Снос самовольной постройки в административном порядке

Содержание
  1. Снос самовольной постройки: в административном порядке, без решения суда
  2. Терминология
  3. Кто принимает решение о сносе?
  4. Порядок сноса самовольной постройки
  5. Кто может сносить постройку?
  6. Как выявляется незаконная постройка?
  7. Что будет с участком после сноса постройки?
  8. Судебная практика
  9. На какие ошибки судов первой и апелляционной инстанций обращает ВС РФ?
  10. Самовольные постройки: понятие и особенности сноса
  11. Самовольные постройки: понятия
  12. Об обязанности по снесению в качестве санкционной меры
  13. Как складывается практика по судебным разбирательствам
  14. Решение на снос: пример на практике
  15. Правоприменение понятия сноса, о некоторых его особенностях
  16. В судебном порядке
  17. В административном порядке
  18. Об особенностях процедуры
  19. Заключение
  20. Снос самовольной постройки: в административном порядке, по решению суда
  21. Понятие самовольной постройки
  22. Снос самовольной постройки в административном порядке
  23. Обжалование решения органа местного самоуправления
  24. Если субъект, осуществивший незаконную постройку, не найден
  25. Судебный порядок сноса
  26. Когда производится снос самовольной постройки
  27. Снос самостроя: кто принимает решение, суд, комиссия, основания
  28. Что это такое
  29. Кто принимает решение
  30. Порядок сноса
  31. Сроки
  32. Ответственность
  33. Можно ли узаконить
  34. Порядок сноса самостроя: административный и судебный вариант реализации, закон о подобных строениях
  35. Понятие и признаки незаконности
  36. Практика судебных разбирательств
  37. Порядок процедуры сноса

Снос самовольной постройки: в административном порядке, без решения суда

Снос самовольной постройки в административном порядке

Снос самовольной постройки является административной процедурой, выполняемой уполномоченными органами. 03.08.

2018 Президент РФ подписал ряд законов, вносящих изменения в уже действующие порядки.

Основное назначение этих нововведений – легализация незаконного строительства посредством введения процедуры его переоформления или приведение в соответствие с действующим законодательством.

Терминология

Ст. 222 ГК РФ относит к незаконно возведённым объектам те, на которые не были получены соответствующие разрешения, расположенные на участках, не предназначенных для этого и построены с нарушением норм права.

Ярким примером незаконной постройки является приобретение гражданами земель с/х назначения и строительство на них домов, предназначенных для ИЖС, не оформляя никаких разрешений или перевода земель. До определенного времени они живут в доме, не прописываясь в нем; но когда приходит проверка, факт самовольности вскрывается и, уполномоченный орган вправе принять решение о сносе объекта.

Законодатель не разрешает оформить право собственности в отношении сооружения, которое было признано в установленном порядке построенным незаконно.

Исключение – признание судом (иными уполномоченными органами) права собственности за гражданином, который является собственником участка под зданием или владеет им на праве постоянного бессрочного пользования. Должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

  1. Гражданин оформил надлежащим образом разрешительную документацию на строительство.
  2. На день подачи иска сооружение соответствует всем требованиям закона.
  3. Сохранение постройки в первоначальном виде не будет нарушать ничьи права и законные интересы.

Кто принимает решение о сносе?

Решение о сносе принимается либо судом, либо органом местного самоуправления (далее по тексту – орган МСУ), на территории которого находится стройка в административном порядке, при условии, что здание возведено без получения разрешительной документации на участке, не предопределённом для этих целей и находящемся в границах:

  • территории для общего пользования;
  • зоны с особыми условиями.

Такое нововведение требовалось еще с 2015 года, когда в суды попало большое количество жалоб на действия органом МСУ по признанию построек незаконными.

Несмотря на все чаще появляющиеся разъяснения Верховного суда РФ, произвол на местах продолжался.

Поэтому законодатель решил передать наиболее серьезные случаи в компетенцию судебной инстанции для рассмотрения вопроса по существу, исключая формальный подход.

Порядок сноса самовольной постройки

Общие положения, связанные со сносом объектов самовольной постройки закреплены в главе 6.4 Градостроительного кодекса РФ. Снос может быть осуществлен на основании:

  • судебного акта;
  • решения органа МСУ.

Разработать проект может только ИП/юрлицо, которое имеет членство в СРО, в противном случае он не будет принят органом МСУ и ликвидацию здания не разрешат.

Подготовка проекта не требуется при сносе:

  • гаража на участке, выделенного физическому лицу для целей, не связанных с предпринимательством;
  • сооружения на садовом/дачном участках;
  • объектов ИЖС;
  • сооружений вспомогательного характера.

Кто может сносить постройку?

ИП/юрлица, которые состоят в СРО и заключили договор подряда с собственником или иными лицам, ответственными за здание. Исключение – если цена вопроса менее 1 млн. руб., членства в СРО может не требоваться, но договор подряда при этом заключается с третьими лицами, например, с органом МСУ.

Алгоритм действий по сносу:

  1. В орган МСУ направляется уведомление о готовящихся работах по сносу. Такая обязанность возлагается на застройщика или технического заказчика. Срок – не позже 7 рабочих дней до начала. Дополнительные документы: проект по организации работ и материалы обследования объекта.
  2. Орган проверяет все бумаги и размещает данные о работах в информационной системе, параллельно направляя уведомление об этом в орган технического надзора.
  3. Здание сносится.
  4. В течение 7 рабочих дней в орган МСУ подаются сведения о завершении работ, которые также включается в информационную систему и попадают в Ростехнадзор.

Как выявляется незаконная постройка?

Уполномоченный на проведение процедуры проверки объектов строительства для признания их соответствующими законодательству, не позже 20 рабочих дней со дня выявления незаконно возведенных зданий, формируют уведомление и направляют его в орган МСУ, на территории которого расположена стройка. Последний рассматривает все бумаги и принимает следующее решение:

  • о сносе или возврате объекта в первоначальное состояние;
  • о направлении документов в суд;
  • об отсутствии признаков самовольности в постройке.

Процедура сноса здания довольно трудоемкая, поэтому законодатель ограничивает временные рамки на ее проведение от 3 до 12 месяцев. Возвращение здания в первоначальный вид требует от 6 месяцев до 3 лет.

По общему правилу, снос объекта возлагается на лицо, его построившего. При отсутствии такового – на собственника участка. Самый последний вариант – работы организует и оплачивает орган местного самоуправления, на территории которого расположено здание, а после взыскивает все затраты с собственников.

Что будет с участком после сноса постройки?

Судьба незаконно построенного объекта решена, участок остался. Как будет развиваться ситуация?

  1. Если на нем есть помимо снесенного еще объекты, строительство которых не противоречит закону, права на него остаются у владельца (например, право аренды).
  2. Участок пустой, был в аренде или находился на праве постоянного бессрочного пользования – право прекращается либо посредством одностороннего отказа, либо изъятием по судебному решению.

После того, как все права на участок прекращены, он выставляется на публичные торги. Вырученные деньги будут переданы собственнику земельного надела (не арендатору или лицу, владеющего им на праве постоянного бессрочного пользования). Из выручки вычитаются суммы, потраченные на организацию торгов.

Такое нововведение законодателя о продаже участков с новым типом обременения направлено на введение в гражданский оборот участков, которые долгое время были бесхозными из-за невозможности оформить права владения на них надлежащим образом.

Судебная практика

Суды рассматривают довольно много гражданских дел, связанных с незаконными постройками. При этом большой процент доходит до Верховного суда РФ, которому приходится быть арбитром между несовершенствами законодательного регулирования и желанием граждан защитить свои права от произвола органов местного самоуправления.

На какие ошибки судов первой и апелляционной инстанций обращает ВС РФ?

  1. Неправильное исследование фактических обстоятельств дела. При вынесении решения не были учтены интересы заинтересованных лиц – наследников совладельца незаконной постройки.
  2. Суды не изучают вопрос розыска граждан/организаций, имеющих права владения на участок помимо сторон дела.
  3. Характер нарушений при возведении незаконной постройки не всегда носит существенный характер и, зачастую, снос не является окончательным вариантом разрешения спора.

Возможность органов МСУ принимать решение о дальнейшей судьбе постройки привела к тому, что в крупных городах увеличилось количество жалоб, связанных с незаконностью действий уполномоченных лиц.

Несмотря на то, что данный вид дел относится к административному судопроизводству и имеет иной порядок обжалования по сравнению с гражданским судопроизводством, данная категория дел также является подвидом споров о самовольных постройках.

Диспозитивность действующего законодательства не предполагает подачи ответчиком по делу о самовольной постройке встречного иска о признании права собственности на нее.

Более того, суды кассационной инстанции подчеркивают это и не допускают формальный подход со стороны судов 1 инстанции к рассмотрению дела, возвращая его на новое рассмотрение.

Речь, например, может идти о том, что основанием для признания объекта незаконно построенным может являться отсутствие разрешения на строительство, но, при этом у ответчика имеется право собственности на участок.

Суд первой инстанции удовлетворяет требования истца о сносе объекта, поясняя свою позицию тем, что ответчик не попытался доказать свое право на собственность здания. Но у него нет такой обязанности! Решение было отменено.

Таким образом, «освежение» нормативной базы по оформлению незаконного строительства послужило, во-первых, сокращению числа заброшенных участков, зданий и сооружений и передачу их новым владельцам посредством проведения вполне законных процедур. Второй момент – урезались полномочия органов местного самоуправления по распоряжению судьбой самовольно возведенных объектов – перечень ситуаций, предназначенных для их рассмотрения сузился.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже.

Источник: https://walaw.ru/nedvizhimost/snos-samovolnoj-postrojki

Самовольные постройки: понятие и особенности сноса

Снос самовольной постройки в административном порядке

У владельцев подобных объектов самые сложные вопросы связаны именно с процедурой сноса. Ведь чаще всего к моменту ведения, либо окончания работ по строительству и реконструкции у граждан редко присутствует полный пакет документов. Проблема связана не только с отсутствием документов, но и со сложностью, затянутостью самих процедур.

Самовольные постройки: понятия

Наличия хотя бы одного из признаков, перечисленных выше, позволит отнести постройку к самовольным:

Некоторые особенности, дополняющие данное понятие, так же были разработаны на практике:

  1. Самовольными постройками признаются объекты недвижимости, возведённые без согласия от владельца земли.
  2. Ещё одно из оснований для получения данного статуса — нарушения с правовыми последствиями и характерами. Бывают частными, общими.
  3. Если строение соответствует хотя бы одному из условий, описанных выше – то само действие является виновным.

Об обязанности по снесению в качестве санкционной меры

Статья 222 ГК РФ посвящена не только правовому статусу подобных строений.

Статья 222 ГК РФ.

В этих нормативах так же описываются вопросы, связанные с введением подобной недвижимости в гражданский оборот. Отдельные главы посвящены механизму устранения деликтов, связанных со строительством самовольных построек.

Ещё за 2015 год правительству удалось разработать и создать новую норму. Благодаря этой норме наличие определённых условий дало органам местного самоуправления возможность принять решение, используя внесудебный порядок.

Но у органов местной власти нет возможности самостоятельно определяться с другими критериями, которые позволили бы признать объект самовольным.

Как складывается практика по судебным разбирательствам

Правоприменительная практика позволит понять, как действовать в случае с обнаружением нарушений, которые попадают под действие и описание из соответствующей статьи.

Приведём некоторые общепринятые положения:

  • Недвижимость, которая была реконструирована собственными силами, сносится в том случае, если возвращение первоначального облика становится невозможным.
  • У самого собственника земли есть право требовать сноса постройки другого гражданина при нарушениях по порядку общего пользования.Либо когда создаётся дополнительная угроза для прав и интересов у истцов, либо жизни и здоровья граждан.
  • Сносу подлежат любые СП, при строительстве которых допущено нарушение запрета.
  • Снос так же принимается, если допускается существенное нарушение действующих норм по градостроительству, которое не подлежит устранению или исправлению.
  • Процедурные нарушения не могут стать основанием для принятия решения по сносу.Тем более, когда предпринимались попытки разрешить спорную ситуацию.
  • Нельзя использовать в качестве единственного основания только то, что совладельцы не дали согласие на пристройку.

Как происходит снос самовольной постройки в административном порядке? Особенности процедуры в этом видео:

Решение на снос: пример на практике

Статья 222 ГК РФ время от времени претерпевает определённые изменения.

Согласно одному из последних нововведений, во внесудебном порядке разрешается сносить конструкции, которые возведены при нарушении назначения объекта, либо выполнении следующих условий:

  1. На месте, где создана полоса отвода для коммуникаций инженерного назначения.
  2. Применение территории с общим использованием.
  3. С землёй, использование которой невозможно без соблюдения особенных условий.

Один из показательных примеров – одно из постановлений правительства Москвы, № 829-ПП.

А вот правоприменительной практики за последнее время сложилось не так много.

Как бороться с захватом парковочных мест во дворе многоквартирного дома? Смотрите тут.

Например, в 2016 году местные органы власти отказались рассматривать иск. Это было связано с тем, что предпринимателю ранее сообщали о наличии самовольной постройки.

Кроме того, контролирующие органы принимали решение, действовали, не нарушая рамок своих полномочий.

Признаки самовольной постройки.

Правоприменение понятия сноса, о некоторых его особенностях

Можно сделать вывод, что к настоящему времени снос построек происходит в двух вариантах:

  • Судебный порядок.
  • Административный.

В судебном порядке

Чтобы инициировать судебный порядок, необходимо составить соответствующее заявление.

Когда рассмотрение дела заканчивается, обязанность по самому сноса возлагается на того, кто признан виновным.

Отсутствуют точные указания по субъектному составу лиц, полномочия которых состоят в возложении ответственности на гражданина по самовольному сносу постройки.

В административном порядке

Если говорить об основаниях для сноса построек с административным порядком, то с данной функцией используют решение органов местного самоуправления.

Они должны не только вынести своё требование, но и написать о том, в какие сроки требуется устранить проблему.

Действие осуществляется в принудительном порядке, если ответчики сами не осуществляют его в указанные сроки.

Как оформить разрешение на строительство частного дома? Пошаговая инструкция здесь.

Даже зарегистрированное право на саму постройку не играет функции препятствия при осуществлении процедуры. Главное – выявление серьёзных нарушений, которые не могут быть устранены.

Каков срок исковой давности по сносу самовольной постройки? Смотрите видео:

Судебная практика позволяет сделать некоторые выводы:

  • Снесение построек – это мера, которую относят к санкциям.
  • Формируются устоявшиеся понятия относительно применения действующих норм в данном направлении.

Об особенностях процедуры

Территория будет считаться общедоступной, если ей может пользоваться широкий круг людей.

Это, например, улицы и бульвары, скверы, береговые линии и так далее. В Градостроительном Кодексе имеется список с объектами, подходящими для этой группы.

При указании срока на снос надо учитывать особенности возведённой постройки и её непосредственные характеристики.

Заключение

Не в каждом случае можно установить гражданина, несущего ответственность за возведение построек.

Тогда у муниципальных властей другая обязанность – предупреждение простых жителей по поводу сноса. Чем большее их количество получит предупреждения – тем лучше.

Как законодательно регулируется нецелевое использование земли? Смотрите здесь.

Сведения необходимо публиковать с соблюдением стандартного порядка, установленного на уровне законов.

Информация размещается на официальном сайте администрации, либо уполномоченного органа.

Допустим вариант использования информационного щита, который находится рядом с незаконной постройкой, либо земельным участком.

Если застройщик не выявлен и после этого, то администрация сама занимается решением вопроса.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже: Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://ProNovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/vy-selenie-i-rasselenie/snos-samovol-noj-postrojki.html

Снос самовольной постройки: в административном порядке, по решению суда

Снос самовольной постройки в административном порядке

Снос самовольной постройки может производиться по различным основаниям в административном порядке либо по решению суда. Связано это, как правило, с отсутствием документов на сооружение либо со сложностью прохождения процедуры его легализации.

Понятие самовольной постройки

Отнести сооружение к самовольно построенному можно при наличии следующих признаков:

  • Оно возведено на земле, на которую отсутствует право владения;
  • Сооружение построено на площади, имеющей другое предназначение и предоставленной для других целей;
  • Оно создано без получения соответствующего разрешения административных органов;
  • Его постройка нарушает нормы градостроительного и архитектурного законодательства;
  • Его возведение угрожает жизни и здоровью иных лиц, а также ущемляет их права.

Положениями статьи 222 ГК РФ определено, что самовольной постройкой может признаваться объект недвижимости, возведенный без согласования таких действий с собственником земельной территории.

Основанием для признания такого статуса, в соответствии с определением ВС РФ от 10.03.2016г.

№69-КГ14-10 являются нарушения, включающие отсутствие юридического права на участок, необходимых разрешений и нарушение градостроительных и строительных правил.

Все действия по созданию постройки считаются неправомерными, когда определено, что сооружение соответствует хотя бы одному из указанных условий.

Снос незаконно возведенного сооружения может осуществляться в порядке:

  • Административного производства;
  • По решению суда.

Снос самовольной постройки в административном порядке

Положения статьи 222 ГК РФ закрепляют правовой режим такого строения, а также устанавливают правила его введения в правовые сделки.

В начале 2015 года норма была изменена, что позволило местным муниципалитетам в определенных ситуациях требовать сноса объекта без постановления суда. Теперь его снос выражается в санкции за несоблюдение положений земельного законодательства либо Градостроительного кодекса РФ.

Кстати, в настоящее время разрешено сносить конструкции, которые были возведены при нарушении назначения здания или при выполнении следующих условий:

  • Строительство произведено на территории, где проходят инженерные коммуникации;
  • Использована территория общего назначения, которой может пользоваться широкий круг людей. В неё включаются бульвары, улицы, парки, береговая полоса и прочее;
  • Сооружение возведено на участке, строительство на котором возможно лишь с соблюдением определенных условий.

Органы субъектов федерации, обладающие властными полномочиями, не вправе расширять перечень критериев для признания недвижимого объекта самовольным строением.

Службы местного самоуправления должны известить хозяина самовольного строения о несоответствии его установленным требованиям.

Снос самовольной постройки без решения суда должен быть обоснован. Административный ресурс может быть применен только на основании соответствующего требования органа местного самоуправления, в котором установлены сроки устранения проблемы. Мероприятие производится в принудительном порядке, если нарушители самостоятельно не исправляют нарушение в определенный период.

Даже наличие оформленного права на постройку не может служить препятствием для её сноса, когда выявлены серьезные нарушения законодательных требований, которые не могут быть устранены.

Копию требования по сносу направляют в течение семи дней с момента обнаружения соответствующего правонарушения. За соблюдение срока отвечают сотрудники муниципалитета.

При указании периода, в который необходимо снести сооружение, необходимо учитывать особенности возведенного объекта и его параметры. Принимая решение, контролирующая организация не может превышать свои полномочия.

Обжалование решения органа местного самоуправления

После принятия решения о сносе самовольного строения, лицу, осуществившему возведение такого сооружения, направляется уведомление в течение одной недели, с указанием срока проведения мероприятий, который не может превышать 12 месяцев.

Учитывая, что гражданин заранее ставится в известность о принятом решении, он вправе оспорить вердикт в суде. А судебный орган может приостановить действие оспариваемого документа либо остановить совершение соответствующих действий.

Если субъект, осуществивший незаконную постройку, не найден

​В ситуации, когда такое лицо не выявлено, то в течение недели с момента вынесения решения соответствующий орган обязан обеспечить опубликование сообщения о планирующейся подготовке сноса и размещение такой информации на официальных ресурсах местного муниципалитета и на информационном щите в пределах земельной территории, на которой возведено сооружение.

В такой ситуации, снос осуществляется силами органа местного самоуправления, но не ранее, чем по окончании двух месяцев после размещения извещения о планируемом действии в сети Интернет.

Снесение незаконного сооружения допустимо лишь тогда, когда лицо, его возводившее, не было установлено. Статьей 222 ГК РФ закреплен механизм самостоятельного осуществления административными органами своих решений в отношении самовольных строений, если гражданин незаконно построивший сооружение, не был выявлен.

Если отсутствует какое-либо условие из установленных законодательно, решение о сносе не может быть принято.

Надо отметить, что указанная норма позволяет администрации населенного пункта:

  • При выявлении лица, осуществившего самовольное возведение здания, обязать его снести;
  • При отсутствии такого субъекта, принять решение о сносе и самостоятельно реализовать соответствующие мероприятия.

Судебный порядок сноса

Для осуществления такой процедуры, необходимо инициировать её начало. Для этого потребуется подать исковое заявление. Истцом может выступать административный орган либо заинтересованное лицо, когда самовольно возведенное строение нарушает права и интересы окружающих людей либо угрожает их безопасности.

Рассмотрение дела заканчивается вынесением решения, при этом обязанность по сносу возлагается на лицо, признанное виновным. Если ответчик не предпринимает необходимые действия, то заинтересованные субъекты могут сами осуществить их. Но затраты, связанные со сносом помещения, в такой ситуации обязан возместить ответчик.

Когда производится снос самовольной постройки

Судебная практика в этой области права базируется на применении статьи 222 ГК РФ. Основными позициями являются:

  • Сносу подлежит только недвижимый объект после реконструкции, когда его нельзя вернуть в первоначальное состояние (определение ВС РФ от 11.03.14г. №18-КГ13-184);

Источник: https://law03.ru/housing/article/snos-samovolnoj-postrojki

Снос самостроя: кто принимает решение, суд, комиссия, основания

Снос самовольной постройки в административном порядке

Самостроем считается самовольное возведение постройки любого типа на участке земли, не предназначенном для реализации данных целей, либо не располагающемся в собственности застройщика.

Как правило, у владельцев объектов самовольного строительства отсутствует необходимый пакет разрешительной документации. В большинстве случаев они возводятся с нарушением градостроительного плана, а также санитарных и строительных нормативов. Поэтому в данной ситуации предусмотрен снос самостроя.

Что это такое

Выделяют несколько критериев, определяющих постройку как незаконно возведенную. Часть из них имеют взаимосвязь с режимом использования земли, на которой она находится. Недвижимость считается самовольным сооружением в случае, если:

  • Она возведена на участке земли, целевое назначение которого не предназначено для строительных работ.
  • Строительство велось без необходимого пакета разрешительных документов.
  • Сооружение возводилось на земельной территории, не предоставленной застройщику на законных основаниях. Для устранения проблемы владельцу самостроя необходимо заключить договор с владельцем земельной территории.

В данной ситуации есть несколько нюансов. Для того, чтобы объект был признан незаконной постройкой, необходимо одно условие. Ограничения должны действовать не только на период начала строительства самостроев, но и на момент выявления незаконного возведения.

ВНИМАНИЕ! Если режим использования участка земли на момент начала строительства не допускал таких действий, а при обнаружении постройки все препятствия исчезли, то недвижимость не будет признана самостроем.

Кто принимает решение

Согласно новому законодательству решение о ликвидации незаконных построек принимает суд или местная администрация.

Внесенные в Москве в закон новые поправки устанавливают, что на местном уровне снос самовольно возведенных объектов может быть проведен в том случае, если они возведены на земле, которая не имеет правоустанавливающей документации.

Также местные власти могут принять данное решение, если постройка располагается на территории особых зон или предназначенной для общего пользования.

Если незаконное строительство располагается не на государственной или муниципальной земле, то местная власть не имеет право решать вопрос о его сносе. За исключением случаев, когда построенный объект представляет опасность для здоровья и жизни граждан.

Нельзя сносить постройку и в том случае, если проведена регистрация прав, либо они признаны по судебному решению.

Порядок сноса

Процедура сноса самовольных строений регламентируется Гражданским законодательством и должна проходить в административном порядке. Согласно ГК России (ст. 222) владелец незаконно возведенного строения не имеет на нее прав.

Он не может распоряжаться постройкой и совершать с ней разного характера сделки. Также невозможно провести регистрацию прав собственности на незаконно возведенный объект. Если было принято решение суда о сносе, то застройщик собственными силами должен провести демонтаж самостроя, либо возместить затраты по его сносу.

Принудительный снос такого сооружения при отсутствии соответствующего решения лишает его застройщика требовать признание права собственности на незаконную постройку. Если муниципалитетом составлено распоряжение о сносе, то происходит ликвидация самостроя.

Внесенные дополнения в законодательство дают право сносить самострой не только по распоряжению суда, но и муниципальных властей без судебного решения. Однако, внесудебный порядок сноса может быть осуществлен только в отношении тех построек, которые были возведены на определенных видах территорий.

Согласно административной процедуре создается специальная комиссия по сносу самовольно возведенных построек. Если принято решение о ликвидации, то нарушителю в течение семи дней направляется копия принятого решения с обозначением срока, в течение которого самострой необходимо снести собственными силами.

ВНИМАНИЕ! Период, отведенный на снос, будет зависеть от характера постройки, но не должен составлять более одного года.

Если на ликвидацию самостроя потрачены средства администрации, то они будут взысканы с застройщика в судебном порядке.

Бывают ситуации, когда не удается установить нарушителя, который самовольно возвел объект недвижимости. В данной ситуации местные власти после того, как был решен вопрос о сносе, должны проинформировать как можно большее количество людей. Информация должна быть размещена на официальном сайте местной администрации или иного уполномоченного органа.

Если застройщик так и не объявился, то муниципалитет занимается сносом постройки. Однако сделать он это сможет только через 2 месяца после размещения информации на официальном сайте о готовящейся ликвидации.

Сроки

Уполномоченными органами одновременно с принятым решением о сносе определяются сроки проведения действий по ликвидации. Зависят они от типа объекта и составляют от 3 до 12 месяцев.

Если собственник приведет постройку в состояние, которое будет соответствовать строительным нормативам, то недвижимость перестанет считаться незаконным самостроем. Осуществить это можно в срок от 6 месяцев до 3 лет. Временной период будет зависеть от характеристик построенного объекта.

ВАЖНО! Если собственник самовольного строения отказывается привести самострой в состояние, соответствующее действующим требованиям или снести его, то земельный участок изымается в принудительном порядке.

Ответственность

Самовольное строительство чревато не только его сносом, но и наложением административных штрафов в размере:

  1. В отношении физических лиц &#8212, от 2000 до 5000 рублей.
  2. Должностных лиц &#8212, от 20000 до 50000 рублей.
  3. На юридические лица штраф возлагается в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, либо запрет на осуществление деятельности сроком на 90 дней.

В случае, когда решение о сносе не исполнено, то граждане и должностные лица также оплачивает штраф в размере от 20000 до 50000 рублей, а организации от 100 до 300 тысяч рублей. Такие законодательные инициативы прежде всего предназначены для пресечения нарушений в градостроительной сфере и благоприятного развития строительной отрасли.

Можно ли узаконить

Теоретически незаконно возведенные строения можно юридически оформить. Возможны два варианта.

Первый из них &#8212, это попробовать добиться изменить статус земельной площади и ее целевое назначение. В данном случае многое будет зависеть от того, как будет выстроен диалог с представителями власти.

Второй вариант &#8212, привести незаконный объект недвижимости в состояние, которое будет соответствовать строительным нормативам. Здесь понадобится обратиться к опытным специалистам.

Чтобы узаконить самострой нужно быть готовым к тому, что данный процесс повлечет за собой определенные финансовые затраты. Сама процедура узаконивания самостроя должна начинаться с легализации земли. Вопрос решается в государственном органе Росреестре.

После получения документа, который подтверждает право собственности на землю, можно приступать к узакониванию и признаю прав на самострой. Проблема может быть решена несколькими способами:

  • Оформление документов на уже построенное здание происходит задним числом.
  • Вопрос о легализации рассматривает Комиссия по пресечению самовольных построек. В данном случае владельцу придется обратиться с заявлением с просьбой, чтобы построенное здание получило статус полноценного недвижимого объекта. Если решение комиссии положительное, то начинается процедура оформления документации.
  • Обращение в суд. Это крайняя мера, к которой прибегают, если происходит отстаивание права на постройку между несколькими претендентами, или когда все возможные варианты вступления в собственность были исчерпаны и не дали положительного результата.

При подаче искового заявления необходимо приложить требуемый перечень документов, в противном случае в иске может быть отказано.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/nedvizhimost/snos-samovolnoy-postroyki-v-moskve-v-administrativnom-poryadke

Порядок сноса самостроя: административный и судебный вариант реализации, закон о подобных строениях

Снос самовольной постройки в административном порядке

В нашей стране действует административный закон, который регулирует возможность полного уничтожения различных сооружений. Порядок сноса самостроя определяется специальной комиссией. Снос незаконных строений является одной из наиболее сложных процедур в своем направлении, поэтому важно знать все нюансы и особенности процесса.

Понятие и признаки незаконности

Существует общий перечень признаков для определения незаконных и самовольных сооружений. Если постройка обладает хоть одним из них, то она относится к такой недвижимости. Сам перечень выглядит следующим образом:

  1. Построено на участке, правами на собственность которого владелец самостроя не обладает.
  2. Ущемлены права других граждан. Создана угроза нормальной жизни людей и общества.
  3. Сооружение не соответствует установленному предназначению земельного участка.
  4. Получившееся здание нарушает законные нормы градостроительства и архитектурных мероприятий.
  5. Отсутствие законного разрешения, позволяющего строить здание в этом месте.

Когда здание будет обладать хотя бы одним из вышеописанных пунктов, в свои полномочия вступит комиссия по сносу самовольно возведенных строений.

санкция за возведение незаконной постройки — это ее снос. Вопрос регулируется 222 статьей Гражданского кодекса РФ. Согласно законопроекту, если сооружение признано незаконным, то его владелец не может никак распоряжаться им. Любые сделки относительно такого имущества являются незаконными.

Немногие знают о том, кто принимает решение о сносе самовольной постройки. В нашей стране действуют суды, представители которых занимаются такими вопросами. Во время разбирательств может быть вынесено решение как об уничтожении конструкции, так и выносе ее из статуса незаконной. Как правило, такое случается при наличии согласия настоящего владельца земельного участка.

Помимо этого, возможен снос самовольных построек без судебного решения. Это возможно благодаря норме, установленной законодательством в 2015 году. Она подразумевает принятие решения местными органами самоуправления. Однако если признаки сооружения не попадают под стандартные ситуации, то все равно приходиться обращаться к судебной ветви власти.

Практика судебных разбирательств

Лучше всего разобраться с вопросом можно с помощью изучения судебной практики. Существует некоторый перечень положений, которые должны помочь понять, как действовать в том или ином индивидуальном случае.

Список общепринятых положений по уничтожению незаконной недвижимости выглядит следующим образом:

  • Уничтожению подлежат любые самострои, при строительстве которых было допущено нарушение запрета.
  • Законный владелец земельного участка имеет право начать процедуру разбирательства по незаконному сооружению на его территории.
  • В качестве основания для сноса не может быть только тот факт, что совладельцы участка не дали своего согласия на строительство.
  • Если речь идет о реконструированной недвижимости, то снос может быть необязательной процедурой. Возможно, удастся вернуть первоначальный облик сооружению. Когда это невозможно, применяется техника уничтожения построек.
  • Решение о сносе может быть принято при многочисленных нарушениях норм градостроительства и архитектуры.

Местные органы самоуправления должны оповестить владельца сооружения о том, что их объект может быть признан незаконным. Далее начинается процесс судебных разбирательств при их необходимости.

Порядок процедуры сноса

Уничтожение незаконных строений может происходить в двух вариациях: в административном и судебном порядках.

В первом случае составляется соответствующее заявление, согласно которому начинается рассмотрение дела. Обязанность выполнить мероприятия возлагаются на того, кто был признан виновным в суде. Если по какой-то причине ответчик не может выполнить снос, то истец может самостоятельно выполнить нужные действия. В таком случае запреты возмещаются ответчиком.

Административный порядок подразумевает полномочия органов самоуправления. Если представители этой службы обнаруживают незаконные строения, то владельцу выносится законное требование. В нем указана необходимость снести здание, а также допустимые сроки выполнения процедуры.

Действие происходит в принудительном порядке. Если виновный отказывается выполнять требования, то возбуждается уголовное дело.

Муниципальные власти заинтересованы в избавлении от незаконного строительства на территории страны. Поэтому по всей ее территории происходит выявление и снос самостроя.

В некоторых случаях установить виновника возведения здания не удается. Тогда процедура уничтожения выполняется за счет государственного бюджета, а простые жители просто предупреждаются об этом.

Источник: https://chebo.pro/pravo/poryadok-snosa-samostroya-cherez-administrativnuyu-komissiyu-ili-sud.html

Добавить комментарий