Кто не привлекается к административной ответственности?

В этой статье:

К административной ответственности могут привлекаться

Кто не привлекается к административной ответственности?

  1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
  2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
  3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
  • несовершеннолетние;
  • должностные лица;
  • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица Российской Федерации;
  • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

Примечание: к данным субъектам можно относить руководителей и должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений; органы опеки и попечительства.

По ст. 5.36. комиссии могут привлекать к административной ответственности: руководителей учреждений, в которых находятся дети оставшиеся без попечения родителей; должностных лиц органа исполнительной власти субъекта РФ; должностных лиц органов местного самоуправления.

К административной ответственности могут привлекаться совершеннолетние граждане, ответственность которых начинает действовать по одинаковым, для всех, правилам. Исключений в этих ситуациях не бывает. Пока физическому лицу не исполнилось 18 лет, то есть период с 16 до 18 лет, оно считается особым субъектом.

В законах Российской Федерации прописано, что к административной ответственности могут привлекаться граждане старше 16 лет, а также любая компания или организация, так как они являются юридическим лицом.

Согласно Кодексу об административной ответственности, наказание за совершение административного правонарушения не будет назначено лицу, которое в момент совершения поступка находилось в состоянии невменяемости.

В таком состоянии человек не осознает свои действия из-за наличия психического заболевания, слабоумия или других проблем со здоровьем.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения подлежит обязательному выяснению (п.3 ст.29.10 КоАП РФ).

Из каких источников орган административной юрисдикции может получить данные, свидетельствующие о том, у юридического лица имелась ли возможность для соблюдения административных запретов, а данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению? Как правило, это можно получить только из объяснений законных представителей самого юридического лица и имеющихся у них документов. Процедура истребования сведений, предусмотренная ст.26.10 КоАП РФ, в силу презумпции невиновности, не может быть эффективно применена к лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Интересное:  Льготы пенсионерам по налогу на имущество

Таким образом, должностные и юридические лица являются различными субъектами как административной ответственности, так и юридической. Однако если учесть, что все правонарушения юр.

лица имеют фактический состав, а предусмотренный законодателем принцип презумпции невиновности de-facto означает обратное, то юридическому лицу вряд ли удастся избежать ответственности за виновные или даже не виновные действия лиц, входящих в его состав.

Привлечение же должностных лиц, на мой взгляд, имеет факультативный характер и является производным от действий юридических лиц.

Административная ответственность

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

Уголовной — физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным.

Но его постановка обоснована, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и. т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

д) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

Кто в праве привлечь к административной ответственности

Ни рядовой работодатель, ни сосед с верхнего этажа (если конечно, он не полковник милиции, шутка), ни злой директор учебного заведения привлечь к административной ответственности НЕ МОЖЕТ.

Этим занимаются лишь специально уполномоченные лица. Рассерженный учитель вправе подать ходатайство на возбуждение дела, но непосредственно запустить всю процедуру он, повторюсь, не в состоянии.

В подавляющему большинстве органом, курирующим эти вопросы является полиция.

Именно к её ведению относится разбор даже незначительных правонарушений (незначительных в том смысле, что до полноценной уголовщины не дотягивают). Все проступки описаны в специальном кодексе — КоАП РФ.

В него входит всякое разное, начиная от посягательств на права граждан, вопросы по защите окружающей среды и мелкие дорожные происшествия.

Виды административных взысканий

Административная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.

К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах: органы исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, суды и судьи. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.

Интересное:  Как снять с учета в психдиспансере

Понятие и основание административной ответственности

Виновность также является непосредственным элементом состава административного правонарушения. Действия могут квалифицироваться как совершенные умышленно или по неосторожности. К первому относятся мелкое хулиганство, хищения и прочее, ко второму – нарушение правил строительства, дорожного движения и другие.

Кодексом предусмотрен порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, не вступивших в законную силу. О чем идет речь? Как известно, срок обжалования – один месяц.

Обжаловать документ могут непосредственно те, в отношении которых ведется разбирательство, или их представители и защитники, а также потерпевшая сторона или её представители.

Помимо этого, обратиться с данным иском в вышестоящий судебный орган может и должностное лицо, которое составляло протокол.

Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России (утв

4.21.1.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола при невозможности его составления на месте, выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять к нарушителю доставление и административное задержание.

Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ, т.е. по основаниям, влекущим безусловную отмену принятых по делу судебных актов (ненадлежащее извещение сторон, решение принято о правах лица, не привлеченного к участию в деле, и так далее).

Какая административная ответственность у юридических лиц

Административная ответственность юридического лица, как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ.

Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.

10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

24 Июл 2018      yslygiur         216      

Источник: http://urist-yslugi.ru/test_category/k-administrativnoj-otvetstvennosti-mogut-privlekatsya

Административная ответственность: понятие, порядок привлечения, срок давности

Кто не привлекается к административной ответственности?

Административным проступком называют действия или бездействие человека, которые являются незаконными, но не несут серьезной общественной опасности. За такие деяния предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ. Мы расскажем, с какого возраста и за что могут составить протокол об административных правонарушениях.

Административное правонарушение: пример

КоАП РФ предусматривает множество разновидностей таких проступков. Например:

  • распитие алкоголя в общественном месте  (ст. 20.20);
  • мелкое хулиганство: громкая нецензурная брань на улице, несущественное повреждение чужого имущества (ст. 20.1);
  • мелкое хищение: кража из магазина или в школе на сумму до 2,5 тыс. руб. (ст. 7.27).

За незначительный проступок грозит административная, а не уголовная ответственность.

Порядок привлечения к административной ответственности

Состав административного правонарушения включает в себя четыре признака:

Ситуация, при которой объект посягательства охраняется нормами права и представляет ценность для личности, государства или общества.

  • Антиобщественный характер

Направленность проступка против личностных, общественных или государственных интересов, зафиксированных в статье 1.2 КоАП РФ.

Он доказан и выражен в действии или бездействии злоумышленника.

  • Виновность конкретного лица

Нарушитель действовал умышленно, либо допустил оплошность по неосторожности.

Чтобы привлечь виновника к ответственности, уполномоченное должностное лицо составляет официальный акт — протокол. Например, за превышение скорости такой протокол составляет сотрудник ГИБДД. Затем материалы дела передаются в суд или иной аналогичный орган, который назначает наказание.

С какого возраста административная ответственность наступает?

К административным санкциям можно привлечь вменяемое физическое лицо в возрасте от 16 лет или юридическое лицо (ИП или организацию).

Привлечение к административной ответственности: какое наказание грозит?

Главное отличие административного проступка от уголовного деяния состоит в том, что первый несет гораздо меньше вреда для общества. Поэтому и санкции за него мягче. Виновному могут назначить:

  • предупреждение — выносится в письменном виде уполномоченным органом;
  • штраф;
  • конфискацию орудия или предмета совершения правонарушения;
  • лишение специального права (например, права управления автомобилем);
  • арест до 15 суток, а в особо серьезных ситуациях — до 30 дней (например, при нарушении требований режима ЧС);
  • дисквалификацию — лишение права занимать определенные должности или работать в некоторых сферах деятельности;
  • приостановление деятельности (используется только для юрлиц);
  • другие санкции, перечисленные в статье 3.2 КоАП РФ.

Отметим один нюанс. Привлечение к административной ответственности в виде ареста не применяется к беременным женщинам, матерям малолетних детей, несовершеннолетним гражданам, инвалидам I и II группы, военным.

Сроки привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Они указаны в ст. 4.5 и ст. 31.9 КоАП РФ. Согласно общему правилу, срок исковой давности по административным правонарушения составляет:

  • 2 месяца — если материалы дела не передавались в суд;
  • 3 месяца — в случае судебного рассмотрения.

Если проступок подпадает под п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности по административному правонарушению составляет 1 год, по нарушениям в финансовой сфере — 2 года, по коррупционным делам — 6 лет.

КоАП РФ устанавливает разные сроки давности — в зависимости от категории проступка.

Чтобы исполнить решение суда, отводится ровно два года. Срок отсчитывается с момента вступления в силу судебного вердикта. Если он отсрочен или приостановлен, срок давности также ставится «на паузу». Например, когда виновный уклоняется от исполнения наказания, срок давности приостанавливается на время розыска.

Если человек принял и честно отбыл наказание, через год он считается «чистым» — как будто вовсе не привлекался к административной ответственности.

Постановление суда за 2 года не исполнено — его можно считать аннулированным.

Административный штраф: как узнать задолженность по фамилии?

Штраф — наиболее распространенная административная санкция. При этом многие виновники уклоняются от его уплаты или не оплачивают вовремя. Уточнить сумму задолженности по фамилии можно:

  • онлайн — через портал Госуслуг, официальный сайт ФНС или ФССП РФ;
  • лично — через местное отделение налоговой инспекции или судебных приставов.

Через Госуслуги

Узнать долг по административному штрафу на данном портале можно только после регистрации. Алгоритм проверки следующий:

  • зайдите в личный кабинет;
  • перейдите на вкладку «Популярные услуги» в раздел «Штрафы ГИБДД» или «Проверка налоговых задолженностей».

В новом окне вы увидите все неоплаченные штрафы.

Чтобы найти другие штрафы по фамилии, воспользуйтесь разделом «По ведомствам». Здесь хранятся сведения обо всех государственных учреждениях.

Через сайт судебных приставов

Чтобы узнать о долгах через этот ресурс, нужно:

  • войти на сайт ФССП РФ;
  • в форме ввести свою фамилию и регион проживания;
  • нажать кнопку «Найти».

Регистрироваться не нужно, информация предоставляется бесплатно.

Через сайт ИФНС РФ

Процедура аналогична предыдущим способам:

  • зайдите на сайт налоговой инспекции;
  • введите ваш регион, населенный пункт, улицу;
  • внесите ваши Ф.И.О.;
  • нажимаете кнопку поиска.

Регистрация и подтверждение личности на данном сайте обязательно.

Личное посещение госучреждений

Если вам не подходят способы проверки через интернет, можете посетить необходимое учреждение лично и запросить информацию о наличии задолженности по штрафам. Возьмите с собой паспорт для подтверждения личности.

Задолженность по административным штрафам можно узнать как онлайн, так и лично через госорганы.

Административная ответственность за неуплату алиментов

Еще один проступок, за который часто наказывают граждан — неуплата алиментов. Он охватывается ст. 17.14 КоАП РФ.

Назначение алиментов происходит через суд. Судья выносит решение и оформляет исполнительный лист, который передается в службу судебных приставов для контроля за должником.

Алиментщика привлекут к ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ, если он:

  • игнорирует законные требования судебного пристава;
  • предоставил ложные сведения о своих имущественных правах (например скрыл, что имеет в собственности квартиру);
  • не сообщил о смене места работы, учебы или проживания;
  • умолчал о появление новых источников дохода.

Доказывать злостность проступка не нужно. Даже единоразовое нарушение позволяет использовать эту норму. Виновник получит от 1000 до 2500 руб. штрафа.

За неуплату алиментов привлекают к административной ответственности.

Если реакции от алиментщика не последовало и он не заплатил административный штраф, вменяется другая статья — 20.25 КоАП РФ, по которой грозит:

  • штраф в двукратном размере от первоначальной суммы;
  • арест до 15 суток;
  • исправительные работы от 20 до 50 часов.

Как видите, норма имеет более неприятные последствия, однако применяется только в случае, если человеку уже назначена «административка» (в нашем случае — по ст. 17.14 КоАП РФ).

Отметим один нюанс. За неуплату алиментов предусмотрены и другие карательные санкции. Например, лишение водительских прав. Злостных неплательщиков ждет уголовная статья 157 УК РФ.

Источник: http://osudili.ru/administrativnye-pravonarusheniya/administrativnaya-otvetstvennost

Кто привлекает к административной ответственности

Кто не привлекается к административной ответственности?

Привлечь к административной ответственности 26 февраля 2010г. произошло оскорбление меня, и в отношении моего сына — оскорбление и избиение моим бывшим начальником.

2 ч. 1 ст. 24 УК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, в связи с тем, что редакцией УК РФ от 07 декабря 20011г.

Привлечение к административной ответственности

.

1.1.

Рассмотрение административных жалоб (как общих, так и специальных) В настоящее время по общему правилу, действующему в административном законодательстве Российской Федерации, административная жалоба на действия должностных лиц и государственных органов может быть подана в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или направлена в суд. Судебный способ защиты прав и свобод граждан и интересов организаций в сфере публичной администрации рассматривается сейчас как универсальный, однако нельзя исключать участие в этом процессе административно-юрисдикционных органов, которые рассматривают огромное количество жалоб и заявлений граждан и организаций.

Имеющийся институт административной судебной жалобы не может и не должен исключать реализацию конституционных основ административного (досудебного и внесудебного) рассмотрения административных дел (ст.

Тема 11

. Особенности административной юрисдикции Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере управления

  1. административная ответственность;
  2. международные, федеративные, административные договоры;
  3. акты Центрального Банка России;
  4. акты правосудия;
  5. административное наказание;
  6. Административное правонарушение;
  7. указы Президента РФ;
  8. Конституция РФ;
  9. федеральные законы, законодательные акты субъектов РФ;
  10. акты муниципальных органов;
  11. административные обыкновения, которые не закреплены актами власти
  12. приказы и инструкции министерств и ведомств; акты руководителей аппаратов Государственной Думы;
  13. федеральные конституционные законы;
  14. административные взыскания
  15. постановления Правительства РФ;
  16. Кодекс РФ об административных правонарушениях;

2.

Нарушаем, но к ответственности не привлекаемся

Мы продолжаем цикл рассылки на тему ответственности за административные правонарушения в области ВЭД.

Поскольку за нарушения законодательства в сфере ВЭД ее участники чаще всего подвергаются административной ответственности, то сегодняшняя рассылка будет полезна не только для «валютных» нарушителей, но также и нарушителей таможенных правил, ответственность за деятельность которых предусмотрена главой 16 КоАП РФ. Для наглядности и применимости тех советов, которые прозвучат сегодня, именно для ВЭДовцев, мы продолжим рассматривать вопросы на примере валютных нарушений.

Сегодня мы остановимся на таких важных аспектах, как формально-процедурные нарушения в процессе производства по делу об административном правонарушении. Зачастую они могут свести на нет все претензии контролирующих органов.

Административная ответственность, как вид наказания, предусмотренного за совершение противоправных действий (бездействия) установленных КоАП РФ налагается на преступника после установления его вины. Процедура привлечения к ответственности в таком порядке происходит в несколько этапов, а именно : • возбуждение дела.

На данном этапе тот, кто привлекает к административной ответственности правонарушителя (сотрудники ФСИН, полиции, таможенной службы, ФСКН и пр.) в течение 2-х суток составляет протокол о правонарушении, предусмотренном особенной частью КоАП РФ и возбуждает делопроизводство; • рассмотрение его уполномоченными органами.

Кто может привлечь к административной ответственности? Надо для урок социальных знаний

.

Например ДПС, да и вообще любые полицейские наверное.

Любовь Ломова Мыслитель (8449) 5 лет назад Дана Ильясова Мыслитель (6079) 5 лет назад Руководители государственных организаций по своим полномочиям.

Например, ГАИ за нарушения на дороге, не исполнение Правил Дорожного Движения; СЭС за нарушения в основном, в области общепита: различные микробы, за шум, превышающие норму; налоговики за нарушения в области налогообложения: не вовремя сдал отчёты, не заплатил налоги и т.

д. Протокол составляется должностным лицом этих и др.

организаций, а рассматриваются уже и выносят по ним Постановления руководители в назначенный официально день. Могут и освободить от штрафа, если сумма штрафа не превышает нанесённого ущерба, если совершено в первый раз и нет отягчающих обстоятельств.

Как и за что привлекают к административной ответственности

Согласие на обработку и передачу персональных данных Настоящим выражаю ЗАО КБ «Ситибанк» согласие на обработку моих персональных данных.

Настоящим выражаю ЗАО КБ «Ситибанк», 125047, г.

Москва, ул. Гашека, д. 8-10, стр.1, свое безусловное и неограниченное во времени согласие на обработку моих персональных данных (в т.ч.

биометрических), указанных в настоящем заявлении, либо иным образом, предоставленных мной ЗАО КБ «Ситибанк», а также на передачу моих персональных данных (в том числе трансграничную передачу) для их обработки филиалами, представительствами, аффилированными лицами, агентами Ситибанка и дочерними компаниями Citigroup Inc.

Источник: http://pravo-38.ru/kto-privlekaet-k-administrativnoj-otvetstvennosti-76633/

Кто может привлекать к административной ответственности

Кто не привлекается к административной ответственности?

Судьи рассматривают дела о наиболее серьезных административных правонарушениях (например, о нарушениях, посягающих на права граждан, на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; о ряде правонарушений в области охраны собственности).

Статья 23.1 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень — более 120 видов административных правонарушений, относящихся к исключительной судебной подведомственности.

Уполномоченные органы при выявлении перечисленных нарушений проводят процедуры, связанные с привлечением к административной ответственности виновных лиц.

Итогом таких процедур является вынесение постановления по делу об административном правонарушении.

Часто, организации, привлеченные к ответственности, не обжалуют вынесенные постановления, безропотно уплачивают наложенные штрафы в бюджет. Причины такого поведения различны: боязнь судебной волокиты и дополнительных расходов, уверенность в правоте уполномоченных органов, нежелание портить отношения с контролирующими органами и т.

наличие межотраслевой направленности.

Административная ответственность направлена на охрану не только административных, но и земельных, налоговых, таможенных и некоторых других правовых общественных отношений; ограничение личных, организационных или имущественных отношений, что влечет для физического лица неблагоприятные последствия; применяется исключительно уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами или судами; применяется уполномоченным субъектом публичной власти к физическим лицам, не находящимся в служебной подчиненности.

Важный нюанс, касательно первоначального этапа привлечения к ответственности, тот кто привлекает к административной ответственности .

должен иметь на это полномочия. То есть, грубо говоря, сотрудник ФСКН России не может составить протокол о нарушении ПДД, или, например, по факту распития спиртных напитков гражданами в общественном месте. Это следует учитывать как сотрудникам правоохранительных органов, так и правонарушителям, ровно, как и их правозащитникам.

Прокуратура разъясняет

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях.

Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики При правовом просвещении формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

Источник: http://obpotrebnadzor.ru/kto-mozhet-privlekat-k-administrativnoj-otvetstvennosti-86097/

Кого привлекут к административной ответственности: организацию или должностное лицо? Мещерякова О

Кто не привлекается к административной ответственности?

По ряду административных правонарушений нормы КоАП в качестве субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности, указывают сразу и организацию, и ее должностное лицо.

Естественно, в этих ситуациях возникает вопрос: возможно ли одновременное привлечение к административной ответственности должностного лица и юридического лица за одно и то же правонарушение? Рассмотрим, как решаются такие вопросы на практике.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Зачастую возникает следующая ситуация: контролирующие органы провели проверку хозяйственной деятельности организации, по результатам которой выявлены определенные нарушения, например по ч. 1 ст. 9.19 КоАП, которая предусматривает наложение штрафа и на должностное лицо, и само юридическое лицо.

В связи с этим решается вопрос о порядке наложения административного взыскания, т.е.

будет ли привлечено к ответственности только должностное лицо организации, виновное в совершении правонарушения, либо же штраф придется платить еще и организации? Ответ на этот вопрос важен и для учредителей юридического лица, так как им необходимо оценивать возможные риски своего бизнеса, и для самих руководителей и топ-менеджеров, так как они являются ответственными должностными лицами. Вопрос достаточно важный еще и потому, что размеры штрафов для должностного лица и юридического лица отличаются в десятки раз.

В результате к административной ответственности могут быть привлечены:

1) только юридическое лицо (организация);

2) только должностное лицо организации – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (директор, его заместители, начальники структурных подразделений и т.д.);

3) одновременно юридическое лицо и должностное лицо.

Привлечение юридического лица к административной ответственности

При рассмотрении административных дел в отношении юридических лиц и определении наличия их вины в совершении вмененного им правонарушения экономические суды руководствуются ст. 3.

5 КоАП, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно не выполнило возложенную на него обязанность, за несоблюдение которой установлена административная ответственность, и при этом не предприняло всех зависящих от него мер по исполнению такой обязанности.

Кроме того, для правильного решения вопроса о виновности юридического лица суды не только устанавливают, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но и выясняют, приняты ли юридическим лицом все меры для их соблюдения.

Пример 1

Организация осуществляет строительство объекта. В результате проверки строительной площадки выявлены следующие нарушения: допускается хранение горючих строительных отходов прямо на территории строительной площадки, допускается курение рабочих вне специально оборудованных мест, пожарный щит не в полной мере оборудован необходимым количеством ручного пожарного инструмента.

В данном случае суду для правильной квалификации правонарушения и определения размера ответственности необходимо установить, была ли изначально данная площадка оборудована специальными местами для хранения горючих строительных отходов, для курения, проводился ли инструктаж о порядке хранения горючих строительных отходов и о запрете курения вне специально оборудованных мест и т.д.

Справочно:

вина юридического лица определяется следующим образом:

«Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению» (ст. 3.5 КоАП).

На практике нередки случаи, когда орган, ведущий административный процесс, вменяя юридическому лицу правонарушение, упускает из виду, что один из вышеперечисленных элементов вины юридического лица отсутствует. В подобных случаях экономические суды прекращают производство по делу за недоказанностью вины.

Таким образом, вина юридического лица определяется как комплекс негативных элементов в деятельности юридического лица, характеризующихся непринятием им необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. При этом закон не освобождает юридическое лицо от административной ответственности даже в случае исключения возможности наступления вредных последствий от нарушения административного запрета.

Что касается разграничения ответственности между должностным лицом организации и самой организацией, необходимо учитывать нормы ч. 2 ст. 4.8 КоАП, согласно которой юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в случаях, прямо предусмотренных статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.

При этом упоминание юридического лица как субъекта правонарушения может осуществляться и в диспозиции, и в санкции статьи Особенной части КоАП.

Пример 2. Диспозиция

Организация, оказывающая услуги по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей, проводила переговоры с иностранной организацией, предоставляла информацию о трудоустройстве гражданину Республики Беларусь, оказывала услуги по получению разрешения на работу в иностранном государстве и принимала участие в заключении трудового договора с иностранным нанимателем без заключения письменного договора об оказании соответствующих услуг с гражданином Республики Беларусь.

В результате совершенного правонарушения на организацию был наложен штраф по ч. 1 ст. 9.23 КоАП.

Диспозиция данной статьи предусматривает следующее правонарушение: незаключение юридическим лицом с гражданином Республики Беларусь письменного договора о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь.

Пример 3. Санкция

Организация, основным видом деятельности которой является осуществление общественного питания через сеть кафе-баров, в одном из своих баров принимала ставки на результаты матчей, демонстрирующихся на экранах телевизоров в данном кафе-баре. Ставки принимались барменом и фиксировались на электронном табло. По итогам матчей победители получали определенный выигрыш.

В результате совершенного правонарушения на организацию был наложен штраф по ч. 4 ст. 12.7 КоАП (осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии)).

Санкция данной статьи предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией игрового оборудования, дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Таким образом, юридическое лицо привлекается к административной ответственности при условии, если:

1) установлен факт нарушения юридическим лицом нормы административного права;

2) оно прямо предусмотрено в качестве субъекта ответственности соответствующей статьей КоАП;

3) установлен факт, что юридическим лицом не приняты все меры для предотвращения нарушения.

Привлечение должностного лица к административной ответственности

Административная ответственность должностных лиц, как правило, является следствием их противоправного бездействия, выражающегося в несоблюдении своих должностных обязанностей либо уклонении от их исполнения, что приводит к наступлению общественно опасных последствий.

Вместе с тем наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 7 ст. 4.8 КоАП). Исключением в данном случае является совершение юридическим лицом административного правонарушения, не повлекшего причинение ущерба государственной собственности и не связанного с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.

Это означает, что при совершении должностным лицом организации правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергети-
ческих ресурсов и неполучении при этом юридическим лицом дохода либо понесении им затрат в результате совершения такого правонарушения, к административной ответственности будет привлечено только должностное лицо организации.

Одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица

Одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение также возможно, если в диспозиции или санкции статьи (части статьи) Особенной части КоАП эти лица названы в качестве субъектов одного административного правонарушения.

Это правило указано и в части второй подп. 2.2 п.

2 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 № 8.

Пример 4

Работник организации, непосредственно осуществляющий учет алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, в т.ч.

с применением приборов учета продукции, нарушил порядок такого учета, что повлекло за собой недостоверное отражение в учете сведений о количестве выпущенных продукции и спирта. В результате совершенного правонарушения по ч. 1 ст. 12.

1 КоАП на работника организации был наложен штраф в размере 10 БВ, а на организацию – 100 БВ.

Санкция данной статьи предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 100 БВ, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа до 250 БВ.

В случае если статьей (частью статьи) КоАП предусмотрена ответственность только для юридического лица, суд по своему усмотрению не может привлечь к ответственности конкретное должностное лицо.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 10.2 ПИКоАП протокол об административном правонарушении, помимо прочих сведений, должен содержать сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс. Это означает, что если к ответственности привлекается только юридическое лицо, то протокол составляется в отношении юридического лица.

Документ:

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

На практике же привлечение юридического лица к административной ответственности сопровождается предъявлением регрессного иска от данного юридического лица к фактически виновному должностному лицу.

Такой подход обусловлен тем, что любое юридическое лицо действует через своих работников и в каждом случае в совершении правонарушения виновно конкретное должностное лицо.

Если организация достоверно устанавливает вину должностного лица и для этого имеются все доказательства, руководитель организации принимает решение о взыскании уплаченной суммы штрафа с виновного работника либо обращается в суд с соответствующим исковым заявлением.

Пример 5

Контролирующий орган применил административное взыскание в виде штрафа к организации. Постановление о наложении штрафа вступило в силу, предприятие перечислило сумму штрафа. Одновременно было принято решение о взыскании уплаченной суммы штрафа с виновных работников.

Сумма штрафа превышает размер среднемесячного заработка работника и не может возмещаться по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы по ч. 1 ст. 408 Трудового кодекса Республики Беларусь. Наниматель обратился в суд с регрессным иском к работникам.

Ольга Мещерякова, юрист

Источник: https://www.jurk.by/izdaniya/ya-spok/kogo-privlekut-k-administrativnoi-otvets_0000000

Добавить комментарий