Какое деяние признается административным правонарушением?

Административное правонарушение

Какое деяние признается административным правонарушением?

Введение. 5

1. Административное правонарушение. Административная ответственность. 8

1.1. Понятие и основные признаки административного правонарушения. 8

1.2. Понятие и основные черты административной ответственности. 17

1.3. Понятие административных взысканий и их наложение. 23

2. Производство по отдельным видам административных правонарушений. 34

2.1. Общая характеристика отдельных видов административных правонарушений 34

2.2. Возбуждение дел об административных правонарушениях. 48

2.3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях. 51

Заключение. 56

Библиография. 59

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Введение

В правоохранительном блоке Российского законодательства значительное место принадлежит нормам об административной ответственности. Реализация этих норм порождает многочисленные и разнообразные правовые отношения. Они являются важным элементом механизма правового регулирования, средством укрепления правопорядка в стране.

Принятие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вновь активизировало проблему административно-процессуальных правоотношений между различными субъектами административной юрисдикции, сам порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и их пересмотр.

На данный период времени актуальна проблема самой сущности административной юрисдикции и ее места в административном процессе, поскольку реализация различного рода действий органами исполнительной власти, совокупно характеризующаяся как государственно-управленческая деятельность позволяет рассматривать эти действия с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид деятельности имеет процессуальную форму, т.е. между понятиями административное правонарушение с одной стороны, государственное управление и административное право с другой существует тесная взаимосвязь.

Проблема административного процесса в целом и применительно к юридической деятельности недостаточно разработана в отечественной юридической науке.

Важные вопросы административного правонарушения и административной ответственности с позиций теории правоотношений были исследованы И.А.

Галоганом[1], который попытался рассмотреть содержание административной ответственности как особого вида административных -процессуальных отношений.

Изучение институтов административного правонарушения и административной ответственности тесно связано с такими учеными как Шергин А.П., Мышалев М.Б., Коренев А.Н., Салищева И.Г., Сорокин В.Д., Бахрах Д.Н.

и многих других.

Однако административно-процессуальным отношениям при осуществлении юрисдикционной деятельности органами исполнительной власти и проблемам совершенствования данных отношений было уделено недостаточно внимания.

Целью данного исследования является комплексное исследование нормативно-правовых актов, регулирующих административные правоотношения в юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти, определение проблем стоящих перед данным институтом и путей его совершенствования.

Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами административного права и охраняются мерами административной ответственности.

Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание административного правонарушения и административной ответственности. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.

В первой главе работы дается понятие и раскрывается содержание административного правонарушения и административной ответственности, а также взысканий применяемых за их совершение.

Во второй главе дана общая характеристика отдельных видов административных правонарушений, порядка рассмотрения и разрешения этих видов дел и исполнения наложенных административных взысканий, а также обжалования и опротестования постановлений и их пересмотр.

Выпускная квалификационная работа осуществлялась на основе методов системного подхода изучения объектов исследования, включающих в себя сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, системно-структурный, а также частно-научный и статистический метод.

Научная новизна данной работы заключается в исследовании на монографическом уровне проблем административного правонарушения и административной ответственности. Определениям места, роли и статуса различных субъектов административной юрисдикции в деятельности органов исполнительной власти.

1. Административное правонарушение. Административная ответственность

Под административным правонарушением (проступком) согласно ст. 2.

1 КоАП РФ понимается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

При этом административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Сформулированное понятие отражает специфические признаки (черты) административного правонарушения — его антиобщественный характер, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Некоторые правонарушения имеют комплексный характер, являясь одновременно дисциплинарным и административным правонарушением. Их иногда называют административно-дисциплинарными правонарушениями.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие «деяние». Деяние — это действие, поступок, свершение[2]. В целом, это акт волевого поведения, который включает в себя два аспекта поведения: действие либо бездействие.

Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение прав охоты, рыбной ловли, неостановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.

).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных ресурсов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние содержит признаки административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только административному, но и ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности[3]. Это, кроме административного, могут .

быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога — нормы финансового права.

Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность.

Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или но неосторожности. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение — основание административной ответственности[4], с другой, такая ответственность- признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу.

В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д.

(например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.).

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение.

При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает возможность привлечения к административной ответственности.

Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста (ч.2 ст. 2.3 КоАП РФ).

Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/25728/administrativnoe-pravonarushenie

Признаки административного правонарушения

Какое деяние признается административным правонарушением?

  • деяние (действие/бездействие)

  • противоправность — заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.

  • виновность — противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было совершено умышленно или по неосторожности.

  • наказуемость деяния — то есть за содеянное наступает административная ответственность.

Административныеправонарушения отличаютсяот преступлений тем,что их совершение не наносит существенноговреда обществу,они не обладают признаком общественнойопасности в том смысле, которыйвкладывается в это понятие уголовнымзаконодательством.Некоторые деяния (например, хищение или нарушениеавторских прав)могут признаваться как правонарушением,так и преступлением в зависимости отстепени причинённого вреда или другихобстоятельств.

Состав административного правонарушения

Каки составпреступления,состав административного правонарушенияобразуют четыре элемента:

  • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.

  • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.

  • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.

  • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Ответственность за административное правонарушение

Совершениеадминистративного правонарушенияслужит основанием для применения особыхмер ответственности: административногонаказания.

Основной формой такого наказанияявляется штраф,но могут предусматриваться и иныемеры:предупреждение, лишениеспециального права (например,права управления транспортным средством),приостановление деятельностиорганизации, административныйарест идругие.

Административное расследование

Вслучаях когда после выявленияадминистративного правонарушениявозникает потребность в осуществленииэкспертизы или иных процессуальныхдействий, требующих значительныхвременных затрат, проводитсяадминистративное расследование(например, правонарушения в областиантимонопольного законодательства,налогов и сборов, таможенного дела,дорожного движения и т. п.), являющеесясамостоятельной стадией производства.Решение о возбуждении дела обадминистративном правонарушении ипроведении административного расследованияпринимается должностным лицом,уполномоченным в соответствии с КоАПРФ составлять протокол об административномправонарушении, в виде определения, апрокурором в виде постановлениянемедленно после выявления фактасовершения административногоправонарушения.В определении о возбуждениидела об административном правонарушенииуказываются дата и место составленияопределения, должность, фамилия иинициалы лица, составившего определение,повод для возбуждения дела обадминистративном правонарушении,данные, указывающие на наличие событияадминистративного правонарушения,статья КоАП РФ либо закона субъектаРоссийской Федерации, предусматривающаяадминистративную ответственность заданное административное правонарушение.При вынесении определения о возбуждениидела об административном правонарушениифизическому лицу или законномупредставителю юридического лица, вотношении которых оно вынесено, а такжеиным участникам производства по делуоб административном правонарушенииразъясняются их права и обязанности,предусмотренные КоАП РФ, о чем делаетсязапись в определении.Административноерасследование проводится по местусовершения или выявления административногоправонарушения.

Срокпроведения административного расследованияне может превышать одного месяца смомента возбуждения дела об административномправонарушении.

В исключительных случаяхуказанный срок по письменному ходатайствудолжностного лица, в производствекоторого находится дело, может бытьпродлен вышестоящим должностным лицомна срок не более одного месяца, а поделам о нарушении таможенных правилначальником вышестоящего таможенногооргана на срок до шести месяцев.

Поокончании административного расследованиясоставляется протокол об административномправонарушении либо выноситсяпостановление о прекращении дела обадминистративном правонарушении.

3)Алиментныеобязанности членов семьи

Мужи жена являются членами одной семьи, ипо закону, несут определенные обязательства(в том числе и материального характера)друг перед другом. Суть семейных отношенийзаключается во взаимной поддержке,доверии и заботе супругов друг о друге.Зачастую, в реальности взаимоотношениясупругов складываются совершенно иначе.

В этом случае, регулирование материальныхвопросов между супругами осуществляетсяв судебном порядке. Так, в соответствиисо ст.

89СК РФ одиниз супругов вправе требовать от другогосупруга выплаты алиментов:-еслисупруг – заявитель является нетрудоспособнымнуждающимся лицом-жена в периодбеременности ив течение трех лет со дня рождения общегоребенка-нуждающийся супруг,осуществляющий уход за общимребенком-инвалидом до достиженияребенком возраста восемнадцати лет илиза общим ребенком — инвалидом с детстваI группы.Размер алиментов, выплачиваемыходним супругом другому, и порядок выплат,устанавливается решением суда, еслисторонами не достигнуто соглашение поданным вопросам. Кроме того, в некоторыхслучаях, уже после расторжения брака,бывшие муж и жена, находятся в такойситуации, когда даже полученноесвидетельствоо разводе непрекращает сразу, установившиеся завремя брака, связи супругов. Поэтому,при некоторых обстоятельствах, дажепосле окончания семейных отношений, бывшиесупруги вправе требовать друг от другавыплаты алиментов.Правом требовать выплаты алиментов отбывших супругов закон наделяет:-бывшуюжену в период беременности и в течениетрех лет со дня рождения общегоребенка-нуждающегося бывшего супруга,осуществляющего уход за общимребенком-инвалидом до достижения ребенком возраставосемнадцати лет или за общим ребенком- инвалидом с детства I группы-нетрудоспособногонуждающегося бывшего супруга, ставшегонетрудоспособным до расторжения бракаили в течение года с моментарасторжениябрака-нуждающегосясупруга, достигшего пенсионного возрастане позднее чем через пять лет с моментарасторжения брака, если супруги состоялив браке длительное время.При этом,хотя установление обязанности бывшегосупруга выплачивать алименты можетосуществляться в судебном порядке, самибывшие супруги вправе договориться,путем составления соглашения, о порядкеи размере выплаты алиментов. И толькоесли подобного соглашения им не удастсядостигнуть, вопросы о порядке выплат иразмере алиментов будут решатьсясудом.Если вопрос о размере и порядкевыплаты алиментов супругам (бывшимсупругам) решается в судебном порядке,то размер алиментов устанавливаетсясудом, исходя из материального и семейногоположения супругов (бывших супругов),и других заслуживающих внимания интересовсторон. Алиментыустанавливаются в твердой денежнойсумме, подлежащей уплате ежемесячно.Поскольку,как уже говорилось выше, семейныеотношения мужа и жены могут складыватьсяпо-разному, зачастую можно столкнутьсясо злоупотреблениями со стороны одногоиз супругов, который пытается, не имеяна то достаточных оснований, воспользоватьсяматериальными благами второго супруга. В связи с этим, Семейный кодекспредусматривает возможность освобождениявторого супруга от уплаты алиментов другомунетрудоспособному нуждающемуся супругу,или ограничить эту обязанностьопределенным сроком, как в период брака,так и после его расторжения, в случае:-еслинетрудоспособность нуждающегося впомощи супруга наступила в результатезлоупотребления спиртными напитками,наркотическими средствами или врезультате совершения им умышленногопреступления-в случае непродолжительностипребывания супругов в браке (определениесрока, который супруги должны прожитьв браке, чтобы он был признаннепродолжительным, остается на усмотрениесуда – обычно, непродолжительнымисчитаются браки до 1 года)-в случаенедостойного поведения в семье супруга,требующего выплаты алиментов (поведение,которое может быть признано недостойным,определяется судом, исходя из нормморали и нравственности, а иногдаадминистративных или уголовныхнорм).Таким образом, алиментныеобязательства могут существовать также и между супругами (бывшими супругами).Рассмотрим теперь алиментные обязательстваиных родственников, по отношению другк другу. 

Алиментныеобязательства иных членов семьи

Глава15 Семейного кодекса посвященаалиментным обязательствам членов семьи(за исключением родителей и детей) другперед другом.

Необходимо заметить, чтоперечисленные ниже алиментныеобязательства устанавливаются:-винтересах несовершеннолетних нуждающихсядетей, в случае, если они не могут получитьсодержание от своих родителей-винтересах совершеннолетних нетрудоспособныхнуждающихся в помощи лиц, если они немогут получить содержание от своихтрудоспособных совершеннолетних детей,супругов (бывших супругов) или отродителей.Таким образом, данныеалиментные обязательства возлагаютсяна родственников, с целью защиты прави материальной поддержки детей инуждающихся, совершеннолетнихграждан.Поскольку, ближайшимиродственниками, после родителей,являются братьяи сестры,законодательство устанавливает алиментныеобязательства для них.Так, в соответствии со ст. 93СК РФ,трудоспособные совершеннолетние братьяи сестры, имеющие необходимые средства,по решению суда могут быть признаныобязанными выплачивать алименты своимнесовершеннолетним/совершеннолетним,нуждающимся в помощи братьям и сестрам,с учетом положений, указанныхвыше.Аналогичнуюобязанность закон возлагает и на бабушек(дедушек),имеющих материальную возможностьподдерживать своих внуков (ст.94СК РФ).Вместе с тем, по аналогии с взаимнымиалиментными обязанностями родителей-детей,закон устанавливает обязанность внуковсодержать своих бабушек (дедушек), еслипоследние не могут получать содержаниеот своих совершеннолетних, трудоспособныхдетей или от супруга (бывшегосупруга). Поскольку,помимо родственников по крови, ввоспитании детей могут принимать участиеиные лица, фактически заменяющие ребенкуродителей,данные лица так же наделяются правом,предоставленным биологическим родителямребенка, на получение от него алиментов,после достижения последним совершеннолетия. Так, нетрудоспособныенуждающиеся лица, осуществлявшиефактическое воспитание и содержаниенесовершеннолетних детей,имеют право требовать через суд алиментыот своих трудоспособных воспитанников,достигших совершеннолетия, если они немогут получить содержание от своихсовершеннолетних трудоспособных детейили от супругов (бывших супругов). Данноеправило не распространяется на лиц,находившихся под опекой(попечительством),или на воспитании в приемных семьях,поскольку в данных случаях на содержаниедетей выплачивалось денежное содержаниегосударством.Аналогичное право наполучение алиментов от своих пасынкови падчериц предоставлено инетрудоспособным,нуждающимся в помощи, отчиму и мачехе,воспитывавшим и содержавшим своихпасынков или падчериц, при условииневозможности получения ими содержания отсвоих совершеннолетних трудоспособных детей илиот супругов (бывших супругов). Длядвух данных категорий граждан законпредусматривает ограничение, в праветребования алиментов. Так, суд вправеосвободить совершеннолетних трудоспособныхдетей (бывших воспитанников, падчериц,пасынков) от обязанности содержатьфактических воспитателей (мачеху,отчима), если последние содержали ивоспитывали их менее пяти лет, а также,если они содержали и воспитывали ихненадлежащим образом.Как и в случаес алиментными обязательствами супругов(бывших супругов), размер и порядоквыплаты алиментов всех вышеперечисленныхкатегорий граждан могут быть установленыпо соглашению сторон. В противном случае,данные вопросы разрешаются судом, исходяиз материального положения сторон и сучетом иных, заслуживающих внимания,обстоятельств. Взавершении разговора об уплате алиментовиными лицами, необходимо указать наобщие правила, в соответствии скоторыми, уплатаалиментов прекращается.Поскольку для большинства случаев,установление алиментов возможно посоглашению сторон, и только в случае,если стороны не достигли договоренности– через суд, прекращение уплаты алиментоввозможно по двум направлениям:-еслимежду сторонами было соглашение:уплата алиментов прекращается смертьюодной из сторон, истечением срокадействия этого соглашения или пооснованиям, предусмотренным этимсоглашением.-еслиалименты были установлены судом: —подостижении ребенком совершеннолетия(приобретения дееспособности досовершеннолетия)  —при усыновлении(удочерении) ребенка, на содержаниекоторого взыскивались алименты—припризнании судом восстановлениятрудоспособности или прекращениянуждаемости в помощи получателяалиментов—при вступлениинетрудоспособного нуждающегося в помощибывшего супруга — получателя алиментов,в новый брак—смертью лица, получающегоалименты, или лица, обязанного уплачиватьалименты.Подводя итог всему сказанному,можно заметить, что семейные отношениямногообразны и отличаются большимколичеством связей, а, следовательно,прав и обязательств (в том числе, иалиментных), между разными членамисемьи. 

Источник: https://StudFiles.net/preview/6223890/page:2/

Добавить комментарий