Кто не является субъектом административного правонарушения?

Содержание
  1. Субъект административного правонарушения
  2. Виды субъектов административного правонарушения
  3. Должностные лица как субъекты административных правонарушений
  4. Военнослужащие как субъекты административных правонарушений
  5. Физические лица как субъекты административного правонарушения
  6. Юридическое лицо как субъект административного правонарушения
  7. Должностное лицо как субъект административного правонарушения
  8. Что такое административное нарушение?
  9. Признаки административного правонарушения
  10. Признаки субъекта административного правонарушения
  11. Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц
  12. Кто освобождается от административной ответственности?
  13. Кто является субъектом административного правонарушения?
  14. Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать
  15. Основные понятия
  16. Субъекты
  17. Кто не может быть субъектом административного правонарушения?

Субъект административного правонарушения

Кто не является субъектом административного правонарушения?

Административное правонарушение подразумевает нарушение физическими и/или юридическими лицами норм законодательства, которые относятся к административной отрасли права.

Определение 1

Субъектом административного правонарушения в юридической науке принято называть лицо, которое привлекается к ответственности в соответствии с нормами данной отрасли права.

Субъектами административного правонарушения могут быть как юридические , так и физические лица. Физические лица в качестве субъектов административного правонарушения могут подразделяться на:

  • граждан России;
  • иностранных граждан;
  • граждан, которые имеют специальные и/или воинские звания;
  • лиц без гражданства;
  • должностных лиц и многих других.

Виды субъектов административного правонарушения

Субъекты административного правонарушения можно разделить на:

  • Общие субъекты административного правонарушения;
  • Специальные субъекты административного правонарушения.

Общие субъекты административных правонарушений делятся на физических и юридических лиц.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 2

К физическим лицам принято относить граждан страны, лиц без гражданства или как их принято именовать в юридической литературе – апатриды, иностранные граждане.

Определение 3

К юридическим лицам принято относить организации, которые имеют как российскую, так и иностранную регистрацию, действующие на территории страны, в не зависимости от формы собственности и организационно правовой формы.

Должностные лица как субъекты административных правонарушений

Определение 4

Под должностными лицами, в соответствии с современным законодательством, признаются лица, представляющие структуры государственного аппарата, а так же иные сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей исполняют ряд административных и организационно-распорядительных функций.

От обычных граждан, касательно административной отрасли права, должностных лиц отличает повышенные меры ответственности.

Следует учесть, правонарушения, совершенные должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Военнослужащие как субъекты административных правонарушений

Согласно нормам современного законодательства к военнослужащим относятся кадровые военные, граждане, призванные на военные сборы в период их проведения, сотрудники иных организаций, которые имеют специальные звания и носящие, в качестве отличительного знака, погоны:

  • сотрудники Следственного комитета РФ;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы;
  • сотрудники МЧС;
  • сотрудники таможни;
  • сотрудники органов полиции.

В случае, когда сотрудники специальных учреждений приравниваются к военным, необходимо помнить, что здесь имеются в виду только аттестованные работники.

Замечание 1

Военнослужащие и приравненные к ним лица за многие правонарушения, которые закреплены в административной отрасли права, не несут административного наказания, а подпадают под дисциплинарную ответственность.

Следует учесть, правонарушения, совершенные военнослужащими, так же как и должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.

Физические лица как субъекты административного правонарушения

Физические лица, которые могут нести ответственность за административные правонарушения должны отвечать двум основным требованиям:

  • должны быть вменяемыми;
  • должны достигнуть определенного законом возраста.

Ответственность за административные правонарушения могут нести физические лица, которые достигли возраста 16 лет. Закон не предусматривает, по этому пункту, никаких исключений.

Если лицо, совершившее административное правонарушение, признано невменяемым судом, на основании заключения психиатрической экспертизы, то оно не подлежит привлечению к ответственности.

Юридическое лицо как субъект административного правонарушения

В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.

В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/administrativnoe_pravonarushenie/subekt_administrativnogo_pravonarusheniya/

Должностное лицо как субъект административного правонарушения

Кто не является субъектом административного правонарушения?

16.5. Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е.

наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов.

Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Что такое административное нарушение?

Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У этого понятия существует ряд свойств.

Признаки административного правонарушения

Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

  1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.

    27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».

  2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е.

    действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

Признаки субъекта административного правонарушения

Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.

К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

  • граждане с 16 лет;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
  • лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
  • собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
  • юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.

А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.

Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц

В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

  • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
  • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
  • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
  • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.

Кто освобождается от административной ответственности?

Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

2012-2017 © Информационный портал «ЛЕГАЛМАП9raquo;.

Источник: http://lotos-n.ru/9566/

Кто является субъектом административного правонарушения?

Кто не является субъектом административного правонарушения?

Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать

Кто не является субъектом административного правонарушения?

Наиболее важными в юрисдикции являются кодексы Российской Федерации, статьи которых часто обновляются или редактируются.

Если за ними следить и знать наизусть, то в любом судебном разбирательстве не понадобится и адвокат. Это всё слишком трудно для начинающих, поскольку незнание даже самых простых вещей сразу заводит в тупик.

Для начала стоит узнать, что такое субъект административного правонарушения.

Основные понятия

К административным правонарушениям относятся противоправные действия физического или юридического лица, за которые предусмотрена ответственность согласно КоАП.

Как правило, наказание за такие правонарушения не приносит вреда виновнику, а лишь взимает с него некую материальную часть в пользу государства.

Это даже не преступления, а проступки, за которые приходится платить.

Субъекты административных нарушений

Как и любая структура, они имеют свои признаки, определяющие суть происходящего:

  • противоправность — происшествие должно обходить закон и не подчиняться ему;
  • виновность — действие осознанно или неосознанно совершается нарушителем;
  • субъект — ответственность за проступок может нести как физическое (обычный человек), так и юридическое (компания, организация) лицо;
  • наказуемость — нарушение обязательно должно быть наказуемым согласно КоАП.

Важно! Если хоть одного пункта не будет при рассмотрении, то совершённое происшествие не является правонарушением.

Лицо, совершившее проступок, будет нести ответственность только в том случае, если это предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях.

Субъекты

Малозначительность административного правонарушения

Как гласит определение слова, это производитель действия или состояния, лицо, которое совершило проступок. Виновником административного инцидента может быть не только человек, но и организация. В подтверждение этого КоАП имеет, к примеру, статью 5.

27, которая оговаривает, что задержка заработной платы работникам административно наказывается. Кодекс расписан не только для физлиц, но и для организаций и предприятий, которые должны соблюдать закон. При этом к юрлицам относятся организации, зарегистрированные как на территории России, так и вне её пределов.

Важно! При рассмотрении дела всегда должен быть субъект. Если его нет, то тогда отсутствует и состав нарушения.

Стоит учесть, что ответственность для физических и юридических лиц различается. Так, первые будут отвечать за нарушение по всей строгости, и к ним могут применяться все меры, предусмотренные законодательством, а вторые — нет. Для организации установлены ограничения в наказаниях. К ним может быть применены только:

  • простое предупреждение для первого раза;
  • денежное взыскание;
  • прекращение работы предприятия на некоторое время;
  • конфискация имущества или предмета совершения.

В списке отсутствуют арест и исправительные работы. Компания или организация согласно КоАП не может направить свою деятельность на благо государства, что вполне логично, ведь тогда это будет противоречить закону о частном предпринимательстве.

Кроме структуры физических и юридических лиц, субъекты делятся ещё на 3 вида:

  • Общие — согласно положениям Кодекса такими называются вменяемые лица, достигшие 16 лет на момент совершения проступка. Они могут быть как физическими, так и юридическими, это не важно. особенность этого вида заключается в том, что им не присвоено какое-либо положение, которое могло бы изменить назначенное наказание. Это также касается иностранных граждан и лиц без гражданства. В КоАП оговаривается, что они несут ответственность на общих основаниях, то есть как все нарушители. Здесь отчётливо наблюдается принцип равенства.
  • Специальные — это люди, наделенные особыми полномочиями или правами, которые как-то влияют на административный процесс. К специальным относятся юрлица — организации, компании, государственные служащие и т. д. Сюда входят также свидетели, родители, несущие ответственность за своего несовершеннолетнего ребёнка, и прочие, то есть все лица, как-то влияющие на процесс рассмотрения дела.
  • Особые — сюда следует отнести граждан, служащих государству — военные, сотрудники МВД, ОБНОН, пожарные, служащие таможенного контроля и т. д. Они выделяются в отдельный вид в связи с тем, что для них действует определённый служебный устав, который они соблюдают. Следовательно, за совершённые административные правонарушения придётся нести ответственность согласно не КоАП, а тем положениям, которые прописаны в их дисциплине. Однако за многие проступки полагается отвечать на общих основаниях. Их список также указан в уставе.

Обратите внимание! Некоторые из субъектов могут одновременно относиться как к одному, так и к другому виду, например, должностное лицо или государственный служащий.

Кто не может быть субъектом административного правонарушения?

Объект административного правонарушения

По мнению учёных, несение ответственности за совершённый проступок тоже в некотором роде является деятельностью, но не все люди к этому способны.

Принято считать, что человек вправе сам за себя отвечать, начиная с 16 лет. Именно с этого возраста к правонарушителю можно применять административную ответственность.

Если ему ещё не исполнилось 16 лет, то он не будет являться субъектом, так как по закону ещё нельзя применять наказание.

Душевнобольной человек не может быть субъектом

Освобождается от ответственности и невменяемый человек, результаты обследования которого показали, что у него, к примеру, проблемы с психикой. Такому гражданину законом назначается специальное лечение. Вменяемость устанавливается только в суде на основании заключения психиатрической экспертизы.

Таким образом, субъект — это физическое или юридическое лицо, совершившее нарушение и понёсшее за это административную ответственность. При этом им не может выступать несовершеннолетний или невменяемый человек.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/subekt-administrativnogo-pravonarusenia.html

Добавить комментарий