Судебный представитель в административном судопроизводстве

В этой статье:

Обязательное участие представителя в административном судопроизводстве

Судебный представитель в административном судопроизводстве

В соответствии с требованиями нового Кодекса административного судопроизводства для участия в административном судебном процессе необходимо подтверждать наличие полномочий и высшего юридического образования.

Верховный суд разъяснил, каким образом это должны делать профессиональные юристы.

Верховный суд Российской Федерации в обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом ВС РФ 25 ноября 2015 года разъяснил спорные вопросы о подтверждении полномочий юристов в спорах, которые подлежат рассмотрению в порядке судопроизводства.

Кас рф и высшее юридическое образование у представителя

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!

Такой импровизированный эпиграф к статье не случаен. Кодекс административного производства (КАС РФ) вступил в действие 15 сентября 2015 года.

Разумеется и у юристов, и у судов возникли вопросы по применению тех или иных норм. В том числе многих смутило требование о высшем юридическом образовании у представителя и его подтверждении.

В других процессуальных кодексах такого требования к представителю нет.

Особенности административного судопроизводства

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным?

Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении.

Новый старый кодекс, или Чем КАС отличается от ГПК

цель, которая декларировалась при разработке КАС РФ, – обеспечить равенство в административном процессе граждан и госорганов.

Несмотря на то, что кодекс примерно на 70% содержит нормы, которые уже присутствуют в российском законодательстве, в нем есть и ряд совершенно новых положений. Главные особенности и наиболее важные новеллы документа – в материале.

дела смогут рассматривать только ВС РФ и суды общей юрисдикции, кроме мировых в соответствии с правилами подсудности (ст.

17-27 КАС РФ )

С 15 сентября 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон — Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), который будет регламентировать процедуру рассмотрения отдельных категорий дел. Сразу следует отметить, что КАС РФ распространяет свое действие лишь на ряд административных дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Административные дела, рассматриваемые арбитражными судами, регулированием КАС РФ не охватываются.

15 сентября 2015 года начинает действовать Кодекс судопроизводства Российской Федерации (КАС), который регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным судом России и судами общей юрисдикции дел.

В предусмотренном Кодексом порядке будут рассматриваться дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Рекомендуем прочесть:  Штраф за езду без ву

1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей.

Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. 2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Некоторые проблемы представительства в административном судопроизводстве (Тетерина Т

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ, КАС, Кодекс) , введенный в действие с 15 сентября 2015 г.

(за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие), поставил перед правоприменителями ряд вопросов, связанных как с требованиями к представителям, так и с объемом полномочий представителя и их оформлением. ——————————— Собрание законодательства Российской Федерации.

Источник: http://juridicheskii.ru/objazatelnoe-uchastie-predstavitelja-v-administrativnom-sudoproizvodstve-38415/

Верховный суд о представительстве в административном процессе

Судебный представитель в административном судопроизводстве

Нормы КАС о представительстве требовали разъяснения. Пленум Верховного суда в постановлении от 27.09.16 № 36 указал, как применять положения о представительстве в административном процессе.

15 сентября 2015 года вступил в силу новый Кодекс административного судопроизводства. В кодекс вошли не только положения из ГПК РФ, но и новые нормы.

Суды начали применять кодекс в практике, и оказалось, что судьи и участники процесса некоторые положения трактуют неоднозначно. Например, в КАС присутствует норма о необходимости диплома о высшем юридическом образовании.

Ряд судов требовал дипломы от директоров компаний и не допускал их в процесс.

Спорных вопросов накопилось немало. Пленум Верховного суда издал постановление от 27.09.16 № 36, в котором разъяснил сложные моменты кодекса. 87 пунктов постановления уточняют, как применять положения КАС на практике. В частности, Пленум Верховного суда разъяснил три неоднозначных вопроса о судебном представительстве.

О КАС:

Всегда ли нужно высшее юридическое образование для участия в административном процессе

Верховный суд указал, что директору компании не нужно иметь высшее юридическое образование, чтобы участвовать в административном деле.

КАС содержит новое правило о том, что представителями в суде по административным делам могут выступать только адвокаты и иные лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55). Без такого образования представлять интересы доверителя по административному делу нельзя.

Изначально это правило было только для добровольных представителей. Но суды стали требовать диплом об окончании юрфака и у законных представителей, а также у директоров компаний, которые представителями даже не являются.

Верховный суд разъяснил, что высшее юридическое образование не обязательно иметь генеральному директору, руководителям органов власти и законным представителям отдельных категорий граждан (п. 19 постановления).

Как оформить представительство непосредственно в административном процессе

Пленум разъяснил, как оформить полномочия представителя непосредственно в судебном заседании (п. 20 постановления).

Это может быть нужно, когда сторона ранее не смогла оформить доверенность либо по объективным причинам не может продолжить участвовать в судебном заседании и нуждается в помощи представителя. Помимо того, могут быть причины, которые не связаны непосредственно с представляемым лицом. Например, представитель может забыть взять доверенность в судебное заседание.

Для этого доверителю в судебном заседании нужно либо сделать устное заявление, которое заносится в протокол, либо представить в суд заявление в письменной форме. Полномочия представителя, оформленные таким образом, действуют лишь в том судебном заседании, в котором представляемый сделал заявление.

Когда в административном процессе можно заявить о судебном приказе

Пленум разъяснил, в каких случаях представитель может подать заявление о вынесении судебного приказа.

После того как в КАС появилось приказное производство, возник вопрос, нужно ли в доверенности специально прописывать право подавать заявление о вынесении судебного приказа.

Дело в том, что заявление о вынесении судебного приказа — одна из форм обращения в суд наряду с административным исковым заявлением. Но чтобы представитель мог подписать и подать в суд иск, такое полномочие прямо нужно указать в доверенности (п. 1 ч.

2 ст. 56 КАС РФ). Для заявлений о вынесении судебного приказа такого правила нет.

Пленум Верховного суда разъяснил, что представитель может подписать и подать в суд заявление о вынесении судебного приказа в том случае, если в доверенности есть право подать исковое заявление (п. 21 постановления).

Однако осталось неясным, может ли представитель подписать и подать в суд заявление о вынесении судебного приказа, если в доверенности нет полномочия подать исковое заявление. Если толковать КАС буквально, то может.

Ведь в статье 56 КАС не указано на то, что право подписать и подать в суд заявление о вынесении судебного приказа нужно обязательно указывать в доверенности. Поэтому такое право не относится к специальным.

Но в таком случае становится непонятно, в чем смысл разъяснений, которые Верховный суд дал в пункте 21 постановления. Разрешать это противоречие придется судебной практике.

А пока целесообразно прописывать в доверенности право подать исковое заявление, чтобы у представителя точно было право подписать и подать заявление о вынесении судебного приказа.

Когда арбитражный суд может не применять разъяснения Верховного суда об административном процессе

Также Пленум Верховного суда обратил внимание, что арбитражные суды не применяют разъяснения, которые содержатся в постановлении, когда рассматривают дела в порядке административного судопроизводства по правилам АПК РФ (п. 86 постановления).

Это означает, что Верховный суд не намерен унифицировать практику рассмотрения административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Связано это с тем, что порядок рассмотрения дел из публичных правоотношений по АПК РФ значительно отличается от правил КАС.

  • Административный процесс в деталях. Верховный суд заполняет пробелы в КАС

Источник: https://www.law.ru/article/21242-qqe-17-m1-12-01-2017-verhovnyy-sud-o-predstavitelstve-v-administrativnom-protsesse

Представление интересов в суде в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации

Судебный представитель в административном судопроизводстве

Каждый имеет право на защиту своих прав незапрещенными законом способами, в частности, каждый вправе самостоятельно осуществлять свою защиту в суде, представлять свои интересы в государственных органах.

Однако законодательство на современном этапе развития правовой системыобладает  довольно сложнойструктурой, состоящей из большой совокупности взаимосвязанных нормативных актов, имеющих свою иерархию, определенный порядок применения, довольно сложную и непостоянную, а порой и противоречивую судебную практику.

Все это приводит к необходимости привлечения юристов, которые на профессиональной основе оказывают квалифицированную юридическую помощь в любой, даже самой сложной ситуации.

Кто может быть представителем в административном деле, а также ограничение на представительство

Ведение административных дел в суде через представителя повышает шансы представляемого на максимально благоприятный исход в деле.

Так, статья 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) прямо указывает, что гражданин, обладая административной процессуальной дееспособностью вправе самостоятельно вести свои дела лично или через представителей.

Однако нередким случаем является отсутствие или ограничение дееспособности у граждан. В таком случае в качестве представителей могут выступать их законные представители (т.е.

лица, наделенные этим правом в силу закона и состоящие в определенном родстве или определенной правовой связи), а именно: родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Между тем, законные представители вправе выбрать для представления интересов недееспособного иное лицо, предпочтительно профессионального юриста.

При этом законодатель закрепил противоречивое положение о том, что КАС РФ может предусматривать случаи, когда участие представителя (а не законного представителя) является обязательным. Встает вопрос, что делать в ситуации, если родители ребенка являются профессиональными юристами, т.

е. вполне могут удовлетворять требованиям, предъявляемым к представителю. Могут ли они в таком случае выступать в роли представителя?

Аналогичный порядок представления интересов предусмотрен и для ограниченных в дееспособности.

В перечисленных выше случаях представителя выбирает или сам представляемый или представитель определен в силу закона, однако часть 4 статьи 54 КАС РФ предусматривает случаи, например, когда решается вопрос в отношении административного ответчика о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в недобровольном порядке, в которых суд сам назначает представителя (адвоката).

Если говорить о делах, где в качестве ответчика выступает организация, то права последней может защищать единоличный орган управления организации (например, генеральный директор) или уполномоченное таким органом лицо.

Если же рассматривать вопрос о представлении интересов в суде органов публичной власти, то здесь речь пойдет о руководителях либо представителях указанных органов. В статье 54 КАС РФ также представлены иные случае представления интересов в административном деле.

В качестве представителей в административном деле согласно статье 55 КАС РФ могут быть адвокаты либо иные лица, которые обладают полной дееспособностью, а также не состоят под опекой (попечительством) и имеют высшее юридическое образование. Таким образом, можно видеть, что КАС РФ первым реализовал на практике ограниченную монополию профессиональных юристов на представление интересов в суде в качестве представителей.

Важно отметить, что законодатель не предъявляет к законным представителям требований по наличию высшего юридического образования, достаточно наличия полной дееспособности.

КАС РФ содержит классический перечень лиц, которые не могут быть представителями физических и юридических лиц (ИП) в суде, хотя и удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним. К таким лицам относятся судьи, прокуроры, следователи и иные лица.

Оформление полномочий представителя

Чтобы представитель мог выступать от имени и в интересах представляемого его полномочия необходимо оформить надлежащим образом. Так, законные представители в силу своего положения должны предъявить в суд документы, подтверждающие их статус и полномочия (свидетельство о рождение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечения).

Если говорить о полномочиях руководителя организации, то его положение можно подтвердить, представив в суд устав организации, приказ о назначении на должность.

Если представителем от организации будет выступать не руководитель, например, штатный юрист или бухгалтер, то такому лицу необходимо иметь доверенность, которая будет выдана самой организацией и подписано ее руководителем или иным уполномоченным на такое действие лицом и скреплена печатью организации.

Доверенность от индивидуального предпринимателя также подписывается и скрепляется печатью предпринимателем.

Для адвоката документом, подтверждающим статус представителя, будет являться ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием или в некоторых случаях доверенность (статья 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», часть 4 статьи 57 КАС РФ).

Представитель же должен иметь документы об образовании (в данном случае речь идет о юридическом образовании) и документы, удостоверяющие их полномочия, т.е. доверенность.

КАС РФ допускает возможность наделения представителя полномочиями непосредственно в судебном заседании путем устного заявления.

Часть 8 статьи 57 КАС РФ устанавливает, что доверенность, выдаваемая гражданами на представление их интересов в административном споре, должна быть удостоверена у нотариуса согласно правилам, утвержденном в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, или должностным лицом организации (например, организации, где представитель учится, проходит службу, отбывает наказание и другие организации и учреждения).

Полномочия представителя в административном деле

Говоря об объеме полномочий необходимо сказать, что он обладает всеми процессуальными правами представляемого и может совершать все процессуальные действия, которыми наделен представляемый (статья 56 КАС РФ).

Между тем, КАС РФ устанавливает и определенные исключения из данного правила.

Так, представитель не может давать объяснения и пояснения суду, которые должен дать представляемый (можно сказать, что такие объяснения тесно связаны с личностью, могут быть известны только ей или, например, суд интересует отношение лица к совершенному деянию).

Кроме того, законом предусмотрен перечень прав, который должен быть отдельно отражен в доверенности, выдаваемой представителю представляемый. К таким правам относится:

1) право на подписание административного искового заявления и возражений, подачу их в суд;

2) полномочие на подачу встречного административного искового заявления;

3) право на полный или частичный отказ или признание административного иска;

4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;

5) право на обжалование судебных актов;

6) и иные права.

 Статья подготовлена: 12.12.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «БРАС»

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/943-predstavlenie-interesov-v-sude-v-sootvetstvii-s-kodeksom-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossijskoj-federatsii

Представитель в административном процессе по КАС РФ

Судебный представитель в административном судопроизводстве

Требования к представителю в административном процессе

Представитель в административном судопроизводстве: полномочия

Подтверждение полномочий представителя

Проверка полномочий представителя

Требования к представителю в административном процессе 

Представитель в административном процессе по определению из Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) — это субъект, участвующий в судебном процессе от имени и в интересах иного лица и при этом соответствующий нижеприведенным требованиям:

  • является полностью дееспособным (п. 1 ст. 55 КАС РФ);
  • не состоит под опекой или попечительством;
  • имеет высшее юридическое образование;
  • не является судьей, следователем, прокурором или иным субъектом, участие которого в судебном процессе законом не регламентировано (кроме тех ситуаций, когда данные лица представляют интересы соответствующих органов или выступают в роли законных представителей). 

Кроме того, его полномочия должны быть надлежащим образом подтверждены (см. ниже).

ВАЖНО! КАС РФ разделяет понятия «представитель» и «законный представитель». Так, если законом определено, что в процессе непременно требуется участие представителя, то законный представитель выбирает представителя и поручает ему участие в процессе (пп. 2–3 ст. 54 КАС РФ). 

Правовой статус данных субъектов в понимании КАС РФ различен, также отличаются и основания возникновения их полномочий. Законный представитель, в отличие от представителя, не должен подтверждать свои полномочия доверенностью и не обязан иметь высшего юр. образования (п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36). 

Представитель в административном судопроизводстве: полномочия 

Представитель правомочен совершать от имени представляемого лица все необходимые действия, предусмотренные процессом судопроизводства.

В случае же, когда в процессе обязательно участие представителя, последний совершает такие действия вместо представляемого субъекта (кроме действий, связанных с получением объяснений и пояснений у последнего и привлечением его к осуществлению иных процессуальных прав — по решению суда), см. п. 1 ст. 56 КАС РФ.

При этом в перечень полномочий представителя в рамках процесса по КАС РФ включены следующие права:

  • на проставление подписи в исковом заявлении и подписание возражений на него, направление их в судебный орган;
  • ходатайство о назначении и реализации мер предзащиты по иску;
  • представление встречных требований;
  • подписание мирового соглашения или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам спора;
  • отказ от иска (полностью или в части требований) или его признание;
  • изменение предмета или основания иска;
  • передоверие своих полномочий другому субъекту;
  • подписание прошения о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • оспаривание принятого судом акта;
  • представление исполнительной документации к взысканию;
  • получение присужденного имущества (в т. ч. в денежной форме). 

Законодатель указывает, что вышеперечисленные полномочия должны быть в обязательном порядке отражены в доверенности на представителя или ином документе, подтверждающем правомочия последнего (п. 2 ст. 56 КАС РФ). 

ВАЖНО! Фиксация в доверенности правомочия представителя на подписание искового заявления и передачу его в судебный орган означает и наличие у него правомочия на подписание и подачу заявления о вынесении судебного приказа (п. 21 ППВС № 36). 

Подтверждение полномочий представителя 

Как мы уже указывали, полномочия и статус представителя и законного представителя должны быть надлежащим образом подтверждены. При этом закон четко определяет, какие документы могут послужить для этих целей (ст. 57 КАС РФ):

  • для законных представителей — документы, определенные соответствующими нормами закона в зависимости от гражданско-правовой категории, к которой относится представляемый (например, паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении представляемого — несовершеннолетнего лица и т. д.);
  • руководителей госорганов — документы, подтверждающие их служебное положение (например, удостоверение и т. д.);
  • руководителей организации, выступающих от имени такой организации, — учредительная документация юрлица и документы, подтверждающие служебное положение (например, приказ о назначении, трудовой договор и др.);
  • адвокатов — адвокатским ордером и в некоторых случаях доверенностью;
  • иных представителей — доверенностью. 

Доверенности, выдаваемые представителям в рамках административного процесса, хотя и составляются по общим правилам оформления доверенностей на представление интересов (см. наши статьи «Доверенность на представление интересов юридического лица — образец» и «Доверенность от ИП на физлицо — образец заполнения»), тем не менее имеют свои особенности (помимо содержания):

  • в доверенности от имени юрлица должны в обязательном порядке наличествовать подпись его руководителя, а также печать;
  • доверенность от имени физлица должна быть удостоверена либо нотариусом, либо уполномоченным лицом, определенным в соответствии с п. 8 ст. 57 КАС РФ;
  • доверенность от имени ИП может удостоверяться как доверенность либо от юрлица, либо от физлица. 

Проверка полномочий представителя 

Суд обязан провести проверку полномочий лиц — участников процесса, а также их представителей и законных представителей (п. 1 ст. 58 КАС РФ). Такая проверка производится посредством исследования документов, подтверждающих личность и полномочия названных субъектов (перечень таких документов был рассмотрен нами выше). 

ВАЖНО! Полномочия представителя могут быть озвучены в устном заявлении представляемого субъекта во время судебного заседания, что подлежит отражению в протоколе. При этом указанные полномочия будут действовать только в течение того судебного заседания, во время которого они были заявлены (п. 20 ППВС № 36). 

Если к представителю устанавливаются определенные квалификационные требования, то соответствие им должно быть надлежащим образом подтверждено (например, дипломом, адвокатским удостоверением и т. д.).

Суд не допустит лицо к участию в административном процессе в качестве представителя, если:

  • такое лицо не представит документацию, подтверждающую его полномочия;
  • предъявленные документы не будут соответствовать установленным КАС РФ и иным законами требованиям;
  • будут нарушены правила о представительстве, установленные КАС РФ. 

Если не обладающий процессуальной дееспособностью в рамках КАС РФ субъект не имеет представителя или его законный представитель не правомочен вести по законным основаниям дела от имени такого лица, то суд по собственной инициативе приостанавливает производство и поручает уполномоченным органам назначить представителя или заменить законного представителя такого лица. В первом случае уполномоченными органами являются адвокатские палаты субъектов РФ, во втором — органы опеки и попечительства (п. 23 ППВС № 36). 

*** 

Итак, представитель в административном процессе должен отвечать следующим требованиям:

  • быть полностью дееспособным;
  • не находиться под опекой и попечительством;
  • иметь высшее юридическое образование;
  • не занимать определенные должности в госорганах, кроме регламентированных законодательством ситуаций. 

Полномочия представителя должны быть подтверждены надлежащим образом, в противном случае соответствующие субъекты не будут допущены судом к участию в процессе в названной роли. КАС РФ разграничивает понятия «представитель» и «законный представитель».

Источник: https://rusjurist.ru/proizvodstvo_po_kas_rf/predstavitel_v_administrativnom_processe_po_kas_rf/

Кас рф и высшее юридическое образование у представителя

Судебный представитель в административном судопроизводстве

— Юридическое образование имеете?
— Имею!
— А умеете?
— Гипотетически, согласно диплому!

Несостоявшийся разговор
по мотивам известного анекдота

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Такой импровизированный эпиграф к статье не случаен.

Кодекс административного производства (КАС РФ) вступил в действие 15 сентября 2015 года. Разумеется и у юристов, и у судов возникли вопросы по применению тех или иных норм. В том числе многих смутило требование о высшем юридическом образовании у представителя и его подтверждении.

В других процессуальных кодексах такого требования к представителю нет. В том же гражданском процессе представителем иногда является человек без юридического образования. На практике сам с этим сталкивался.

Как будет в едином процессуальном кодексе, который придет на замену ГПК и АПК, еще трудно что-то говорить. Прибавьте к этому возможное введение адвокатской монополии на представительство в судах и станет совсем грустно. Про адвокатскую монополию несколько слов скажу в одной из следующих статей. Не пропустите.

Поскольку вопросы по применению КАС возникают, то высшая судебная инстанция пройти мимо него не могла и в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2015) ряд разъяснений касается именно нового порядка административного судопроизводства.

В том числе даны разъяснения по вопросу подтверждения в судебном процессе наличия у представителя высшего юридического образования.

Перед тем, как перейти к нашей теме, поделюсь новостями из своей жизни.

Новость № 1. 19 декабря 2015 года, в эту субботу состоится Всероссийский тест по истории Отечества. Каждый сможет проверить свои знания об истории России, ее победах, достижениях и открытиях наших предков! Всех читателей призываю поддержать эту акцию и написать тест.

Организатором выступает Молодёжный парламент при Госдуме РФ. У нас в Удмуртии организацией площадок для проведения теста занимается Молодёжный парламент УР, членом которого являюсь и я.

Новость № 2. Сегодня впервые побывал в Музее им. М.Т. Калашникова. Очень интересную экскурсию провели с нами. Увидели самые первые образцы легендарного оружия.

Поневоле начинаешь гордиться тем, что живешь и работаешь в городе, где работал этот гениальный конструктор — М.Т. Калашников. Самый же интересный факт — первая партия автоматов была изготовлена на нашем заводе.

Там, где я работаю сейчас — ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг».

Теперь по теме.

Как представителю подтвердить высшее юридическое образование

Требования к представителям в суде по административным делам установлены ч. 1 ст. 55 КАС РФ. Ими могут быть лица:

  • полностью дееспособные;
  • не состоящие под опекой и попечительством;
  • имеющие высшее юридическое образование.

Высшее образование относится к профессиональному образованию наряду со средним профессиональным и подразделяется на следующие уровни в соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

  1. бакалавриат;
  2. специалитет, магистратура;
  3. подготовка кадров высшей квалификации.

Успешное освоение соответствующего уровня высшего образования подтверждается, согласно ч. 7 ст. 60 Закона об образовании:

  • дипломом бакалавра;
  • дипломом специалиста;
  • дипломом магистра;
  • дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры).

Основываясь на этих положениях, Президиум ВС РФ разъяснил, что наличие высшего юридического образования у представителя по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, может подтверждаться одним из перечисленных дипломов по юридической специальности.

Уровень высшего образования значения не имеет, представителем может быть как бакалавр, так и магистр юриспруденции. А может специалист или доктор юридических наук.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 58 КАС РФ суд обязан проверить полномочия представителей, подтверждающие полномочия документы или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.

Президиум ВС РФ сделал вывод, что документы, подтверждающие наличие у представителя высшего юридического образования представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Причем распространяется требование о подтверждении наличия соответствующего образования как на представителя административного истца, так и на представителя административного ответчика, которым выступает обычно какой-либо госорган.

Короче, для диплома о высшем образовании нашли применение. Можно стряхнуть с него пыль, взять с собой в суд, показать и доказать, что вы не лыком шиты. Красный диплом влечет за собой автоматическое разрешение дела в вашу пользу без рассмотрения спора по существу.

«Издеваешься?» — спросите вы.

— Да, издеваюсь…

Кому не требуется подтверждать наличие образования

В первые дни действия КАС РФ у адвокатов и некоторых прокуроров началась веселая жизнь. По информации pravo.ru некоторые судьи отказывали в участии и тем, и другим, если ими не представлен документ о высшем юридическом образовании.

Хорошо хоть Президиум ВС РФ разъяснил, что не требуется им подтверждать свою компетенцию дипломом ВУЗа, напомнив, что помимо КАС РФ есть специальные законы, регулирующие деятельность адвокатов и прокуроров.

Начнем с адвокатов.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предъявляет к адвокатам особые квалификационные требования. Нельзя просто так взять и объявить себя адвокатом.

Хотя для неискушенного обывателя все юристы — адвокаты (для искушенного иногда тоже), мы понимаем, что статус адвоката дается лицу, если он соответствует определенным требованиям, содержащимся в Законе об адвокатуре:

  • успешная сдача квалификационного экзамена;
  • наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности;
  • наличие определенного стажа работы по юридической специальности.

Если лицу присвоен статус адвоката, значит у него имеется квалификация, позволяющая оказывать юридическую помощь на профессиональной основе. Подтверждается сей факт решением квалификационной комиссии.

Некоторые судьи об этом порядке, видимо, не знали. Мол, нет, родной, будь ты хоть трижды адвокатом, а диплом предъявить должен. Вдруг ты не образованный адвокат, а так…

С адвокатами еще можно понять. Но когда в процесс не допускается прокурор, не подтвердивший перед судом свое высшее юридическое образование, это уже диагноз. А болезнь — невнимательность и неумение мыслить логически.

В ст. 55 КАС РФ предъявляются требования к представителям по административным делам.
Но прокурор — не представитель. Это лицо, участвующее в деле, поскольку указано в соответствующем перечне ст. 37 КАС РФ. Требование о подтверждении наличия высшего юридического образования на них не распространяется.

Следовательно, прокурор не обязан представлять документы о наличии у него высшего юридического образования.

Это в Обзоре и разъясняется.

Хотя есть случай, когда прокурор может быть представителем органа прокуратуры. Тут ситуация аналогична примеру с адвокатами, только читаем уже Федеральный закон от 17 января 1992 г.

№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Конкретно п. 1 ст. 40.

1, закрепляющий, что прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Делаем вывод — подтверждение прокурором наличия высшего юридического образования в случае, если он выступает представителем органа прокуратуры, также не требуется.

Предлагаю законодательную инициативу. Пусть судья в начале судебного заседания, оглашая, кем из судей рассматривается дело обязательно сообщает о наличии у него высшего юридического образования с указанием номера диплома и названия ВУЗа, этот диплом выдавшего.

— Да, я снова издеваюсь!

Кстати, а зачем введено требование о наличии высшего юридического образования у представителей по административным делам?

Если без шуток, то введение такого образовательного ценза мера обоснованная.

В порядке административного судопроизводства рассматриваются дела, носящие публичный характер.

Рассматривается законность действий и решений публичных органов, их должностных лиц. Чтобы обосновать свою позицию по делу, требуется очень хорошее знание законодательства и умение выстроить на его основе процесс доказывания.

По административным делам гражданину противостоит лицо, наделенное властными полномочиями. Тот же госорган. А в административных отношениях они между собой неравноправны, у гражданина (или организации) властных полномочий нет.

Со стороны органа государственной власти в административном судопроизводстве обычно выступает специалист — квалифицированный юрист. Встает проблема обеспечить равное положение административного истца и административного ответчика.

Однако ч. 1 ст. 54 КАС РФ предоставляет гражданину право вести дела как лично, так и через представителя. Гражданин без высшего юридического образования, решивший что он самый умный вести дело лично, оказывается в невыгодном положении. Ведь представителем другой стороны скорее всего будет юрист.

Поэтому в КАС РФ ввели специальное правило, касающееся дел о признании нормативных правовых актов недействующими. Их лица без высшего юридического образования вправе вести только через представителей, согласно ч. 9 ст. 208 КАС РФ.

Дальше я задумался — гарантирует ли одно только наличие высшего юридического образования грамотную юридическую помощь?

Нет, не гарантирует, качество нашего юридического образования не настолько высокое, насколько хотелось бы. Сопутствующие факторы личностного плана тоже не всегда способствуют становлению профессионала в области права.

Чему не учат на юрфаке

Это не в рамках Обзора № 3, просто размышления на заданную тему.

Оставим пока без внимания развитие таких навыков, как финансовая грамотность, тайм-менеджмент, работа с клиентами, работа с подчиненными и т. д. Коснемся именно познаний в области права. Этому на юрфаке точно не учат.

Правовое образование у нас большей частью теоретическое. Хорошо, если преподаватель пристальное внимание обращает на изучение судебной практики.

Если же преподаватель — это тот профессор, который ни разу не был в судебном заседании, ничего не видел кроме университетских кабинетов, то…

Ничего кроме научных теорий, сваленных в общую кучу и забытых после экзамена, студенты не вынесут.

Вспоминаю свои годы обучения в университете. У параллельного потока гражданское процессуальное право вел такой вот теоретик. Посмотрел конспекты, а там мнение одного ученого по такому-то вопросу, мнение другого ученого по нему же, точка зрения профессора такого-то по этакой проблеме…

Задания в основном заключались в составлении всяческих таблиц, в основном цитирующих ГПК. Про судебную практику этот преподаватель вообще ничего не слышал, свято веруя, что «в России нет прецедентного права».

Ничего не имею против юридической науки. Сам ее люблю и уважаю. Но среднестатистический студент — это будущий практик. Юрист компании, адвокат, частнопрактикующй юрист, а также судья, прокурор, следователь, госслужащий и т. д. В науку уходят немногие.

Есть преподаватели, которые сами не очень ответственно относятся к преподаванию своего предмета. Вроде и лекции читают, и практические занятия проводят, но и требования порой ниже среднего уровня. Зачет, как правило, «автоматом». Экзамены — тоже. Но это обычно по узким отраслям или институтам права.

Другая сторона медали — конечно же сами студенты. Тех, кто пришел на юрфак по велению сердца и души, немного. Остальные по разным причинам тут оказались. Выбрали, потому что престижная специальность, других, будем откровенны, родители заставили. Юридическая династия, как же…

Желание у таких студентов тоже простое — лишь бы сдать зачет или экзамен. На троечку. Каким способом тоже неважно. Начиная от банального списывания, заканчивая… ну, вы догадываетесь, да?

Складываем одно с другим, когда одни не могут учить, другие не хотят учиться, но все делают вид, что учат и учатся.

Если выпускник решает работать по специальности, то имеем  очередного горе-юриста, «аблаката», безответственного следователя, равнодушного прокурора и т. п. (нужное подчеркнуть), который не умеет думать.

А по ним у людей складывается впечатление в целом о юристах, адвокатах, следователях, прокурорах и т. д.

Страшное дело, скажу вам. В голове смутные воспоминания энциклопедического характера и громкие заявления в духе «решу любую проблему». В умолчаниях остается способ ее решения со всеми  последствиями его применения.

Как гарантированно обеспечить высокое качество юридической помощи?

Почему-то некоторые подумали, что эту проблему решит введение адвокатской монополии. Дескать, качество оказываемых юридических услуг повысится. Привести в порядок сферу образования, в том числе и юридического, никто не догадался? На мой взгляд просто злонамеренное вредительство.

Так, я уже постепенно перешел к теме адвокатской монополии. На zakon.ru уже огромное количество обсуждений и мнений на этот счет высказано. У меня тоже есть, что сказать. Только это материал для отдельной статьи.

Возвращаясь к проблеме подтверждения высшего юридического образования согласно КАС РФ можно говорить об обоснованности этой меры. На бумаге получилось гладко. Дела, связанные с публичными интересами, должны рассматриваться с участием квалифицированных юристов.

Поскольку некоторые судьи являются такими же выпускниками, как я только что описывал, они стали требовать документы о высшем юридическом образовании от адвокатов, а иногда даже от прокуроров. Случаи не единичные, раз возникла необходимость разъяснения нормы Президиумом ВС РФ.

Подтверждение высшего юридического образования представителем пока не требуется в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Мое личное мнение — и не требуется. Хотя мнение Минюста России с моим может не совпадать (и скорее всего не совпадает).

С уважением, Альберт Садыков

Источник: https://lawyerlife.ru/sudebnaya-praktika/kas-rf-i-vyisshee-yuridicheskoe-obrazovanie-u-predstavitelya.html

Добавить комментарий