Правила составления протокола об административном правонарушении

В этой статье:

Памятка при составлении административного протокола

Правила составления протокола об административном правонарушении

юрист (стаж юр. практики — более 7 лет)

ВНИМАНИЕ!!!
В данной статье не рассматриваются случаи браконьерства!

Мнение, изложенное в данной статье, является правовой позицией определенного юриста, которое может кардинально не совпадать с мнением судей и иных полномочных представителей государственных органов. Данная статья не преследует цель навязать чьё-то мнение и не подстрекает к каким-либо действиям.

МР ОО «АПДКС» выступает против нарушения действующего законодательства, но всем нам свойственно ошибаться, как должностным лицам государственных органов, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, так и нам: подводным охотникам, фридайверам, дайверам, а также рыбакам, охотникам и туристам.

Целью настоящей статьи является содействие объективному рассмотрению дел об административных правонарушениях и недопущение своеволия должностных лиц в отношении граждан, осуществляющих своё право на отдых.

Известный подводный охотник, журналист, писатель, капитан 1 ранга в отставке, член Объединённого Совета Российской Федерации подводного рыболовства – В.И. Виноградов подготовил очень хорошую «ПАМЯТКУ РОССИЙСКОМУ ПОДВОДНОМУ ОХОТНИКУ» (см. ссылку по адресу — http://apdks.

ru/?p=569), в которой даны дельные советы и приведены нужные выдержки из нормативно-правовых актов, поэтому я не пытаюсь «объять необъятное», а предлагаю вашему вниманию самые основные правила, которых стоит придерживаться при составлении в отношении вас протокола об административном правонарушении:

         1.      Если вы не согласны с нарушением, его классификацией или попросту сомневаетесь в том, что совершили правонарушение:

в обязательном порядке вносим в Протокол фразу: «С протоколом  не согласен.  Административного правонарушения не совершал. Требуется помощь адвоката».

При этом не стоит отказываться от заполнения и подписи Протокола, поскольку это не является препятствием для его оформления, но очень важно указать, что вы с протоколом не согласны и правонарушения вы не совершали.

         2.      Не имея юридического образования и юридической практики по делам об административных правонарушениях, очень сложно при составлении Протокола давать юридически грамотные и фактически правильные объяснения

Также важно понимать, что Протокол об административном правонарушении лишь фиксирует правонарушение, а само рассмотрение дела об административном правонарушении будет происходить позже с вынесением процессуального решения в виде Постановления.

Поэтому есть простое правило: чем меньше вы наговорите на себя при составлении Протокола, тем больше шансов, что адвокат (защитник) на стадии рассмотрения дела сможет защитить ваши права и законные интересы.

Да и вы, спустя некоторое время, придя в себя от волнения и изучив нормативно-правовую базу, сможете лучше проводить свою защиту.

Следовательно, при составлении Протокола не стоит «выкладывать на игральный стол все свои козырные карты». Для этого придёт ещё время на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, в графе Протокола «ОБЪЯСНЕНИЕ» рекомендую написать: «Нахожусь в крайне взволнованном состоянии, показания давать не могу. Требуется помощь адвоката».

3.      При составлении протокола вам должны быть разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1. КоАП

Если должностное лицо устно не разъяснилостатью 25.1 КоАП, необходимо в графе протокола: «С ПРОТОКОЛОМ ОЗНАКОМЛЕН», сделать запись следующего содержания: «Права не разъяснены». Самим расшифровки не просить.

4.      Когда должностное лицо передает вам Протокол для заполнения, спросите у него: «Будут ли вноситься еще записи в Протокол?».

В случае утвердительного ответа верните Протокол должностному лицу для завершения заполнения.

Получив в руки Протокол, нужно внимательно его прочитать.

5.      Если нарушение произошло вдали от вашего места жительства, вы в соответствии со статьёй 29.5. КоАП имеете право ходатайствовать (просить) о рассмотрении дела по своему месту жительства.

Для этого в графе:

«МЕСТО И ВРЕМЯ РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ» рядом с местом, указанным должностным лицом, следует написать фразу:

«Прошу направить протокол для рассмотрения по месту моего жительства».

6.      В графе Протокола: «СВИДЕТЕЛИ»:

— если должностное лицо её не заполнило, смело ставим большую Z;

— если свидетели внесены, а вы их не наблюдаете – требуйте от должностного лица вам их представить;

— в случае их представления – проверьте соответствие их документов, сведениям, изложенным в Протоколе;

— требуйте вписать в Протокол в качестве свидетелей лиц, которые могут подтвердить вашу правоту (если таковые имеются).

В соответствии со статьи 25.6 КоАП в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (в том числе и близкие родственники).

Если должностное лицо отказывается вписать в Протокол лиц, которые могут подтвердить вашу правоту, утверждая, что якобы они являются «заинтересованными лицами», собственноручно вписывайте их в протокол в графу: «ОБЪЯСНЕНИЕ» с указанием Ф.И.О. и адреса проживания.

7.      После вашего заполнения самостоятельно отделите копию Протокола и положите её в карман, оригинал Протокола отдайте должностному лицу.

Должностное лицо не имеет права вносить какие-либо дополнения после вашей подписи Протокола об административном правонарушении.

Практика показывает, что такие, казалось бы, простые правила не соблюдаются лицами, привлекаемыми к административной ответственности, что влечёт для них негативные последствия в виде незаконного привлечения к административной ответственности.

Скачать памятку в формате PDF

Источник: https://apdks.ru/?p=1132

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Правила составления протокола об административном правонарушении

  • Консультация юрста
  • Статьи

О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.

Протокол об административном правонарушении Сроки составления протокола об административном правонарушении Образец составления протокола об административном правонарушении Ошибки в протоколе об административном правонарушении Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении Протокол об административном правонарушении Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал На законодательном уровне протокол об административном правонарушении упоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.


Протокол об административном правонарушении: содержание и порядок составления Особое значение указанного протокола связано с тем, что при наличии в нем существенных недостатков дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено по существу либо производство по делу подлежит прекращению в ходе рассмотрения по существу или в процессе обжалования, опротестования.

Основания составления протокола об административном правонарушении являются

Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут. Как производится процедура Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.

В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ.

Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.

В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.

Составление протокола об административном правонарушении 

Так кто может быть понятым? В качестве понятного привлекается любое дееспособное и совершеннолетнее лицо, которое не заинтересовано в исходе дела. Присутствие понятых и ведение видеосъёмки необходимо в случаях, которые регламентированы Главой 27 (http://www.consultant.

ru/document/cons_doc_LAW_34661/67bcfa750b6d764d14b126b1c74a5e413db11944/#dst102447) и статьей 28.1.1 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/777b1cbcecd072d6956dfe3563ec84636919491c/#dst1120).

Понятой должен удостоверить в протоколе подписью факт совершения действий и их содержание в его присутствии, а также результат.

Факт участия понятых в делопроизводстве, а также их замечания фиксируются в протоколе.

Процедура составления протокола гибдд об административном правонарушении

  • немедленно;
  • не позже 2 дней;
  • после завершения административного расследования.

Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования.

Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия. Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.

Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда. На него же возлагается и ответственность за направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

LAW_34661/6316f0363775130d5f77e6d9ee6584accf8a9701/): дело об административном правонарушении считается возбужденным с того момента, когда составляется протокол осмотра места совершения правонарушения. Статья 28.5 регламентирует сроки составления протокола об административном правонарушении:

  • документ составляется сразу же, т.е. немедленно после выявления совершения нарушения;
  • если существует необходимость дополнительного выяснения обстоятельств правонарушения или прочих сведений, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения;
  • если проводится административное расследование, протокол составляют, когда заканчивается расследование в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса.

Расследование проводят, когда сведения можно получить только после проведения экспертиз или других действий, которые занимают определенное время.

Основания и порядок составления протокола об административном правонарушении

  • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  • Пояснения человека или представителя организации по делу.
  • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством.

На основании чего составляется протокол об административном правонарушении

Свидетелем может быть (Статья 25.6):

  • любое дееспособное лицо, даже ближайший родственник;
  • свидетелю могут быть известны обстоятельства дела;
  • несовершеннолетнее лицо (которому нет 14 лет), но в присутствии педагога или психолога (при необходимости опрос проводят в присутствии законного представителя).

Свидетель должен прибыть в суд по вызову судьи или другого должностного лица и дать показания. Его замечания также заносятся в протокол. Сколько должно быть свидетелей? Не менее двух.

Понятой подтверждает факт проведения процессуальных действия, а свидетель является очевидцем событий, который способен рассказать о них.

Может ли сотрудник ДПС быть свидетелем при составлении протокола? Прямого запрета в нормативных актах на привлечение сотрудников ДПС в качестве свидетелей не содержится.

В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи.

В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов.

Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Место, время совершения и событие административного правонарушения также подлежит указанию в протоколе об административном правонарушении.
Постановлении Пленума PC РФ от 24.03.

2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.

2 КоАП, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст.

Источник: http://vip-real-estate.ru/2018/05/06/osnovaniya-dlya-sostavleniya-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii/

О составлении протокола об административном правонарушении: порядок, правила

Правила составления протокола об административном правонарушении

Любое административное правонарушение, предусматривающее ответственность за его совершение перед назначением материального взыскания либо иного вида наказание должно быть зафиксировано в официальном документе утверждённого государством образца. Данный документ называется протоколом об административном правонарушении.

Составление протокола производится уполномоченным представителем органов исполнительной власти и служит неопровержимым поводом к началу процессуальных действий в отношении провинившегося лица, последствием которых является принуждение его к уплате штрафа или несение иного вида наказания в виде временной приостановки активности водительского удостоверения, административного ареста на срок до 15 суток или исправительных работ, оговоренного конкретной статьёй КоАП.

Виды протоколов

Протокол об административном правонарушении, образец 2018

Протокол может быть составлен двумя различными способами, вне зависимости от которых он имеет одинаковую юридическую силу:

  • Фиксация правонарушения при личном присутствии виновного лица, что позволяет представителю правоохранительных органов составить документ основываясь на личные его показания и объяснения по существу вопроса. Подобный протокол издаётся на специальном бланке установленного образца, выпущенном на предприятиях «Гознака» и заполняется рукописным текстом как представителя исполнительной власти, так и самого нарушителя, а достоверность представленных сведений зафиксировано подписями обоих участников процесса.
  • Заочное составление документа применяется, как правило, при автоматической фотофиксации или видеофиксации правонарушений, совершённых водителем с передачей данных по каналу беспроводной связи на пост ГИБДД и последующим составлением акта в печатной форме с вставленным изображением — результатом фотофиксации, служащим доказательством вины нарушителя. После составления документа, он высылается письмом по адресу постоянной регистрации нарушителя с автоматическим занесением данных в электронную базу данных. Данный вид протокола предусматривает исключительно материальное взыскание с лица, совершившего противоправное деяние в виде штрафа в размере, оговоренном в соответствующей статье КоАП

Вне зависимости от типа протокола получение документа на руки обязывает нарушителя нести ответственность в соответствии с законом.

Порядок составления протокола

Срок составления протокола об административном правонарушении

Любой протокол об административке, составляемый в присутствии нарушителя, должен иметь следующий порядок заполнения:

  1. В шапке документа, в правом верхнем углу представитель правоохранительных органов указывает место (какой город, деревня, область или другой населённый пункт, либо ориентир, если правонарушение произошло, к примеру, на автостраде) и дату составления документа в формате ДД.ММ.ГГГГ.
  2. Далее указываются данные составителя протокола — ФИО, место службы, звание либо должность, при наличии — личный идентификационный номер удостоверения.
  3. Подробная информация на нарушителя вне зависимости от того, физическим или юридическим лицом он является, фиксируется в специально введённой графе документа. В случае физического лица записываются его фамилия, имя, отчество полностью, дата рождения, паспортные данные (серия и номер, кем и когда выдан, код подразделения, выдавшего документ, адрес по месту регистрации), а также фактический адрес проживания, название организации официального трудоустройства гражданина, должность в данном месте работы. При оформлении возбуждении административного делопроизводства в отношении юрлица указываются название организации, юридический и фактический адрес, ИНН, персональные данные генерального директора.
  4. При наличии потерпевших по делу о правонарушении в следующую графу вписываются их персональные данные по аналогии с данными на нарушителя.
  5. Если противоправное деяние произошло при участии одного или нескольких свидетелей, каждый из них также предоставляет личные данные, фиксируемые в документе.
  6. Записываются координаты, дата и точное время совершения правонарушения.
  7. Самая важная часть протокола — описание сути произошедшего. В данном пункте на основе показаний нарушителя, потерпевшего или свидетелей (либо в совокупности всех участников) описывается последовательно порядок, причины и обстоятельства совершённого деяния. Описание должно излагаться сухим официальным языком без вводных оборотов и с минимальным количеством описательных прилагательных, последовательно и логично, так, чтобы в конце повествования все изложенные факты окончательно сложились в вывод о факте правонарушения.
  8. В конце повествования фиксируется наименование совершённого деяния со ссылкой на статью КоАП, наиболее подходящую под факт произошедшего.
  9. В акте отдельное место отводится для написания объяснений по сути вопроса или изложение собственной версии правонарушения лицом его совершившим.
  10. В заключительной графе документа при необходимости что-то добавить заносится дополнительная информация от иных участников происшествия — свидетелей, потерпевшего, либо сотрудников организации или иных третьих лиц, чьи показания позволят рассмотреть дело с различных правовых плоскостей.
  11. Протокол подписывается всеми участниками процесса, подтверждающими достоверность зафиксированных данных. В случае предоставления заведомо ложных показаний одним из участников процесса, в отношении его может последовать уголовная ответственность, о чём нарушитель, потерпевший или свидетель предупреждаются представителем закона заранее.

Составление протокола ГИБДД.

Важно! Данная форма протокола едина для всех видов административных правонарушений. После заполнения и подписей документа, его копии передаются на руки потерпевшей и нарушившей закон стороне, а сам документ способствует старту административного делопроизводства.

В случае, если одна из сторон-участников процесса составления протокола после ознакомления с его содержанием не согласна с сутью правонарушения или обстоятельствами произошедшего, она может отразить своё несогласие в письменном виде и подтвердить запись подписью или потребовать возвращения документа и возобновления административного расследования.

Возможность внесения изменений в протокол

Ввиду того, что протокол заполняется людьми и далеко не всегда в идеальных кабинетных условиях, на основе спутанных показаний фигурантов дела и свидетелей, он может содержать незначительное количество ошибок.

При их обнаружении по результатам прочтения документа участниками произошедшего, уполномоченный представитель правоохранительных органов незамедлительно извещается об этом, что влечёт за собой исправления в содержимом документа.

Отзыв по делу об административном правонарушении — образец

Каждое исправление в официальном документе должно быть согласовано со всеми участниками процесса, что подтверждается личной подписью против каждой корректировки написанного.

Обратите внимание! К необходимости исправления относятся только ошибки содержания протокола, так как орфографические и пунктуационные неточности на смысл дела не влияют, за исключением правильного написания имён собственных (ФИО, названий населённых пунктов и т. д.).

Сроки, в течение которых должен быть составлен протокол

В зависимости от обстоятельств противоправного деяния, срок издания протокола можно условно разделить на три основные группы:

  • Немедленное составление документа сразу после нарушения. Данный срок составления документа устанавливается, когда вина нарушителя установлена на 100%, что подтверждается данными фото- и видеорегистратора при нарушении ПДД, исчерпывающими показаниями свидетелей, полным признанием вины самим нарушителем и иной доказательной базой. То есть, ситуация полностью прояснена, вина доказана, нарушитель её подтверждает, и дополнительное время на установку вспомогательных аргументов и деталировок инцидента не требуется.
  • В общий отведённый срок в течение 2 дней после совершения правонарушения. Данный временной промежуток обычно необходим правоохранительным органам для установки всех обстоятельств факта правонарушения — анализа доказательной базы, показаний всех свидетелей или других фигурантов дела для окончательного постановления о возбуждении административного делопроизводства.
  • В особо тяжёлых случаях, когда вину нарушителя не представляется возможным определить на месте, требуется утвердительная база и вспомогательные аргументы к делу на основе проведения административного расследования, что требует проведения вспомогательных освидетельствований, лабораторных исследований или независимых экспертиз (например, в случае подозрения на езду в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения). Все указанные мероприятия, сбор и обработка данных требуют значительного временного промежутка, а без соответствующих подтверждающих вину документов признание лица виновным невозможно, поэтому срок составления протокола отодвигается на определённый срок (чаще всего – 30 дней или 1 месяц), позволяющий получить все необходимые данные в полном объёме. В случае, когда данного срока не хватает, то, согласно статье 28.7 КоАП РФ, он может быть пролонгирован, о чём все фигурирующие в деле лица уведомляются различными способами. Продление срока составления протокола может продолжаться до истечения 6-месячного периода, когда лицо либо признаётся невиновным и дело закрывается за отсутствием состава правонарушения, либо документ всё же создаётся и вступает в законную силу.

Проведение освидетельствования перед составлением акта.

В процессе административного расследования любое лицо может внести корректировку в течение дела посредством дачи достоверных показаний либо оспорить ход дела путём подачи соответствующего заявления в правоохранительные органы.

В каких случаях протокол составляется в отсутствии виновника

Закон предусматривает составление протокола без самого виновника. Для возможности издания подобного документа необходимо, чтобы вина нарушителя была неопровержимо доказана.

Такими случаями может быть фото- и видео- фиксация нарушений ПДД, когда водитель совсем не нужен при составлении протокола либо при работе ИФНС в отношении юрлица, уклоняющегося от уплаты налогов или взносов в ПФР, чей руководитель не приходит по повесткам для проведения административных действий либо не оказывается на рабочем месте при проведении выездных проверок.

В данном случае протокол фиксируется на печатном либо рукописном бланке установленного образца.

В случае нарушения ПДД на него наносится уникальный QR код, позволяющий получить доступ к информации в электронном виде.

При прочих нарушениях в документе прописывается фраза, что он составлен без участия виновника нарушения, после сего ставится подпись уполномоченного лица, потерпевшего и свидетелей (при их наличии).

К протоколу прикладываются копии листов доказательной базы, и копия протокола направляется посредством почтовой пересылки по месту регистрации должника.

Обратите  внимание! Перед составлением протокола в отсутствии виновника, как правило, органы исполнительной власти направляют уведомление о проведении проверки и выяснения вех обстоятельств делу, которое также направляется в адрес потенциального виновника заранее. Если лицо так и не является, то на месте, указанном в уведомлении, правоохранительные органы составляют протокол уже в отсутствии его. 

В каких случаях составление протокола не требуется

Согласно статье 28.

6 КоАП, при незначительных нарушениях ПДД, к которым относится в том числе автоматическая дистанционная его фиксация при помощи электронных устройств, а само нарушение не повлекло за собой ДТП или наличия пострадавших, о чём свидетельствует соответствующий акт, протокол может не составляться вовсе.

К данным послаблениям также относятся те нарушения, наказания за которые не связаны с дисциплинарными мерами воздействия в виде отстранения от права управления транспортного средства, необходимости проведения процедуры освидетельствования и прочими обстоятельствами.

Таким образом, протокол об административном правонарушении не требуется, когда ответственность за его совершение согласно закону может быть выражена только в виде предупреждения или наложения денежного взыскания в виде штрафа.

В подобных случаях создаётся постановление по делу об «административке», которое вручается либо лично в руки виновнику, либо направляется ему по почте в случае отказа последнего от принятия документа к исполнению.

Постановление также является определением о начале административного производства.

Постановление о назначении штрафа.

Поправки, внесённые в КоАП от 2018 года, и вовсе говорят о том, что составление протокола требуется только в том случае, если виновник оспаривает или полностью не согласен инкриминируемым ему деянием или для окончательной установки вины нарушителя требуется найти свидетелей.

Но постановление всего лишь полностью доказывает вину нарушителя в совершении противоправного действия, на что не требуется проведения административного расследования, и вне зависимости от наличия или отсутствия протокола нарушитель обязан понести наказание в виде взыскания или дисциплинарного воздействия в соответствии со статьями действующего законодательства.

Источник: https://shtrafsud.ru/gibdd/protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Добавить комментарий