Самозащита прав в административных правоотношениях

§3.1.3. Способы защиты административно-правовых отношений

Самозащита прав в административных правоотношениях

Понятие защитыадминистративно-правовых отношенийозна­чает создание и существованиеопределенных условий и гарантий, которыебы обеспечивали развитие тех или иныхправоотношений в точном соответствиис действующим законодательством. Внастоя­щее время существуют иприменяются три основных способа защитыадминистративно-правовых отношений:административный, судеб­ный идоговорно-согласительный.

Административныйспособ защиты административно-правовыхотно­шенийосуществляетсяв рамках системы исполнительной властиси­лами и средствами органовгосударственного управления и ихдолж­ностных лиц, которые по жалобесоответствующих субъектов или по своемуусмотрению проверяют законность ицелесообразность реше­ний и действийподчиненных органов и их служащих,принимая со­ответствующие меры защиты:приостановление или отмену незакон­ныхили нецелесообразных актов управления,принятие к виновным различных мердисциплинарного и иного управленческоговоздейст­вия и т. д.

Судебныйспособ защиты административно-правовыхотношений имеетместо там, где вопрос о правомерностиили неправомерности решений и действийучастников данного административно-правово­гоотношения решается судом по жалобегражданина, по обращениям соответствующихполномочных органов исполнительнойвласти или, в установленных случаях,прокурора.

В соответствии сост.

46 Конституции РФ каждому гарантируетсясудебная зашита его прав и свобод;решения и действия (или бездей­ствие)органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественныхобъединений и должностных лиц могутбыть обжалованы в суд.

В Законе РФ от 27апреля 1993г. №4866-1 «Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права исвободы граждан» (в ред. от 09.02.2009г.№4-ФЗ)16установлены чет­кие основания и срокиобращения в суд с жалобой, порядок ире­зультаты ее рассмотрения.

Договорно-согласительныйспособ защиты административно-пра­вовыхотношений реализуется через созданиеразличных согласитель­ных органов(согласительные комиссии, комитеты,группы и т. д.) и использование разнообразныхсогласительных процедур.

Президент РФ —говорится в ст.

85 Конституции РФ — можетис­пользовать согласительные процедурыдля разрешения разногласий междуорганами государственной власти РФ иорганами государ­ственной властисубъектов РФ, а также между органамигосударст­венной власти субъектовРФ. В случае недостижения согласованногорешения он может передать разрешениеспора на рассмотрение соот­ветствующегосуда.

§3.2.1 Основания и виды систематизации норм административного права

Административноеправо, как и любая другая отрасль, имеетсвою систему, которая указывает, как,каким образом внутри данной отраслигруппируются составляющие ее нормыправа.

Помасштабу действия нормы административногоправа делятсяна двебольшие группы. Одна группаадминистративно-правовых норм действуетв масштабе всей сферы реализациигосударственной испол­нительнойвласти, всех отраслей и сфер государственногоуправления.

Другая группаадминистративно-правовых норм действуеттоль­ко вотдельныхконкретных отраслях и сферах реализациигосудар­ственной исполнительнойвласти (государственного управления).

По этому признаку (масштабу действия)административное право как отрасльправа делится на Общую часть, которуюсоставляет пер­вая группаадминистративно-правовых норм, масштабдействия и об­ласти применения которыхохватывают все отрасли и сферыгосудар­ственного управления, иОсобенную часть,которуюсоставляет вторая группаадминистративно-правовых норм, масштабдействия которых ограничен отдельнымиконкретными отраслями и сферамигосудар­ственного управления.

В Общей частиадминистративного права рассматриваютсяосновные институты административногоправа, например, такие как институтсубъектов административного права,институт государственной службы ,институт административного принужденияи т. д.

Особенная частьсостоит из разделов, в которых изучаетсясистема государственного управленияв важнейших сферах, рассматриваютсяособенности организации государственногоуправления, сущность отраслевого имежотраслевого государственногоуправления.

Административное правокак отрасль права подразделяется наадминистративно-правовые инсти­туты,т. е.

такие группы норм, которые представляютсобой совокупность по масштабу действия и объему меньшую, чем отрасль права и регулируют отдельные груп­пы однородныхи взаимосвязанных отношений: институтыадмини­стративно-правового статусаграждан и общественных объединений;институты органов исполнительнойвласти, государственной службы; институтадминистративной ответственности;институты админист­ративно-правовогорегулирования в промышленном, строительном,агропромышленном комплексах,образовательном и социально-куль­турномкомплексах и др.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2851924/page:14/

Самозащита гражданских прав

Самозащита прав в административных правоотношениях

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » Самозащита гражданских прав

Это инициативные самостоятельные действия гражданина, направленные на недопущение нарушений его гражданского права

В качестве одного из возможных способов защиты прав ст. 12 ГК РФ называет самозащиту. Однако самостоятельная защита лицом своих прав не подлежит регулированию процессуальным законодательством. Отличительной ее чертой является отсутствие контроля со стороны юрисдикционных органов.

Понятие самозащиты гражданских прав

Такое понятие, как самозащита гражданских прав — новшество для гражданского права России. Оно представляет собой инициативные самостоятельные действия гражданина, направленные на недопущение нарушений его гражданского права или уменьшению их последствий.

Самозащита проводится без обращения в уполномоченные органы.

Резюмируя различные научные подходы ученых к определению этого понятия, можно сказать, что способом самостоятельной защиты гражданских прав можно считать любое поведение заинтересованного лица, которое:

  • направлено на защиту субъективных прав;
  • выполняется помимо воли нарушителя прав;
  • проводится без обращения к судебным или административным органам.

Самозащита как одна из форм защиты гражданских прав и интересов

Такой способ защиты, как самозащита гражданских прав, предусматривает гражданское законодательство. Характерной особенностью его является то, что субъект гражданских прав самостоятельно защищает себя собственными действиями.
Статья 14 ГК РФ допускает возможность его использования только при совокупном наличии следующих условий:

  • Наличие нарушения прав или угрозы их нарушения.
  • Необходимость пресечь правонарушение.
  • Применение мер самозащиты, которые отвечают характеру правонарушения.

Лицо, использующее самозащиту, освобождается от ответственности за причинение вреда, однако для этого должны быть соблюдены три условия:

  • Гражданин, который самостоятельно защищает свои права должен быть их бесспорным обладателем.
  • Способ защиты должен быть соизмерим нарушению.
  • Способ не должен выходить за рамки, необходимые для его применения.

Если хотя бы одно из этих условий отсутствует, то лицо, против которого применяется самозащита, приобретает право на возмещение причиненных ему убытков.

Виды самозащиты гражданских прав

Как правило, выделяют несколько способов самостоятельной защиты:

Необходимая оборона

Представляет собой меры, направленные на противодействие нападению. Такие действия, совершаемые в пределах необходимой обороны, не признаются преступлением и не влекут за собой наступление юридической ответственности, и потому, в порядке ст.

1066 ГК РФ, не подлежат компенсации за причиненный нарушителю вред. Однако при этом ее пределы не должны быть нарушены.

Следует учитывать, что необходимая оборона является недопустимой в случае, если совершается правонарушение, не имеющее признаков уголовно-наказуемого деяния.

Другими словами, если степень опасности не соответствует средствам защиты, такая оборона не будет признана необходимой.

Крайняя необходимость

Она представляет собой меры, которые предпринимаются для устранения опасности, угрожающей лично, лицу причиняющему вред или другим лицам, включая интересы государства, учитывая, что другими средствами такая опасность не могла быть устранена (ст. 1067 ГК РФ). Особенность таких действий связана с использованием средств, причиняющих вред.

Действиями в состоянии крайней необходимости можно назвать, например, меры гражданина, спасающего людей на пожаре и повредившего при этом чужое имущество.

Такие действия, также как и в случае с необходимой обороной, признаются правомерными, и причиненный вред не подлежит компенсации, если пределы крайней необходимости не превышены.

Удержание

Удерживается имущество нарушителя прав, с целью защиты своих имущественных или неимущественных интересов.

К такому виду самозащиты, как правило, прибегают кредиторы, комиссионеры, в случае если не погашается кредит или не выплачивается комиссионное вознаграждение.

Еще один пример – удержание вещи ее хранителем, до того момента, пока не будет выплачено в полном объеме вознаграждение за хранение.

Задержание

Его суть заключается в проведении задержания непосредственно правонарушителя в момент, когда он посягает на жизнь, здоровье или имущественные интересы самозащитника или других лиц.

Понятия охраны гражданских прав и защиты гражданских прав, их сходство и различие

Охрана и защита гражданских прав являются различными юридическими терминами. Понятие «защита» всегда применяется относительно нарушенного права, а «охрана» имеет более широкий смысл.

Однако в тех случаях, когда закон говорит о защите прав и охране законных интересов, он практически не разделяет эти понятия и с позиции материального права делает их тождественными.

Выделяются две формы защиты:

  • Юрисдикционная – реализуется государством или компетентными органами (судебная и административная зашита).
  • Неюрисдикционная – осуществляется гражданином, права которого нарушены, самостоятельно.

Охрана прав – это совокупность мер, которые позволяют обеспечить нормальную реализацию прав.

К ним относятся правовые, экономические и политические меры призванные создавать нормальные условия для осуществления прав.

К правовым мерам охраны относятся, например, закрепление в законодательстве право- и дееспособности граждан, установление определенных обязанностей и т.д., а также восстановление нарушенных прав.

Таким образом, можно сказать, что охрана прав в узком понимании значения этого слова может именоваться защитой гражданских прав.

Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав как самозащита

Меры оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав имеют правоохранительный характер и применяются стороной гражданских правоотношений без обращения к уполномоченным органам за защитой своих прав.

Субъектом этих мер обязательно выступает одна из сторон правоотношений. Применяя их, сторона в некотором смысле отвечает на недозволенное поведение другой стороны.

Примером применения таких мер может служить ситуация, когда грузоперевозчик не выдает груз получателю до полной оплаты его услуг по перевозке (ст. 790 ГК РФ). Эти меры также носят характер законной дозволенности. К таким мерам гражданское законодательство относит:

  • Выполнение второй стороной работы, не выполненной должником за его счет (ст. 475).
  • Обеспечение встречных требований (ст. 790).
  • Односторонне расторжение или изменение договора (ст.ст. 468, 475, 723).
  • Расчетно-кредитные меры (например, изменение формы расчетов).
  • Удержание (ст. 359-360, 790).

Формы, в которых могут воплощаться меры оперативного воздействия, очень многообразны. Их эффективность заключается не только в оперативности применения, но и в том, что их использование вызывает негативные последствия для обязанного лица.

Однако, если нарушения со стороны последнего устраняются, необходимость в применении этого вида мер отпадает.

Поэтому основная функция применения данного вида мер заключается в стимулировании второй стороны к надлежащему исполнению свои обязательств.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdanskoe-pravo/samozashhita-grazhdanskih-prav.html

Шпаргалка по административному праву | Страница 5 | Онлайн-библиотека

Самозащита прав в административных правоотношениях

– являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений.

Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

12. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений.

Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений.

К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

– управленческая сущность;

– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане.

Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Виды субъектов административного права:

1) индивидуальные:

– граждане РФ;

– иностранные граждане;

– лица без гражданства;

– государственные служащие или должностные лица;

2) коллективные:

– государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

– негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН

Административно-правовой статус гражданина – это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий:

– экономические;

– политические;

– идеологические;

– организационные;

– юридические.

Способы защиты субъективных права и свобод:

– самозащита;

– судебная защита;

– внесудебная защита.

Граждане вправе обратиться за защитой нарушенных прав и интересов в вышестоящие органы и к вышестоящим должностным лицам в порядке их подчиненности.

При этом:

– граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;

– граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;

– рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Формы обращения граждан за защитой:

– предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

– заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц;

– жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные и муниципальные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

5

Источник: http://litrus.net/book/read/169256?p=5

Добавить комментарий