Виды территориальной подсудности административных дел

Понятие подсудности гражданских дел. Виды подсудности в системе судов общей юрисдикции

Виды территориальной подсудности административных дел

Подсудность и подведомственность

Понятие подсудности необходимо отличать от подведом­ственности.

Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы (внутри конкретной ветви) по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третей­ских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

Условие возникновения гражданского процесса по конкретному спору — решение судьей двусторонней за­дачи:

  1. относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность);
  2. какой конкретно суд обязан рас­сматривать данное дело (подсудность).

Подсудность — это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к веде­нию конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

В ГПК РФ подсудность гражданских дел регламентируется гл. 3.

Виды подсудности в системе судов общей юрисдикции

Виды подсудности в системе судов общей юрисдикции:

  • родовая (предметная);
  • территориальная (пространственная).

Родовая подсудность гражданских дел

Родовая подсудность — подсудность гражданских дел по первой инстанции судам определенного уровня судебной системы (т.е. «по вертикали»).

Родовая подсудность определяется

  • характером (родом) дела,
  • предметом спора,
  • иногда субъектным составом материального пра­воотношения (например, при усыновлении детей иностранцами).

Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа:

  1. подсудные мировым судьям,
  2. подсудные районным судам,
  3. подсудные верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга, суду автономной области, судам автономных округов,
  4. подсудные Верховному Суду Рос­сийской Федерации.

По родовой подсудности происходит отграничение компетен­ции мировых судей от районных судов по рассмотрению дел по первой инстанции, районных судов от компетенции судов субъек­тов Федерации и последних — от компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

Родовая подсудность не только помогает правильно определить суд, который будет рассматривать дело по первой инстанции, но и служит критерием распределения нагрузки судов (какое количество дел будет разрешаться тем или иным судом).

При этом у вышестоящих судов нет права на изъятие дел для рассмотрения из нижестоящих судов, так как согласно п. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотре­ние его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Территориальная подсудность гражданских дел

С помощью территориальной подсудности гражданские дела, подведомственные суду, разграничиваются между судами одного уровня внутри судебной системы по горизонтали, т.е. в пространстве, на которое распространяется их юрисдикционная деятельность.

Правила территориальной подсудности позволяют определить, в какой конкретный суд из однородных судов одного уровня (звена) следует обратиться с иском, заявлением, чтобы разрешить дело.

Общее правило территориальной подсудности (общая терри­ториальная подсудность) закреплено в ст. 28 ГПК РФ. Согласно этому правилу иск предъявляется в суд по месту жительства от­ветчика.

Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации.

В норме заложен принцип ин­тереса, а именно: лицо, заинтересованное в защите своего права, предъявляет иск в том суде, на территории юрисдикции которого находится ответчик.

В теории гражданского процессуального права территориаль­ную подсудность разделяют на подвиды:

  • общая;
  • альтернативная (подсудность по выбору истца) — дело подсудно не только суду по месту нахождения ответчика, но и другому суду, указанному в законе;
  • ис­ключительная — исключает применение других видов территориальной подсудности;
  • договорная — стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела;
  • подсудность по связи дел.

В ст. 131 ГПК РФ говорится, что истец обязан в исковом заявлении указать место жительства ответчика. Установление места жительства судом не проводится, за исклю­чением случаев розыска ответчика (ст. 120 ГПК РФ). 

В Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. также со­держатся эти два юридических понятия. Местом пребывания на­зывается то место, где гражданин находится временно, тогда как в ч. 1 ст.

20 ГК РФ записано, что местом жительства признается то место, где гражданин постоянно или преимущественно про­живает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усынови­телей или опекунов.

В настоящее время граждане могут иметь не одну, а несколько квартир на праве собственности, или домов. В ч. 2 ст.

213 ГК РФ говорится, что количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничивают­ся, поэтому определить их постоянное или преимущественное место жительства бывает иногда трудно.

Судебная практика при решении этого вопроса исходит из положений о регистрационном учете граждан, введенном вместо прописки. Иск к гражданину предъявляется в том суде, где проведен регистрационный учет гражданина.

Последующая после предъявления иска перемена ответчиком места жительства не меняет первоначальной подсудности дела. 

Не является местом жительства пребывание граждан в след­ственном изоляторе или в местах отбывания наказания. Иски лицам, отбывающим наказание либо находящимся в следствен­ных изоляторах, предъявляются по последнему известному месту жительства.

Иски к организациям предъявляются по общему правилу по месту нахождения организации. Место нахождения организации опреде­ляется местом государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не установлено иное.

 

В ст. 29 ГПК РФ установлены случаи определения альтернативной подсудности, т.е. места рассмотрения дела по выбору истца (выбор стороной суда либо по месту жительства, на­хождения истца, либо ответчика).

Альтернативная подсудность может устанавливаться для защиты слабой стороны (например, потерпевшего), предоставления дополнительных процессуальных возможностей для защиты истцом своих прав, реализации принципа процессуальной экономии (за счет снижения издержек и времени разбирательства, концентрации доказательств в определенном месте и др.).

Исключительная подсудность по определенным категориям гражданских дел, указанным в законе (ст. 30 ГПК РФ), точно предопределяет в законе выбор суда.

  Нормы, устанавливающие исключительную подсудность, позволяют создать наилучшие условия для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения некоторых категорий дел.

Предъявление исков по перечисленным в законе делам в другие суды, кроме указанных, исключается. Изменить правила исключительной подсудности по договору нельзя.

Договорная подсудность означает, что стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела. В соответствии с принципом диспозитивности гражданского процесса стороны вправе сами определить суд, которому подсудно дело.

Однако они могут изменить только два вида территориальной подсудности: общую (ст. 28 ГПК РФ) и альтернативную (ст. 29 ГПК РФ). Исключительная подсудность, как и родовая, не может определяться соглашением сторон.

Эти виды подсудности имеют определяемый законом регламент.

Подсудность нескольких связанных между собой дел имеет ме­сто в том случае, когда между ними существует такая объективная связь, которая позволяет рассмотреть все заявленные требования в одном процессе (ст. 151 ГПК РФ).

Существование этого вида подсудности по связи требований обусловлено необходимостью своевременного и правильного рас­смотрения в одном деле нескольких требований, заявленных к различным ответчикам. Все заявляемые требования в этом случае вытекают из одного правового основания.

Например, иск может быть предъявлен к лицам, совместно причинившим вред (ст. 1080 ГК РФ). Автор произведения, открытия может предъявить иск к другим авторам, соавторам.

Согласно правилам подсудности по связи дел истцу принад­лежит право предъявления иска в суд по месту жительства одного из ответчиков либо нескольких ответчиков. Право выбора суда в связи исковых требований принадлежит истцу.

Подсудность по связи исковых требований отличается от альтернативной тем, что при применении альтернативной подсудности происходит выбор стороной суда либо по месту жительства, на­хождения истца, либо ответчика. При подсудности по связи дел выбор суда происходит только по признаку места жительства нахождения ответчика (ответчиков).

Передача дела, принятого к своему производству, в другой суд

Передача гражданского дела из одного суда в другой — явле­ние исключительное. Общее правило подсудности состоит в том, что дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено этим судом по су­ществу, несмотря на то, что в дальнейшем оно стало подсудным другому суду.

Однако, как исключение, передача дела из одного суда в другой может иметь место, но лишь в случаях, предусмотренных в зако­не (ст. 33 ГПК РФ), и в порядке, регламентированном нормами гражданского процессуального права.

В настоящее время существуют четыре ситуации, при которых суд передает дело в другой суд, если:

  1. ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;
  2. обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;
  3. при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;
  4. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются (ст. 33 ГПК РФ). 

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-podsudnosti-grazhdanskich-del-vidi-podsudnosti-v-sisteme-sudov-obschey-iurisdiktsii

Компетенция административных судов по решению административных дел, Предметная подсудность административных дел, Территориальная подсудность административных дел, Неизменность состава суда — Адми инистративне право Библиотека русского учебникаків

Виды территориальной подсудности административных дел

Компетенция административных судов распространяется на:

1 споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;

2 споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;

3 споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры, возникающие по поводу заключения и выполнение ния административных договоров;

4 споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

5 споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума

Компетенция административных судов не распространяется на публично-правовые дела:

1 отнесенных к юрисдикции. Конституционного. Суда Украины;

2 что предстоит решать в порядке уголовного судопроизводства;

4 о наложении административных взысканий;

5 об отношениях, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции

Предметная подсудность административных дел

местным общим судам как административным судам подсудны:

— административные дела, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления, должностное или служебное лицо органа местного самоуправления, кроме которые подсудны окружным адми истративним судам

— все административные дела по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности

Окружным административным судам подсудны административные дела, в которых одной из сторон является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти. Автономной. Республики.

Крым, их должностное или служебное а лицо, кроме дел по поводу их решений, действий или бездействия по делам об административных правонарушениях.

Дела об обжаловании действий или бездействия должностных или служебных лиц местных органов испол авчои власти рассматриваются и решаются местным общим судом как административным судом или окружным административным судом по выбору истеца.

Высшему административному суду Украины как суду первой и последней инстанции подсудны дела:

по установлению. Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума; об отмене регистрации кандидата на пост. Президента Украины

В случае неопределенности. Кодексом административного судопроизводства предметной подсудности административного дела такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца

Территориальная подсудность административных дел

Административные дела решаются административным судом по местонахождению ответчика

Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которые касаются интересов конкретного лица, решаются адми истративнимы судами по месту жительства (пребывания, нахождения) истец.

Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов. Президента Украины,. Кабинета. Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти,. Национального банка.

В Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины; административные дела, ответчиком по которым является зарубежное дипломатическое или консульское представите ство Украины, их должностное или служебное лицо, а также административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрете (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город. Кии.

В случае неопределенности. Кодексом административного судопроизводства территориальной подсудности административного дела такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца

инстанционном подсудность административных дел. Местные административные суды (местные общие суды как административные суды и окружные административные суды), а также. Высший административный суд Украины в случаях, установленных. Кодексом административного судопроизводства, решают административные дела как суды первой инстанции.

Апелляционные административные суды пересматривают судебные решения местных административных судов (местных общих судов как административных судов и окружных административных судов), которые находятся в м пределах их территориальной юрисдикции, в апелляционном порядке как суды апелляционной инстанций.

https://www.youtube.com/watch?v=yerLor—YSo

Высший административный суд Украины пересматривает судебные решения местных и апелляционных административных судов в кассационном порядке как суд кассационной инстанции. В случае, определенном частью шестой ста. Атти 177.

Кодекса административного судопроизводства,.

Высший административный суд Украины пересматривает в апелляционном порядке как суд апелляционной инстанции судебные решения окружного административного суда, террит ориальна юрисдикция которого распространяется на город. Киив.

Верховный. Суд Украины пересматривает судебные решения административных судов по исключительным обстоятельствам

Осуществление административного судопроизводства судьей единолично

Все административные дела в суде первой инстанции, кроме случаев, установленных. Кодексом административного судопроизводства, рассматриваются и решаются судьей единолично

Но административные дела, предметом обжалования в которых являются решения, действия или бездеятельность. Президента Украины,. Кабинета. Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти,.

Нац рационального банка Украины, их должностного или служебного лица, избирательной комиссии (комиссии по референдуму), члена этой комиссии рассматриваются и решаются в окружном административном суде коллегией в с примере трех судьи.

Административные дела рассматриваются и решаются в окружном административном суде коллегией в составе трех судей также по ходатайству одной из сторон о коллегиальном рассмотрении дела или инициатором мотивы судьи в случае их особой сложности.

Пересмотр судебных решений по административным делам в апелляционном порядке осуществляется коллегией в составе трех судей

Пересмотр судебных решений по административным делам в кассационном порядке осуществляется коллегией в составе не менее пяти судей

Административные дела, подсудные. Высшему административному суду Украины как суду первой инстанции, рассматриваются и решаются коллегией в составе не менее пяти судей

Пересмотр судебных решений по административным делам в. Верховном. Суде Украины по исключительным обстоятельствам осуществляется коллегией в составе судей. Судебной палаты по административным делам. Верховного.

Суда Украины при участии не менее двух третей ее численности (но не менее пяти судей) или коллегией в составе судей соответствующих судебных палат. Верховного.

Суда Украины при участии не менее двух третей численного ости каждой палат.

Неизменность состава суда

Состав суда при рассмотрении и решения административного дела в суде одной инстанции неизменный. В случае невозможности продолжения рассмотрения административного дела одним из судей к рассмотрению залучаеть ься другой судья. Если новый судья привлечен в ходе судебного разбирательства, судебное рассмотрение административного дела начинается сначалаку.

Судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и отводится:

— если он участвовал в рассмотрении этого дела или связанного с ним дела как представитель, секретарь судебного заседания, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;

— если он прямо или косвенно заинтересован в результате рассмотрения дела;

— если он является членом семьи или близким родственником (муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук, внучка, усыновитель или усыновленный, н или попечитель, член семьи или близкий родственник этих лиц) стороны или других лиц, которые принимают участие в деле

— при наличии других обстоятельств, которые вызывают сомнение в беспристрастности судьи

Источник: http://uchebnikirus.com/pravo/administrativne_pravo_-_kisil_zr/kompetentsiya_administrativnih_sudiv_schodo_virishennya_administrativnih_sprav.htm

Добавить комментарий