушению.

Снижение административного штрафа ниже низшего предела возможно при финансовых затруднениях компании

Компания привлекли к ответственности за невыполнение мероприятий по охране окружающей среды. Однако такое нарушение возникло из-за затруднений с финансами.

Компания представила суду справки, данные бухучета и т. п., чтобы суд оценил ее экономическую нестабильность.

Это послужило смягчающими обстоятельствами для снижения штрафа (постановление Девятого ААС от 23.06.16 по делу № А40-220641/15).

Имеет смысл обратить внимание суда не только на существующие, но и вероятные финансовые затруднения. Если компании после выплаты полного штрафа начнет угрожать банкротство или другие серьезные последствия, суд пойдет на уменьшение административного штрафа ниже низшего предела.

Например, если из-за наложения штрафа компания будет вынуждена задержать зарплату персоналу, сократить штат или приостановить работу. Подобные последствия не отвечают целям административной ответственности (постановление АС Поволжского округа от 19.04.17 по делу № А55-542/2014).

Необходимо представить суду все смягчающие обстоятельства для снижения штрафа

Если компания стремится добиться снижения административного штрафа, необходимо представить доказательства по каждому из рассмотренных выше обстоятельств.

При этом не существенно, какой именно суд рассматривает дело: арбитражный или общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции придерживаются в разрешении подобных дел того же подхода, что и арбитражные (постановление Челябинского областного суда от 09.12.16 № 4а-993/2016).

Если компания в силу большого размера выплаты попросит суд о снижении штрафа, снижения добиться не удастся.

Крупная сумма сама по себе не является причиной, чтобы облегчить административную ответственность.

Установление размера выплаты ниже низшего предела возможно только при наличии необходимых для этого оснований (постановление АС Московского округа от 03.10.16 по делу № А41-2872/16).

По материалам публикации в № 7, 2017 г.

Источник: https://www.law.ru/article/21823-snigeniye-administrativnogo-shtrafa

Добавить комментарий