Средства доказывания в административном судопроизводстве

В этой статье:

Юридическое издательство «Норма»

Средства доказывания в административном судопроизводстве

В книге в лаконичной форме раскрываются как общие черты доказывания в административном процессе, так и особенности доказывания по всем категориям дел, включенным в Кодекс административного судопроизводства РФ. Справочник охватывает доказывание по делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции.

Отп. цена: 289,90 р.     485200.01.01

Предисловие     6
Раздел I. Общие вопросы доказывания в административном судопроизводстве
Глава 1. Доказательства в административном судопроизводстве     10
1.1. Относимость доказательств     11
1.2. Допустимость доказательств     12
1.3. Достоверность доказательств     13
1.4. Достаточность доказательств     15
Глава 2.

Предмет доказывания в административном судопроизводстве     15
Глава 3. Факты, не подлежащие доказыванию     19
Глава 4. Распределение обязанности по доказыванию     22
Глава 5. Виды доказательств     24
5.1. Объяснения лиц, участвующих в деле     25
5.2. Свидетельские показания     27
5.3. Письменные доказательства     29
5.4. Вещественные доказательства     33
5.5.

— и видеозаписи     33
5.6. Заключение эксперта     34
Глава 6. Оценка доказательств     38
Раздел II. Особенности доказывания на различных стадиях административного судопроизводства
Глава 7. Стадии доказывания     40
Глава 8. Выявление и собирание доказательств     41
Глава 9. Судебное поручение     42
Глава 10. Исследование доказательств в суде     45
Глава 11.

Доказывание при пересмотре судебных постановлений     47
11.1. Доказывание в апелляции     48
11.2. Доказывание при пересмотре судебных актов в кассационном порядке     49
11.3. Доказывание при пересмотре судебных актов в надзорном порядке     50
11.4. Доказывание при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам     50
Раздел III.

Особенности доказывания по различным категориям административных дел
Глава 12. Дела об оспаривании нормативных правовых актов     54
Глава 13.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов,  организаций, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих     60
Глава 14.

Дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации     65
Глава 15. Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации     80
Глава 16. Дела об оспаривании результатов определения  кадастровой стоимости     85
Глава 17.

Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права  на исполнение судебного акта в разумный срок     88
Глава 18.

Дела о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, ее регионального отделения либо структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средства массовой информации     95
Глава 19. Дела о помещении иностранного гражданина,  подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение либо о продлении  срока пребывания иностранного гражданина,  подлежащего депортации или реадмиссии,  в специальном учреждении     98
Глава 20. Дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы     101
Глава 21. Дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока принудительной госпитализации гражданина или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке     105
21.1. Дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке     106
21.2. Дела о психиатрическом освидетельствовании  гражданина в недобровольном порядке     110
Глава 22. Дела о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке     112
Глава 23. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций     114
Глава 24. Доказывание по административным делам в порядке упрощенного (письменного) производства     116

Глава 25. Доказывание при совершении  отдельных процессуальных действий     119

Предисловие

Принятие КАС было ожидаемым событием в процессуальном мире и судейском сообществе.

Предсказуемым было и то, что новый процессуальный Кодекс неминуемо будет дублировать многие положения ГПК и отчасти нормы АПК в силу наличия большого количества межотраслевых процессуальных институтов, общих конституционных принципов судопроизводства, единых стадий процесса и видов пересмотра судебных актов.

Точно так же было ожидаемо наличие особенностей в новом Кодексе при регламентации специфики рассмотрения отдельных категорий дел. Сегодня судебная система функционирует, используя УПК, ГПК, АПК, КАС. Кроме того, суды общей юрисдикции по-прежнему рассматривают дела об административных правонарушениях на основании КоАП.

В чем особенности КАС? В первую очередь хотелось бы сказать о некоторых новациях в общей части Кодекса. Он заложил новые положения в правовой институт представительства, введя обязательное представительство.

В АПК и ГПК к обязательному представительству принято относить случаи, когда в силу недееспособности (законное представительство) или природы юридического лица, общественного объединения, организации (обязательное представительство) невозможно самостоятельное представление интересов в суде.

Согласно КАС даже законные представители обязаны в определенных случаях пользоваться так называемым обязательным представительством. Последнее в понимании КАС возникает в силу прямого указания на то в законе. К примеру, в ч. 9 ст.

208 КАС говорится, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, которые отвечают требованиям, предусмотренным ст. 55 этого Кодекса. В таком случае имеет место обязательное представительство.

Важно, что КАС в отличие от других процессуальных кодексов предъявляет новое требование к представителю — наличие у него высшего юридического образования (ч. 1 ст. 55 КАС). Можно сказать, что это вторая попытка российского процессуального законодательства инициировать развитие профессионального представительства.

Появились некоторые новации и в области доказывания, хотя в целом данный институт, оставаясь межотраслевым, в подавляющем большинстве случаев остается неизменным. Следует отметить, что для административных дел всегда была характерна специфика в распределении обязанности доказывания, осталась она и в КАС.

Действует общее правило: лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

И действует такое специфическое свойство: обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Более того, в особенной части КАС могут содержаться уточнения обязанности по доказыванию. В КАС установлены новые границы преюдициальности для судебных актов по административным делам, о чем подробно говорится в разд.

I справочника. Несколько необоснованным видится включение разработчиками КАС в особенную часть по каждой категории дел перечня обстоятельств, подлежащих доказыванию. Иными словами, закон пытается подменить судью при определении предмета доказывания по определенным категориям дел. К примеру, ст.

278 КАС перечисляет обстоятельства, подлежащие выяснению по делам о госпитализации психически больных лиц в недобровольном порядке. Однако ст. 29 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» аналогичным образом раскрывает обстоятельства, необходимые для установления.

К примеру, ГПК не перечисляет основания для признания гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим и др., поскольку они раскрыты в ГК. Даже УПК приводит общий подход к предмету доказывания (ч. 1 ст. 73).

Согласно ему при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; 3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением; 5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; 6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 7) обстоятельства, которые могут повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания; 8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 1041 УК, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования или иного средства совершения преступления либо для финансирования терроризма, экстремистской деятельности (экстремизма), организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Применительно к формированию предмета доказывания по отдельным категориям уголовных дел используется не процессуальное законодательство, а диспозиция норм УК. Для формирования предмета доказывания по каждому конкретному делу существуют два источника: норма материального права и основания иска и возражения на него. В связи с этим приведение в нормах процессуального Кодекса всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, практически невозможно. Есть изменения и в особенной части КАС. К примеру, регулируются особенности рассмотрения дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар, о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством. Справочник по доказыванию в гражданском процессе под редакцией И. В. Решетниковой впервые был опубликован издательством «Норма» в 2007 г.  и за истекшее время переиздавался пять раз. Принятие КАС диктует разделение материала на доказывание в гражданском и административном процессах. В связи с этим в предлагаемом Справочнике по доказыванию в административном судопроизводстве раскрываются особенности доказывания по административным делам на основании КАС. Одновременно в 2016 г. выходит шестое издание Справочника по доказыванию в гражданском процессе, из которого исключены дела об административных правоотношениях. Этот Справочник теперь не освещает раскрытие особенностей рассмотрения дел об административных правоотношениях, ибо они регламентируются КАС. Настоящий Справочник состоит из трех разделов, при этом разд. I, следуя логике процессуального права, раскрывает общие вопросы, а разд. II и III — особенные. В разд. I раскрыты положения общей части КАС о доказательствах. В разд. II и III раскрываются особенности доказывания на различных стадиях административного процесса, а также подробно рассматриваются особенности доказывания по каждой категории дел, отнесенных к административному процессу в КАС. Стиль изложения в данном виде издания традиционно краткий, конспективный. Мы останавливаемся на предмете доказывания, особенностях распределения обязанности доказывания, используемых видах доказательств, подготовке дела.

Авторский коллектив настоящего издания имеет опыт и практической, и преподавательской работы. Надеемся, что Справочник будет полезен судьям, адвокатам, преподавателям юридических вузов, студентам.

Источник: http://www.norma-verlag.com/book/16824

Обязанность доказывания в административном процессе — Юридический ликбез

Средства доказывания в административном судопроизводстве

Административное правонарушение — это понятие, с которым может столкнуться каждый человек и гражданин государства. Нередко случается и так, что люди становятся правонарушителями или потерпевшей стороной.

Для того чтобы привлечь виновное лицо к ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, при наличии которого уполномоченными на то органами открывается производство по делу.

В процессе его формирования производится сбор доказательств, которые впоследствии используются в суде для разбирательства в сути дела.

Каким бывают доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях? Что такое предмет доказывания? Какими методами производится сбор доказательств по делам об административных правонарушениях? Об этом далее.

Понятие административного правонарушения

Перед тем как начать рассматривать вопросы, связанные с доказательствами, следует разобраться в том, что же будет признано административным правонарушением.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что административное правонарушение — это деяние, которое может быть исполнено в пассивной форме, то есть, проявиться в бездействии. Данное действие может быть совершено физическим лицом, то есть человеком или юридическим лицом (любое предприятие, учреждение или организация).

По административным правонарушениям имеются статьи в КоАП РФ, которые характеризуют состав совершенного деяния.

Как правило, действие/бездействие человека или юридического лица, в соответствии с данными составами, направлено против некоторых общественных отношений, в частности, таковыми могут быть те, что имеются в сфере общественной нравственности, здоровья населения, порядка, экологии и т.п.

Понятие доказательства по делу об административном правонарушении

Для того, чтобы в процессе производства как следует разобраться во всей сути дела, следственные органы должны рассмотреть все доказательства, которые указывают на наличие вины (и ее степень) подозреваемого лица.

Доказательствами по делам об административных правонарушениях являются все фактические данные, которые указывают на наличие или, наоборот, отсутствие у виновного деяния со стороны физического или юридического лица.

Все сведения подобного рода должны иметь определенное значение для ведения дела, относиться непосредственно к нему, а также указывать на виновность или невиновность данного лица.

Источники доказательств

Законными доказательствами по делам об административных правонарушениях являются те, которые были добыты из разрешенных в нормативных актах источников — полный их перечень указывается в КоАП РФ.

В первую очередь суд и должностные органы, в ведении которых находится производство по делу, должны принимать во внимание показания свидетелей совершения правонарушения (если таковые имеются).

Подобные показания — один из основных источников доказательств по делам об административных правонарушениях. Кроме этого, во внимание также принимаются показания самого лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Наибольшее количество доказательств должностное лицо, рассматривающее дело, может получить из протокола, который был составлен в процессе документирования состава правонарушения.

Во внимание также могут быть взяты заключения экспертов или специалистов в области той либо иной сферы, а также показания, предоставленные техническим средствами. Немаловажное значение также имеют вещественные доказательства, которые относятся к отдельной большой группе.

Допустимость доказательств

Все доказательства по делу об административном правонарушении должны быть допустимыми. Это означает, что каждое из них должно быть добыто исключительно законными методами при соблюдении всех процедур, необходимых для этого.

В законодательстве также указывается на то, что любое доказательство должно быть проверено, и к нему в любой момент можно обратиться для проверки источника.

Кроме всего прочего, допустимость доказательств подразумевает сбор доказательств должностными лицами без превышения своих полномочий и злоупотребления ими.

В данном процессе ни в коем случае не должны быть нарушены права других лиц, в том числе и участников дела.

Относимость доказательств

Кроме допустимости доказательств по делам об административных правонарушениях, существует еще значение относимости.

Другими словами, каждый факт, который предоставляется на рассмотрение должностному лицу по сути вопроса, должен полностью относиться к предмету доказывания.

Любой факт или сведение должны обосновывать или, наоборот, опровергать те обстоятельства, которые являются предметом рассмотрения.

Какие сведения не могут быть доказательствами

В законодательстве предусмотрен небольшой перечень тех обстоятельств, при наличии которых полученные данные не могут выступать доказательными по делу об административном правонарушении. В первую очередь таковыми не считаются слухи, домыслы, а также предположения лиц даже в том случае, если они были представлены человеком, проходящим по делу в качестве свидетеля.

Не являются прямыми доказательствами также и данные, которые были получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, но на момент их представления не были проверены. В таком случае суд или должностные органы могут рассматривать их как ориентировочные материалы, а приобщить к делу на правах допустимых доказательств их можно только после уяснения и уточнения.

Если в процессе разбирательства по существу имеются материалы, которые относятся к делу, но не приобщены к нему, то такие сведения также не могут быть допустимыми доказательствами.

Процесс доказывания

В ходе разбирательства по существу дела нельзя обойтись без такой процедуры, как доказывание. Она подразумевает действия для установления истины по факту совершившегося правонарушения. Причем данная истина должна быть исключительно объективной.

Данный процесс подразумевает не только рассмотрение имеющихся фактов и установление их относимости к делу, но и сбор доказательств по делу об административном правонарушении, их исследование, а также оценку.

Все полученные факты должны быть надлежащим образом отражены в материалах дела.

Виды доказательств

Все доказательства, которые могут быть представлены в материалах дела, законодательство делит на несколько категорий, в зависимости от различных факторов. По источнику происхождения принято отделять друг от друга документы, личные и вещественные доказательства.

Источник: https://pravolikbez.com/obyazannost-dokazyvaniya-v-administrativnom-protsesse/

Доказывание в административном процессе

Средства доказывания в административном судопроизводстве

виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ)

Статья 2.7. Презумпция невиновности 1.

Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, пока в порядке, установленном настоящим Кодексом, не будет установлена его виновность в совершении правонарушения, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. 2. Обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс.

лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Основным вопросом, подлежащим доказыванию при рассмотрении дела, является вопрос о наличии события административного правонарушения.

Ленин неоднократно обращал внимание на то, что выводы в теории и на практике всегда необходимо строить на глубоком изучении конкретных фактов. «. Необходимо усвоить себе ту бесспорную истину,— подчеркивал В. И. Ленин,— что марксист должен учитывать живую жизнь, точные факты действительности. »1.

Поэтому независимо от того, решают ли органы управления вопрос о привлечении к административной ответственности нарушителя или рассматривают вопрос о выдаче, например, разрешения на изготовление печати или штампа, иначе говоря, независимо от того, применяется ли санкция или диспозиция правовой нормы, органы управления обязаны глубоко и тщательно изучить обстоятельства дела.

Глава 6

2.

Обязанность доказывания наличия оснований для административной ответственности, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс. Статья 6.2. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении

лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

Возможно ли использование административным органом доказательств полученных при проведении проверки

Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

вступившим в силу с 1 августа 2011 года, часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) изложена в новой редакции:

«Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

. В предыдущей редакции данная норма выглядела иначе:

«Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона»

. Такая редакционная законодательная правка сделала на первый взгляд очевидной при определенных условиях возможность использования в делах об административных правонарушениях доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Определение доказательств и доказывания в административном судопроизводстве THE DEFINITION OF EVIDENCE AND PROOF IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS Текст научной статьи по специальности — Государство и право

С. Анализируются понятия «доказательство» и « доказывание » в процессуальной деятельности. Первое рассматривается как факт, фактические данные и средства доказывания обстоятельств дела.

https://www.youtube.com/watch?v=sJgI3hEwhuc

Посредством предоставления доказательств происходит доказывание . составляющее основную часть процессуальной деятельности, направленной на получение объективных данных, необходимых для выполнения задачи административного судопроизводства. Abstract 2011 year, VAK speciality — 12.00.00, author — Kalmykova YA.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Статья 26.2.

Предмет доказывания

2.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Информация об изменениях: Федеральным законом от 14 октября 2014 г.

Предмет и пределы доказывания по делам об административных правонарушениях

Статья 26.1.

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) закрепляет следующие обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении: событие административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия совершения административного правонарушения. В научной литературе «предмет доказывания» понимается исследователями как «своеобразная программа доказательственной деятельности субъекта доказывания» [1, с.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП событием административного правонарушения является действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Затем устанавливается лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность Им может быть физическое или юридическое лицо.

Обязательному установлению подлежит виновность лица в совершенном им правонарушении, поскольку отсутствие вины исключает привлечение к административной ответственности.

Вещест венным доказательством предмет может стать и в связи с его принадлежностью определенному лицу или обнаружением в определенном месте.

По источнику происхождения вещественные доказательства делятся на первоначальные, т. е.

непосредственно связанные с событием правонарушения, и производные — слепки, оттиски, фотоснимки первоначальных вещественных доказательств, со храняющие все их существенные признаки.

17 июня 2005 года в отношении Рощина А.П. был составлен протокол о привлечении его к административной ответственности по части 3 статью 12.15.

Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение пункта 9.2. Правил дорожного движения. Постановлением от 28 июля 2005 года Рощин А.П.

был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

– объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу; – показания потерпевшего, свидетелей; – показания специальных технических средств; Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Источник: http://urist-rostova.ru/dokazyvanie-v-administrativnom-processe-49627/

Доказательства в административном судопроизводстве

Средства доказывания в административном судопроизводстве

Доказательства по КАС РФ

Недопустимые доказательства в административном процессе

Обязанность доказывания

Какие обстоятельства не подлежат доказыванию

Оценка доказательств

Доказательства по КАС РФ 

Доказательствами в административном процессе могут быть (ст. 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ):

  1. Объяснения участников дела. Могут выражаться в письменной или устной форме и наряду с другими доказательствами подлежат проверке судом (ст. 68 КАС РФ).
  2. Свидетельские показания. Могут излагаться устно и письменно. При этом такие доказательства должны соответствовать следующим критериям, чтобы быть принятыми судом:
  • свидетель должен указать источник получения излагаемой суду информации;
  • доказательства, основывающиеся на показаниях иных лиц, принимаются, если такие лица также были опрошены.
  1. Письменные доказательства — любые отвечающие требованиям закона информационные данные, зафиксированные на материальных носителях (акты, справки, деловая переписка, цифровые и графические материалы, материалы, полученные посредством использования электронной, цифровой, факсимильной связи, по каналу видео-конференц-связи и др., см. ст. 70 КАС РФ).
  2. Вещественные доказательства — предметы, которые по своему внешнему виду, свойствам, месту нахождения или иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для спора (ст. 72 КАС РФ).
  3. — и видеозаписи.
  4. Экспертные заключения (с различными видами экспертизы, порядком ее назначения и поведения, применением результатов можно ознакомиться с помощью статей, размещенных в блоке «Экспертиза»). 

Доказательства могут быть как представлены в суд по собственной инициативе участников спора, так и запрошены судом (п. 1 ст. 63 КАС РФ, п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).

Недопустимые доказательства в административном процессе

По КАС РФ доказательства должны соответствовать требованиям:

  • относимости, т. е. иметь значение для разрешения данного конкретного спора (ст. 60 КАС РФ);
  • допустимости, т. е. отвечать требованиям, установленным законом, чтобы быть принятыми судом как имеющими юридическое значение для разрешения конкретного спора (ст. 61 КАС РФ). 

Тема относимости и допустимости доказательств в иных видах процессов раскрыта в нашей статье «Относимость и допустимость доказательств (нюансы)».

Определенные доказательства, представленные в суд, могут быть признаны недопустимыми как по ходатайству заинтересованного лица, так и по собственному убеждению суда (пп. 2, 3 ст. 61 КАС РФ). При этом если производится оценка доказательства по ходатайству участника процесса, то должны быть соблюдены следующие правила (п. 25 ППВС № 36):

  • такое ходатайство должно быть оформлено в письменной форме;
  • бремя доказывания недопустимости оспариваемого доказательства возлагается на лицо, подавшее соответствующее ходатайство;
  • вопрос о допустимости такого доказательства разрешается судом после заслушивания мнений по этому поводу лиц, участвующих в процессе, или их представителей. 

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на соблюдении принципов, закрепленных в пп. 2–6 ст. 84 КАС РФ. 

Обязанность доказывания 

Обязанность по доказыванию тех или иных фактов, на которых участник процесса основывает свою позицию в споре, по общему правилу возлагается на таких участников процесса (п. 1 ст. 62 КАС РФ).

Вместе с тем если разрешается спор о соответствии требованиям закона нормативного акта, решения органа публичной власти, действий или бездействия должностных лиц и органов, наделенных государственными или публичными полномочиями, бремя доказывания законности таких документов или действий/бездействия госорганов возлагается уже на административного ответчика.

Таким образом, административный истец, защищающий свои права и законные интересы или права и интересы неограниченного круга лиц, не обязан доказывать незаконность актов или действий органов, наделенных публичными полномочиями.

Однако такой административный истец должен сообщить суду:

  • каким нормам закона противоречит оспариваемый акт или действия административного ответчика;
  • на основании каких данных можно судить о том, что оспариваемым актом или действиями административного истца нарушены или будут нарушены права и законные интересы административного истца или неограниченного круга лиц;
  • иные факты, имеющие значение для объективного и справедливого разрешения спора.

ВАЖНО! Нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении являются обязательными условиями для удовлетворения заявления о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными.

Если при рассмотрении административного дела будет установлено, что допущенные нарушения прав и свобод административного истца устранены в полном объеме, оснований для удовлетворения требований не будет (например, решение Шуйского горсуда Ивановской обл.

от 25.08.2017 по делу № 2а-1164/2017). 

Какие обстоятельства не подлежат доказыванию 

Не нуждаются в доказывании:

  • Обстоятельства, являющиеся общеизвестными (п. 1 ст. 64 КАС РФ).
  • Обстоятельства, установленные уже вступившим в законную силу ранее принятым решением суда (если в административном процессе участвуют лица, в отношении которых данные обстоятельства доказаны, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства). Кроме того, такие обстоятельства не подлежат и оспариванию. При использовании данной юридической нормы надлежит исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, подразумеваются, например, органы госвласти, входящие в единую систему госорганов (в т. ч. ФНС РФ, ФТС РФ и т. п.), должностные лица соответствующей системы госорганов (п. 26 ППВС № 36).
  • Обстоятельства, признанные сторонами (ст. 65 КАС РФ). Такие обстоятельства в дальнейшем по общему правилу не подлежат проверке судом. Однако если у последнего все же имеются сомнения, что данное соглашение о признании обстоятельств не подписано под влиянием заблуждения, угрозы или без целей скрыть истинные обстоятельства дела, то суд не принимает указанное соглашение сторон, а сами доказательства подлежат проверке. 

Оценка доказательств 

Как уже упоминалось выше, суд оценивает представленные доказательства по собственному внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании (п. 1 ст. 84 КАС РФ).

При этом никакие обстоятельства не могут иметь для суда заранее определенной силы. Значимость тех или иных обстоятельств суд определяет в каждом конкретном случае.

При этом оценка на предмет соответствия требованию достоверности, допустимости и относимости производится в отношении каждого факта в отдельности, а достаточность и взаимосвязь — в совокупности с иными обстоятельствами дела.

Итоги оценки доказательств суд фиксирует в решении, в котором также указывается, какие именно обстоятельства и по каким основаниям приняты судом в качестве надлежащих доказательств, а какие и по каким причинам отклонены. 

*** 

Итак, категории доказательств, которые могут быть приняты судом в рамках КАС РФ, аналогичны категориям доказательств и в иных видах судебных процессов (см. также статьи «Доказательства в арбитражном процессе (особенности)» и «Особенности оценки доказательств в гражданском процессе»).

При этом доказательства должны соответствовать требованиям достоверности, допустимости и относимости. Обязанность доказывания тех или иных обстоятельств по общему правилу возложена на лицо, чья позиция в процессе на такие обстоятельства опирается.

Источник: https://rusjurist.ru/proizvodstvo_po_kas_rf/dokazatelstva_v_administrativnom_sudoproizvodstve/

Добавить комментарий