Нарушен порядок привлечения к административной ответственности

В этой статье:

Октябрь — Привлечение к административной ответственности в сфере труда: случаи из практики

Нарушен порядок привлечения к административной ответственности

13 Октября 2015

Журнал «Руководитель. Здравоохранение» №10 (34) октябрь 2015

Михаил ЦИВИНСКИЙ, юрист

Случаи выявления несоблюдения нанимателем срока окончательного расчета с увольняемым работником в практике специалистов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) нередки. Наниматели зачастую игнорируют требования трудового законодательства в части соблюдения сроков осуществления выплат увольняемому работнику, несмотря на немалые размеры штрафов, предусмотренные законодательством.

В настоящей статье на примере из практики рассмотрим особенности и порядок привлечения к административной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

На основании приказа от 7 сентября 2015 г. № 35-л Иванов И.А., стоматолог-терапевт УЗ «Городская стоматологическая поликлиника», был уволен 8 сентября 2015 г. по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 35 ТК.

Частью 1 ст. 77 ТК определено, что при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения, производятся не позднее дня увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

В ходе проведения плановой проверки 28 сентября 2015 г. Департаментом было установлено, что 8 сентября 2015 г. у Иванова И.А. был последний рабочий день. В нарушение ч. 1 ст. 77 ТК выплаты, причитающиеся работнику от нанимателя, были произведены Иванову И.А. только 21 сентября 2015 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.19 КоАП нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.

Субъект правонарушения

За нарушение сроков выплаты всех сумм, причитающихся работнику на день увольнения, а также за нарушение сроков и порядка выплаты заработной платы и (или) среднего заработка за время трудового отпуска по ч. 1 ст. 9.19 КоАП могут одновременно привлекаться к административной ответственности как юридическое, так и должностное лицо.

Юридическим лицом в данном случае выступает непосредственно учреждение здравоохранения, которое также может привлекаться к административной ответственности (ч. 1 ст. 9.19 КоАП).

Анализируя действия должностных лиц на предмет установления лица, допустившего нарушение законодательства о труде в части невыплаты работнику всех сумм, причитающихся ему на день увольнения, проверяющими в первую очередь изучаются должностные инструкции работников и опрашиваются должностные лица нанимателя.

На практике, как правило, административный процесс за вышеуказанное нарушение начинается в отношении первого лица организации (в данном случае главврача учреждения здравоохранения), поскольку оно несет ответственность за своевременность выплаты заработной платы в организации (в т.ч. окончательного расчета при увольнении, среднего заработка за время трудового отпуска и т.д.).

Исключения могут составлять случаи, когда непосредственно в должностных инструкциях или иных документах прямо или косвенно оговорена обязанность иных должностных лиц (например, главного бухгалтера) своевременно производить все выплаты, причитающиеся работникам на день увольнения.

Сроки привлечения к административной ответственности

Важное значение для применения мер административной ответственности играют сроки наложения административного взыскания, указанные в ст. 7.6 КоАП.

Справочно: по общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за длящееся административное правонарушение — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения (п. 1, 2 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).

Напомним, что Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях» от 10 января 2015 г. внесены дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся сроков привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.19 КоАП.

Так, с 23 февраля 2015 г.

увеличен срок, в течение которого может быть наложено административное взыскание за нарушение нанимателем или его уполномоченным должностным лицом порядка и сроков выплаты заработной платы, с двух месяцев до одного года со дня совершения. При этом административное взыскание за такое правонарушение налагается не позднее двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (п. 8 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).

Таким образом, в приведенной выше ситуации должностное лицо и учреждение здравоохранения могут быть привлечены к административной ответственности не позднее двух месяцев со дня обнаружения проверяющими административного правонарушения. Соответственно, если нарушение было выявлено проверяющими 28 сентября 2015 г., то привлечь к административной ответственности виновных лиц можно не позднее 27 ноября 2015 г.

Начало административного процесса

Пунктом 3 ч. 1 ст. 9.1 ПИКоАП определено, что поводом к началу административного процесса является непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

Обнаружение проверяющим нарушения законодательства о труде в части несвоевременной выплаты работнику всех сумм, причитающихся ему на день увольнения (нарушение ч. 1 ст. 77 ТК), является достаточным поводом и основанием для начала административного процесса по ч. 1 ст. 9.19 КоАП.

Правила проведения опроса

Законодательством четко определен процессуальный порядок проведения опроса лиц, в отношении которых ведется административный процесс. Рассмотрим его основные правила.

1.            Опрос лиц производится по месту его ведения. Должностное лицо Департамента может также произвести опрос в месте нахождения опрашиваемого.

2.            Объяснение записывается в первом лице и по возможности дословно. В случае необходимости записываются заданные вопросы и поступившие ответы.

3.            По окончании опроса протокол опроса предъявляется для прочтения опрашиваемому или по его просьбе зачитывается лицом, осуществлявшим опрос.

4.            Опрашиваемый имеет право требовать дополнения объяснения и внесения в него поправок.

5.            Опрашиваемый должен удостоверить правильность записанного объяснения. Об этом делается отметка в протоколе перед его подписью. В протоколе также отмечается, прочитан ли протокол опроса лично или он был зачитан.

6.            Если протокол опроса записан на нескольких страницах, подписывается каждая страница.

7.            По окончании опроса опрашиваемый вправе написать объяснение собственноручно. Об этом делается отметка в протоколе опроса перед подписью опрашиваемого. Объяснение также подписывается лицом, осуществлявшим опрос.

Справочно

Перед опросом должностным лицом Департамента должна быть удостоверена личность опрашиваемого, ему разъясняются его права и обязанности, а также последствия невыполнения последних.

Он предупреждается об ответственности за уклонение от явки в Департамент в случаях, установленных Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях, о чем делается отметка в протоколе опроса, которая удостоверяется подписью опрашиваемого.

Составление протокола об административном правонарушении (протокола о процессуальном действии)

Как правило, при выявлении нарушения законодательства о труде административный процесс начинается проверяющим при составлении протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что административный процесс считается начатым также с момента составления протокола о процессуальном действии (например, составление протокола опроса должностного лица (представителя учреждения здравоохранения)).

Протокол процессуального действия — документ, составленный должностным лицом органа, ведущего административный процесс, в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях, удостоверяющий обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, административном задержании физического лица, изъятии вещей и документов, а также составленные в установленном порядке протокол опроса, протокол судебного заседания или протокол заседания коллегиального органа.

В описанном случае нарушение сроков выплаты всех сумм, причитающихся работнику на день увольнения, влечет административную ответственность как учреждения здравоохранения, так и должностного лица — следовательно, составляется два протокола об административном правонарушении.

Требования протокола

В соответствии со ст. 10.2 ПИКоАП протокол об административном правонарушении должен содержать:

— дату и место составления;

— должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол;

— сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;

— время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

— фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются;

— отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;

— перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении;

— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, должностным лицом и представителем учреждения здравоохранения, в отношении которых ведется административный процесс.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола или неявки в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается под расписку опрошенным.

Должностное лицо учреждения здравоохранения и представитель учреждения здравоохранения, в отношении которых ведется административный процесс, вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола, которые вносятся в протокол.

В случае неявки извещенных надлежащим образом лиц, в отношении которых ведется административный процесс, в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола его копия направляется им в течение трех дней со дня составления.

Должностные лица Департамента, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дело об административном правонарушении рассматривается директором, его заместителями, начальниками управлений, отделов центрального аппарата Департамента и их заместителями, начальниками областных и Минского городского управления Департамента и их заместителями, начальниками отделов областных, Минского городского управлений, их заместителями, начальниками межрайонных отделов областных управлений и их заместителями.

Дела рассматриваются указанными должностными лицами в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Обстоятельства, учитываемые при наложении административного взыскания

При наложении административного взыскания на должностное лицо учреждения здравоохранения учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность правонарушителя, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на учреждение здравоохранения учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение организации.

Информация о наличии или отсутствии указанных обстоятельств в обязательном порядке должна быть отражена в постановлении по делу об административном правонарушении.

Случаи уменьшения размера административного взыскания

При наложении административного взыскания лицо, ведущее административный процесс, должно руководствоваться требованиями ст. 7.9 КоАП. Так, при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в п. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.

2 КоАП, и отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 1, 3–9, 11 ч. 1 ст. 7.

3 КоАП, административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в санкциях статей Особенной части Кодекса об административных правонарушениях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Виды постановлений по делу об административном правонарушении

Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо Департамента выносит одно из следующих постановлений по делу об административном правонарушении:

— о наложении административного взыскания;

— о прекращении дела об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Должностное лицо и представитель учреждения здравоохранения, в отношении которых вынесено постановление, могут ходатайствовать о вручении его копии под расписку.

В случае отсутствия указанных лиц при рассмотрении дела копия постановления в течение трех дней должна быть вручена или выслана им заказным письмом.

Управлять — это значит:

а) предвидеть — изучать будущее и устанавливать программу действий;

б) организовывать — строить двойной организм предприятия: материальный и социальный;

в) распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия;

г) согласовывать — связывать и объединять, сочетать все действия и усилия;

д) контролировать — наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям.

(А. Файоль, французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления)

Михаил ЦИВИНСКИЙ, юрист

Источник: http://juristplus.by/luchshie-stati/zhurnal-rukovoditel-zdravookhranenie-2015/zhurnal-rukovoditel-zdravookhranenie-2015-oktyabr/oktyabr-privlechenie-k-administrativnoj-otvetstvennosti-v-sfere-truda-sluchai-iz-praktiki.html

Порядок привлечения к административной ответственности

Нарушен порядок привлечения к административной ответственности

Сотрудники органов власти обязаны соблюдать порядок привлечения к административной ответственности. А его нарушение вполне может привести к отмене административного наказания. И самой административной ответственности.

Конечно, для этого правонарушитель должен обнаружить факт нарушения порядка и подать жалобу в государственный орган (вышестоящий). А в ряде случаев – в суд.

Последний способ, кстати, гораздо эффективнее, но обычно более длительный. 

Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ.

Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена.

Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.

На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ.

Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы.

Итак, кто именно составляет документ?

В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса.

И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу).

В-третьих, если не согласны – пишите  несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.  

Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности

Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание.

Или за нарушение ПДД – отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось.

Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.

Первый протокол о применении любой из мер обеспечения – это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.

И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают – пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.

Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.

Порядок рассмотрения дела по КоАП РФ и привлечения к административной ответственности

Между составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением дела еще есть подготовка. Материалы поступают лицу, которое уполномочено рассматривать дело. Иногда – это только суд.

И уже это лицо решает, вправе ли он рассматривать дело. Есть ли основания для отвода. Верно ли составлен протокол, есть ли основания прекращения дела (ст. 24.5). Наполненность материалов, доказательства.

Он рассматривает ходатайства и разрешает их.

Рассмотрение дела об административном правонарушении 

Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.

Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства.

Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ. 

Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания – ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.

Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы. 

Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:

  • возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте. 
  • подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
  • рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
  • вынесение постановления
  • производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.

Источник: https://iskiplus.ru/poryadok-privlecheniya-k-administrativnoj-otvetstvennosti/

Добавить комментарий