Какие обстоятельства исключают привлечение к административной ответственности?

В этой статье:

Административная ответственность

Какие обстоятельства исключают привлечение к административной ответственности?

10.11.2011 -irina- Рубрика: Лекции»

Административная ответственность

  1. Понятие и особенности административной ответственности.
  2. Принципы административной ответственности.
  3. Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
  4. Условия освобождения от административной ответственности.
  5. Условия ограничения административной ответственности.
  6. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Понятие и особенности административной ответственности

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении уполномоченными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Основные черты (особенности) административной ответственности:

  1. Устанавливается как законами, так и подзаконными актами;
  2. Субъектами ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица;
  3. Основанием является административное правонарушение;
  4. За административные правонарушения налагаются административные взыскания;
  5. К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством;
  6. Применяется органами и лицами, не связанными с нарушителем служебными отношениями;
  7. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Основные принципы административной ответственности:

  1. Законность, т.е. неукоснительное соблюдение материального и процессуального закона;
  2. Ответственность за вину, т.е. административное взыскание может быть наложено только на лицо виновное в совершении административного правонарушения;
  3. Индивидуализация ответственности, т.е. применение ответственности должно всесторонне учитывать личность правонарушителя, степень антиобщественности проступка; смягчающие и отягчающие обстоятельства;
  4. Гуманизм, т.е. недопустимость причинения физических страданий, ущемления чести и достоинства лица, привлекаемого к ответственности;
  5. Неотвратимость, т.е. правонарушение должно быть раскрыто, правонарушитель – привлечен к ответственности, а наложенное взыскание – исполнено;
  6. Целесообразность, т.е. применение мер ответственности с учетом всех обстоятельств дела, семейного и имущественного положения правонарушителя, причиненного проступком вреда;
  7. Гласность ответственности, т.е. применение мер ответственности осуществляется в форме публичного процесса.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В ряже случаев, прямо предусмотренных законом, исключается административная ответственность лица, совершившего деяния, имеющие признаки административного правонарушения. Основание этого является наличие следующих обстоятельств, которые свидетельствуют об отсутствии вины в действиях вышеуказанного лица:

  1. Не достижение лицом возраста административной ответственности – 16 лет в общем случае 14 лет в случаях, прямо предусмотренных законом (мелкое хулиганство, мелкое хищение, нарушение правил проезда в общественном транспорте и др.) – (ст.4.3 КоАП);
  2. Невменяемость лица, т.е. неспособность лица отдавать отчет своим действиям и руководить ими в связи с психическим расстройством или слабоумием – (ст. 4.4 КоАП);
  3. Отсутствие заявления со стороны потерпевшего, т.е. лица, которому противоправными действиями причинен физический, материальный или моральный ущерб – (ст.4.5 КоАП).
  4. Осуществление лицом необходимой обороны, т.е. права на защиту жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения вреда посягающему. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам – (ст.5.1 КоАП);
  5. Причинение лицом вреда правонарушителю, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органом и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным – (ст.5.1 КоАП);
  6. Действия лица в состоянии крайней необходимости, т.е. для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем вред предотвращенный – (ст.5.3. КоАП);

Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

  1. Действия лица в ситуации обоснованного риска для достижения общественно полезной цели, т.е. совершение деяний, соответствующих современным научно-техническим знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута путем, не связанным с риском, и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения его вредных последствий – (ст.5.4 КоАП).

Условия освобождения от административной ответственности

В ряде случаев закон предусматривает возможность освобождения от административной ответственности лица, виновного в совершении административного правонарушения. При этом считается установленным:

  1. Наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения;
  2. Целесообразность применения к лицу, его совершившего, меры ответственности.

Основанием освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личности правонарушителя.

Условиями освобождения лица от административной ответственности являются:

  1. Малозначительность совершенного правонарушения (ст.8.2 КоАП);
  2. Учет обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное правонарушение (ст.8.3 КоАП) при наличии одного из следующих обстоятельств:

    1. Предотвращение лицом вредных последствий правонарушения (п.2 ч.1 ст.7.2 КоАП);
    2. Добровольное возмещение или устранение лицом причиненного вреда либо исполнение возложенных на него обязанности, неисполнение которой влечет административное взыскание (п.3 ч.1 ст.7.2 КоАП);
    3. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п.6 ч.1 ст.7.2 КоАП);
  3. Примирение с потерпевшим либо его законным представителем (ст.8.4 КоАП) при совершении правонарушения (ст. 9.1-9.3, 10.6-10.9, 22.13 КоАП), влекущего (в соответствии со ст. 4.5 КоАП) административную ответственность по требованию потерпевшей стороны;
  4. Совершение правонарушения военнослужащим или иным лицом, на которое (в соответствии со ст.4.7 КоАП) распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, кроме прямо предусмотренных (ст.8.5 КоАП) случаев;
  5. Приобретение правонарушителем после наложения на него взыскания психической или иной тяжелой болезни, которая препятствует дальнейшему исполнению взыскания (ст.8.6 КоАП);
  6. Обладание лицом, совершившим правонарушение по ст.17.5 (занятие проституцией) статусом жертвы торговли людьми (ст.8.7 КоАП), т.е. совершение в отношении правонарушителя деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации (в соответствии со ст.171, 171′, 181, 181′, 187 УК).

Освобождение лица от административной ответственности может иметь следующие последствия:

  1. Объявление устного замечания, не влекущего правовых последствий;
  2. Передача материалов в трудовой коллектив, общественную организацию или товарищеский суд для принятия мер общественного воздействия;
  3. Замена административной ответственности дисциплинарной ответственностью.

Условия ограничения административной ответственности

В ряде случаев, предусмотренных законом, существует ограничение административной ответственности, которое может выражаться в невозможности применения конкретных видов административных взысканий к определенным субъектам, совершившим административное правонарушение:

  1. Административный арест не применяется:

    1. К несовершеннолетним;
    2. К женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних;
    3. К инвалидам I и II группы;
    4. К лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы;
    5. К лицам, ухаживающим за престарелыми, достигшими 80 лет;
    6. К беременным женщинам;
    7. К военнослужащим;
    8. К лицам, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства;
    9. К членам Совета Республики и депутатам Палаты представителей Национального собрания;
    10. К депутатам местных Советов депутатов;
    11. К судьям и народным заседателям.
  2. Исправительные работы не применяются:

    1. К несовершеннолетним;
    2. К инвалидам I и II группы;
    3. К лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
    4. К беременным женщинам;
    5. К военнослужащим;
    6. К женщинам старше 55 лет и к мужчинам старше 60 лет.
  3. Лишение специального права не применяется к лицам, управляющим транспортным средством, которое получено лицом в связи с его инвалидностью (за исключением предусмотренных законом случаев).
  4. Депортация не применяется к гражданам РБ.
  5. Штраф не применяется к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет (за исключением случаев, когда они имеют собственный доход).

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст.7.2 КоАП):

  1. Чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего правонарушение;
  2. Предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  3. Добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  4. Наличие на иждивении у физического лица, совершившего правонарушение, малолетнего ребенка;
  5. Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
  6. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  7. Совершение правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим 70 лет;
  8. Совершение правонарушения беременной женщиной.

Суд или орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные не указанные выше обстоятельства.

Любое обстоятельство, прямо предусмотренное законом, в случае его присутствия в деле, учитывается в обязательном порядке.

Обстоятельства, отягчающими административную ответственность (ст.7.3 КоАП):

  1. Продолжение противоправного деяния, не смотря на требование прекратить его;
  2. Совершение правонарушения повторно;
  3. Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
  4. Совершение правонарушения группой лиц, т.е. хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавших в его совершении в качестве исполнителей;
  5. Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Совершение правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
  7. Совершение правонарушения в отношении женщины, беременность и роды которой заведомо известна физическому лицу, совершившему правонарушение;
  8. Совершение правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
  9. Совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  10. Совершение правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;
  11. Совершение правонарушения в отношении лица, заведомо для физического лица, совершившего правонарушение, являющегося несовершеннолетним, инвалидом, лицом преклонного возраста или лицом страдающим слабоумием.

Любые иные обстоятельства, не указанные в законе, не могут рассматриваться в качестве отягчающих. Исходя из обстоятельств дела, орган, ведущий административный процесс, может не признать отягчающим обстоятельство, указанное в п.2 (повторность правонарушения) при отсутствии родовой связи объектов правонарушения.

   Административная ответственность,  Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность,  Условия ограничения административной ответственности,  Обстоятельства, исключающие административную ответственность, Понятие и особенности административной ответственности.

Метки текущей записи:

административная ответственность, Административный арест, действие, закон, исключающие административную ответственность, мотив, Обстоятельства, Понятие, Понятие и особенности административной ответственности. закон, права, право, признак, свидетель, смягчающие и отягчающие административную ответственность, спор, статус, судья, Условия ограничения административной ответственности

Источник: http://bip-ip.com/administrativnaya-otvetstvennost/

Обстоятельства, исключающие административную ответственность в Российском законодательстве

Какие обстоятельства исключают привлечение к административной ответственности?

Законодательство РФ предусматривает различные виды наказаний за противоправные действия, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Этот документ включает в себя важную статью, которая дает полный список обстоятельств, исключающих эту ответственность.

  • Понятие и виды административной ответственности.
  • В каких случаях можно избежать наказания?
  • Административное право в Российской Федерации: понятие и особенности.
  • Административный кодекс РФ: инструмент, регулирующий отношения в обществе.

Понятия и виды административной ответственности

Прежде, чем проанализировать ситуации, исключающие административную ответственность, необходимо определить, что представляют собой эти виды правонарушений, и какими законодательными актами они регулируются.

Административным нарушением может быть как действие, так и бездействие. Оно может быть совершено физическим или юридическим лицом, и влечет за собой наказание.

Эти действия имеют определенные признаки:

  • Совершается в форме деяния. Это могут быть как действия, так и бездействия.
  • Противоправность. Совершенное действие регулируется законодательством страны.
  • Виновность. Действие может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
  • Наступление административной ответственности.

Субъектами этого вида ответственности могут быть как физические лица, достигшие 16-летнего возраста, так и юридические лица.

Субъект за правонарушение получает наказание, которое может быть таких видов:

  • Предупреждение. Оно выносится в письменной форме.
  • Административный штраф. Его размер может быть разным и устанавливается в размере от одной десятой до 100 минимальных заработных плат. В некоторых случаях сумма штрафа может быть больше.
  • Изъятие предмета или орудия совершения правонарушения
  • Лишение лица определенного права. Примером такого наказания может быть временное лишение права управления транспортным средством.
  • Административный арест. Он назначается судьей сроком до 15 суток. В законодательстве имеются исключения, когда срок продлевается до 30 суток.
  • Выдворение за пределы территории Российской Федерации. Это наказание назначается правонарушителям, незаконно проникшим в страну.
  • Дисквалификация. Заключается в лишении права занимать руководящую должность в каком-либо юридическом лице или лишением права им управлять.

Административное наказание носит скорее предупредительный характер. Нарушитель понимает, что совершил проступок, за который и понес наказание, а окружающие видят, к чему приводит нарушение закона.

Законодательство предусматривает некоторые ограничения назначения административного наказания.

Так, например, арест не может быть применен по отношению к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей до 14 лет, беременным или инвалидам первой и второй группы.

Существуют и обстоятельства, исключающие административную ответственность. Они закреплены соответствующей статьей кодекса.

В каких случаях можно избежать наказания?

Привлечение к административной ответственности осуществляется государственными органами – субъектами исполнительной власти. В своей работе они руководствуются Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими законодательными актами.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность это определенные ситуации, повлиявшие на правонарушителя, в результате которых и было сделано нарушающее закон деяние. Они играют важную роль в механизме административно-правового регулирования.

Их закрепление в законе является своеобразной гарантией того, что граждане, совершившие административные правонарушения в силу определенных обстоятельств имеют возможность избежать наказания. Их деяния подпадают под понятие правонарушения, но, в силу обстоятельств, не несут никакой угрозы обществу.

В этом случае возникает ситуация, исключающая возможность ведения делопроизводства по данному вопросу.

К числу таких обстоятельств относятся:

  1. Отсутствие события правонарушения. Здесь дело обстоит понятно. Сложилось неприемлемая ситуация, которая должна привести к нарушению административного законодательства, но сам факт нарушения не произошел.
  2. Отсутствие состава нарушения, в том числе не достижение нарушителем минимального возраста, предусмотренного Кодексом для привлечения к ответственности. О трудных подростках знает каждый из нас. В их действиях часто присутствуют признаки административного правонарушения. В силу не достижения возраста, они не могут понести наказание за совершенные действия.
  3. Осуществление действий в состоянии крайней необходимости. В жизни бывают разные ситуации. Иногда для того, чтобы защитить себя и своих близких приходится нарушать закон. Четко ограничить рамки поведения невозможно.
  4. Амнистия, освобождающая от наказания за данное деяние. Объявление амнистии освобождает различных правонарушителей от ответственности. Это отличный шанс осознать свою вину, и в дальнейшем стать законопослушным гражданином.
  5. Отмена закона, предусматривающего ответственность за данное действие. Этот пункт разобрать проще на примере законодательства США. На данный момент в разных штатах продолжают действовать законы, которые сегодня выглядят совершенно нелепо. Так и у нас, то, что считалось нарушением закона, по истечении определенного срока
  6. Истечение срока давности. Любые виды правонарушений имеют свой срок давности. Если в случае нарушения административного наказания он истек, претензии нарушителю предъявить нельзя.
  7. Наличие по данному правонарушению решения суда, предусматривающее наказание. Бывают случаи, когда в суд обращаются заявители, не зная, что ранее это дело уже рассматривалось судом. Если решение прошло все инстанции, повторное обращение в суд невозможно.
  8. Смерть физического лица, по отношению к которому ведется делопроизводство. Это печальный, но жизненный факт. Следствием подобных правонарушений не может быть солидарная ответственность. Поэтому, если ситуация сложилась таким образом, что виновник умер, делопроизводство закрывают.

Законодатели говорят об освобождении от административной ответственности в случае невменяемости виновного. К сожалению, душевные болезни или временное помутнение рассудка не являются редкостью в наше время.

Если медицинское заключение подтвердит, что нарушение закона было сделано человеком в таком неадекватном состоянии, наказания он не понесет.

Судом может быть вынесено решение о принудительном лечении, но это совершенно не относится к теме данной статьи.

Уместными будут и разъяснения относительно превышения необходимой обороны. Защищая жизнь и безопасность свою и своих близких, иногда не приходится задумываться о законности действий. Когда счет идет на секунды или минуты, нет времени открывать кодекс, и определять, является ли действие правонарушением.

Особое внимание следует уделить такому обстоятельству, как вменяемость. Ее отсутствие избавляет гражданина от ответственности. Сложно назвать этот признак объективным, ведь фактически правонарушение совершено, и оно полностью соответствуют всем признакам. Это обстоятельство устанавливают соответствующие медицинские органы, о чем выдают заключение.

К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относят и действия граждан, которые направлены на предотвращение совершения преступления или при задержании нарушителя законодательства. В такой ситуации возможны любые неприятные моменты, которые связаны с выполнением людьми своего гражданского долга.

Административное право в Российской Федерации: понятие и особенности

Административное законодательство в РФ представлено Кодексом об административных правонарушениях и рядом Федеральных законов, регулирующих этот вопрос.

Эти законодательные акты дают четкое разъяснение понятия административного правонарушение, определяют его признаки, субъекты и объекты, обстоятельства, отягощающие и смягчающие административную ответственность, а также обстоятельства, исключающие административную ответственность.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением является действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое данным законодательным антом или другими законами предусмотрено наказание. Наказание может быть разным. Все зависит от субъекта правонарушения и обстоятельств его совершения.

Законодательные акты РФ достаточно гуманны. Об этом свидетельствует тот факт, что в Административном кодексе есть перечень ситуаций, исключающий применение того или иного наказания по отношению к определенным категориям граждан. Так, например, по отношению к беременной женщине, нельзя применить такой вид наказания, как административный арест.

Существует и список обстоятельств, полностью исключающих административную ответственность. Они помогают судьям квалифицировать деяние, а субъектам правонарушения избежать наказания в случае, ели проступок был совершен в силу тех или иных событий.

Так что же это за обстоятельства, исключающие административную ответственность в РФ? Это установленные законодательными актами юридические факты, которые схожи по описанию с административными правонарушениями, но при них наказание не наступает.

Хочется подробнее остановиться на таком обстоятельстве, исключающем административную ответственность, как вменяемость. В соответствии с законодательством РФ, ее определить может только специальная медицинская комиссия, которая дает соответственное заключение. Обстоятельств, исключающих административную ответственность не так много. Среди них:

  • Не достижение правонарушителем установленного законом возраста.
  • Невменяемость.
  • Крайняя необходимость.

Подробно останавливаться на возрасте, с которого возникает административная ответственность, смысла нет. Он четко определен законодателями, и указан в кодексе.

Что касается вменяемости, то существуют определенные медицинские критерии, в соответствии с которыми и устанавливается вменяемость правонарушителя. Это:

  1. Хронические расстройства психики. К ним относятся такие серьезные заболевания, как эпилепсия, шизофрения и ряд других.
  2. Временные расстройства психики. Это может быть любое временное расстройство, которое можно вылечить. Примером можно считать алкогольный психоз или сильное душевное потрясение, которое тоже может привести к такому исходу.
  3. Врожденное или приобретенное слабоумие.
  4. Иные причины болезненного состояния психики, которые не являются психическими болезнями, но временно приводят к душевным расстройствам. Примером для этого пункта может послужить послеродовая депрессия.

В законодательстве РФ подробно рассматривается такое обстоятельство, как крайняя необходимость. Его изучением занимались и занимаются многие юристы, изучающие Административное право, как науку.

Они считают, что институт крайней необходимости способствует повышению социальной активности граждан нашей страны. Благодаря этому люди более активно могут защищать и предотвращать нанесение вреда правам человека, интересы государства и общества.

Действия, которые совершаются в состоянии крайней необходимости, являются, своего рода защитной реакцией, вызванной совершаемым правонарушением.

Существуют законодательно установленные признаки крайней необходимости. Это:

  • Совершенные действия хоть и попадают под перечень деяний, регулируемых законодательными актами, но действия были совершены с целью предотвращения нанесения вреда интересам государства, общества или граждан.
  • Лицо совершило правоохранительную функцию, своими действиями пресекает длящееся правонарушение даже в том случае, когда ущерб уже нанесен.

Институт необходимой обороны является одним из самых старых в законодательстве РФ. Это обстоятельство возникает тогда, когда лицо вынуждено защищать не только свои права и законные интересы, но и других лиц, а также государства.

Можно сказать, что необходимая оборона является своего рода сработавшим инстинктом, заставляющим гражданина защищаться от противоправных действий. Понятие «необходимая оборона» присутствует в различных отраслях права России.

Так, например, в некоторых статьях Криминального кодекса, она является смягчающим обстоятельством. Или таким, которое освобождает правонарушителя от ответственности.

Административный кодекс РФ: инструмент, регулирующий отношения в обществе

Основной задачей Кодекса РФ об административные правонарушениях является защита прав и интересов граждан, общества и самого государства . Здесь собраны все моменты, позволяющие определить само понятие правонарушения, изучить его признаки, определить моменты, исключающие ответственность за содеянный поступок.

Их наличие носит, можно сказать, воспитательных характер. Граждане получают возможность активно учавствовать в общественной жизни, оберегать свои и чужие интересы и имущество.

Законодатели особое внимание уделяют этим моментам, ведь они способны защитить законопослушного гражданина, совершившего правонарушение в силу сложившейся ситуации.

Подобные законодательные акты подтверждают, что мы живем в правовом демократическом государстве. Четкое определение и регулирование поведенческих норм позволяет значительно снизить количество правонарушений, формируя общество законопослушных граждан.

Административное право РФ является своего рода регулятором поведения, определяющим границы дозволенности в различных ситуациях.

Наличие в Кодексе об административных правонарушениях перечня обстоятельств, исключающих административную ответственность, является доказательством того, что мы живем в правовом государстве, которое способно защитить своих граждан в различных ситуациях. А наличие поддержки со стороны власти является отличным стимулятором, позволяющим соблюдать законы и право, и быть полноправным членом общества.

Источник: https://zaimitut.ru/obstoyatelstva-isklyuchayushhie-administrativnuyu-otvetstvennost/

Обстоятельства, исключающие административную ответственность: сущность и виды

Какие обстоятельства исключают привлечение к административной ответственности?

Правовая защита граждан

Важное значение в многокомпонентном механизме законодательного регулирования правоотношений имеют обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Это гарантия юридической защиты каждого человека и юридического лица.

Наличие факторов, которые предотвращают возможность неправомерного наложение взысканий, стимулирует добросовестное отношение граждан к закону и порядку.

Общая характеристика обстоятельств, которые исключают административное производство

Законодательством регламентированы условия и факторы, абсолютно исключающие возможность привлечь кого бы то ни было к ответственности за совершение поступков с признаками правонарушения. Это обусловлено специфическим состоянием субъекта или юридически оговоренными ситуациями, имеющими место в реальности.

Производство в таких случаях не открывается. Если процесс начат до установления исключающих факторов — подлежит немедленному прекращению. Инициирование ответственности невозможно, если имеет место хотя бы один пункт из перечня, закрепленного статьей 24.5 КоАП Российской Федерации:

  • отсутствует событие административного проступка
  • нет полноценного состава правонарушения
  • причиной действия стало состояние крайней необходимости
  • издан акт амнистии, который упраздняет обязанность нести ответственность
  • прошли допустимые сроки давности
  • по рассматриваемому факту совершения неправомерного поступка с абсолютно идентичным составом уже имеется вынесенное решение по существу либо ведется производство по делу
  • отменены нормы закона, послужившие основанием привлечения к ответственности
  • факт смерти лица, которым совершено противоправное деяние
  • другие предусмотренные законодательством обстоятельства

К отдельным лицам, в частности военнослужащим и гражданам, имеющим на различного рода специальные звания, как к особой категории применяется дисциплинарный вид ответственности.

Предписания административных правовых актов становятся общим основанием для соответствующего наказания только в том случае, когда деяние не было связано со служебной деятельностью.

Специальные нормы в данном случае приоритетны.

Каждое из вышеуказанных оснований служит фактором, абсолютно исключающим меры наказания по отраслевому законодательству.

Индикатор девиантного поведения

Обстоятельства, исключающие административную ответственность — это одна из многочисленных правовых реакций государства на нестандартное деяние субъекта, внешне очень схожее по признакам с административным проступком. Своего рода индикатор правомерности, который обеспечивает юридические гарантии участникам правоотношений и защиту от необоснованного взыскания.

Государство в лице компетентных органов и представителей определяет, имеет ли поступок опасные последствия для общества. От того, каковы мысли и намерения побудили человека на девиантные внешние проявления, зависит степень его вины, а значит и дальнейший ход дела.

Рассматриваемые обстоятельства выполняют ряд важных функций: защитную, превентивную и стимулирующую. То есть государство не просто обеспечивает фундаментальные права и свободы, но еще и побуждает к правомерным действиям для сохранения интересов каждого человека и общества в целом.

Неполный состав правонарушения

Обстоятельства, исключающие административную ответственность в РФ, сформулированы законодателем на основе не только специальных отраслевых норм, но и общетеоретических положений правовой науки. Состав каждого наказуемого проступка состоит из четырех элементов, а именно: субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны.

То есть, для того, чтоб говорить о состоявшемся административном правонарушении, необходима совокупность следующих факторов:

  • наличие сегмента общественных отношений, который был подвергнут незаконному воздействию
  • имеет место конкретное деяние, наступившие или вероятные негативные последствия и непосредственная связь между ними
  • участие субъекта — физического или юридического лица
  • правосубъектность физического лица (достижение соответствующего возраста и состояние вменяемости)
  • установлена одна из возможных форм вины

Отсутствие какого либо из перечисленных признаков исключает ответственность за административные проступки. Обязательное условие для применения наказания в любых правоотношениях — только совокупность и одновременное наличие всех четырех составных характеристик.

Одним из самых распространенных обстоятельств, делающих невозможным привлечение к ответственности, является недостижение субъектом шестнадцатилетнего возраста.

Фактически безапелляционным основанием прекращения административного производства становится доказательство невменяемости лица. Правовая наука выделяет два аспекта этого понятия: медицинский и юридический.

В первом случае речь идет о болезненном расстройстве психики в хронической или временной форме, слабоумии и т. д. Во втором — полное не осознание лицом сущности и негативных последствий деяния, невозможность руководить собой на момент совершения административного проступка.

Производство по дело не допустимо, если состав правонарушения неполный.

Действительно ли имело место противоправное событие

Обстоятельствами исключающими наступление негативных правовых последствий для лица, является прежде всего подтверждение отсутствия незаконности деяния. В том числе, когда не было самого события регламентированного статьями особенной части КоАП.

Мужчина зашел в кафе

Достаточное количество доказательств не установлено, и не подтвержден реальный факт противоправного действия или бездействия физического, должностного или юридического лица.

Невозможно применить наказание за то, чего не было.

Пример ситуации. Мужчина поставил автомобиль на постоянную ночную стоянку в вечернее время и в салоне стал пить пиво.

Его заметил инспектор ГИБДД. Однако у последнего нет оснований составлять протокол, поскольку транспортное средство неподвижно и предпосылок утверждать про управление в нетрезвом виде нет.

Второй пример с этими же участниками. Остановку автомобиля сотрудник дорожной инспекции мотивирует превышением скорости. Никто не лишает водителя права оспаривать данный факт.

В этом случае прямым подтверждением самого события является только видео регистрация. Остальные доказательства носят косвенный характер.

В основе одной из главных законных форм защиты лежит доказывание отсутствия самого события.

Состояние, исключающее применение административного наказания

Социальная активная позиция людей, намерение защитить себя, своих близких и собственность, а также предотвратить какой-либо вред часто побуждают вынужденно преступить черту закона. Наличие факта противоправного поведения с точки зрения административного законодательства и причинение негативных последствий могут быть вызваны крайней необходимостью.

Если это обстоятельство будет доказано, ответственность исключается.

Отсутствие правонарушения в таком случае имеет место, если в совокупности установлено, что:

  • нет вины субъекта
  • деяние носит вынужденный характер
  • объем причиненного вреда меньше, чем тот который мог быть
  • опасность носила реальный непосредственный характер именно в этот момент
  • другого выхода для спасения блага не было

Как правило, деяния в состоянии крайней необходимости формально содержат состав одного или даже нескольких правонарушений. Но участники пребывали в таких условиях, при которых приходится делать выбор в пользу меньшего нарушения.

Примерами служат довольно распространенные в повседневной жизни ситуации. Водитель вынужден нарушить правила дорожного движения для того, чтоб избежать столкновения с внезапно выехавшим на встречную полосу транспортным средством. Других способов спасти жизнь себе и пассажирам нет, поэтому в данном случае нет наказания в соответствии со ст 2.14 Кодекса.

В чертах населенного пункта стрельба запрещена (ст. 20.13 Кодекса). Однако, например, при нападении дикого зверя на человека, другого выхода для спасения жизни и моментального реагирования может не быть. По аналогичному принципу не является правонарушением вырубка деревьев и кустарников, если это было необходимо при ликвидации пожара и т. д.

Крайняя необходимость является исключающим наказание фактором лишь в том случае, если другого способа устранить нарушение или угрозу законных прав и интересов не было, и причиненный вред меньше, чем предотвращенный.

Обоснованные действия в состоянии крайней необходимости: критерии сопоставимости

Правоохраняемые интересы могут быть подвергнуты нарушению только в исключительных случаях, которые полностью оправдывают причиненный вред. Главный критерий — целесообразность и неизбежность.

При возникновении угрозы должны изыскиваться, прежде всего, правомерные пути разрешения ситуации.

Только в том случае, когда таковых не оказалось, или на тот момент субъект не мог оценить их очевидность, можно говорить об оправданном деянии.

Вынужденные действия должны минимально нарушать правовые блага и иметь незначительные последствия. Очевидное злоупотребление не допустимо. Вопросы о том, был ли выбранный способ единственно возможным или нет, решаются на основании конкретных обстоятельств в каждом деле.

Первым критерием сопоставимости вреда является социальная сущность охраняемого и нарушенного блага. Второе разграничение — соотношение стоимостной характеристики имущественных интересов.

Пример. Пожарные при выполнении своей непосредственной работы часто вынуждены выламывать двери, разбивать окна, заливать имущество. Такие действия в условиях реальной угрозы распространения огня и острого дефицита времени оправданы и обоснованы.

Жизнь человека и здоровье всегда выше любой материальной ценности.

Характеристика других пунктов ст. 24.5 КоАП РФ

Причинение вреда здоровью

Истечение сроков давности подразумевает невозможность вынесения постановления после того, как прошло два месяца со дня совершения проступка.

Например, административное правонарушение случилось 01.03.2016 года и последним днем, когда допустимо привлечение к ответственности, станет 01.05. 2016.

Исключением является категория дел, по которым вред причинен здоровью. В этом случае период составляет один год.

Срок давности могут быть остановлены в одном случае — до момента получения дела судьей или органом, осуществляющим административный процесс, по месту жительства участников в результате передачи материалов дела после удовлетворения соответствующего ходатайства.

Способы затягивания, такие как отказ от проведения экспертизы, непредоставление необходимых данных и т. д. на сроки повлиять не могут.

Гарантией защиты от двойного наказания служат правовые нормы о невозможности вести производство по делу, идентичные обстоятельства которого были или есть предметом рассмотрения в другом процессе.

Пример ситуации. Произошло дорожно-транспортное происшествие причиной послужила неправильно выбранная скорость водителем в соответствии со ст 10.1 ПДД. Административным законодательством не предусмотрено наказание по этой норме, в связи с чем дело было прекращено.

Позже установлено, что имело место нанесение вреда здоровью пешехода в легкой степени. Это уже ст. 12.24 КоАП, санкция которой предписывает до 2 лет лишения свободы. Однако, решение по существу уже было, что является обстоятельством, исключающим ответственность.

Устранить назначенное административное наказание в ряде случаев может акт амнистии. Этот документ принимается Государственной Думой, после чего одобряется главным исполнительным органом страны и подписывается главой государства.

Амнистия может быть применена только в отношении деяний, которые были совершены и окончены до вступления акта в силу.

Очевидным исключающим основанием является смерть лица, в результате чего наказание никак не может быть применено. Преемственность в данном случае правовыми нормами не предполагается.

Закон имеет обратное действие только в одном случае — если он отменяет или смягчает наказание за совершенное деяние. Применительно к административному кодексу упразднение или изменение правовой нормы распространяется на содеянные ранее правонарушения, наказание за которые еще не было реализовано.

Перечисленные обстоятельства важны прежде всего с точки зрения справедливости и рациональности.

Разграничение смежных понятий

Теоретические положения и законодательство в этой сфере четко дают обозначения, что обстоятельства, исключающие административное производство и основания, освобождающие от наказания — это два разных правовых института. Они взаимоисключают друг друга.

В первом случае в силу особого нетипичного состояния лица или специфических условий (с юридической точки зрения) ответственность не может наступить. Во втором случае она имеет место и является реальным негативным правовым последствием для правонарушителя.

Однако в связи с установлением законных оснований, виновное лицо может быть полностью или в отдельной части освобождено от обязанности нести юридическую ответственность.

То есть, исключающие обстоятельства означают, что наказания нет и быть не может изначально, независимо от смягчающих или освобождающих факторов.

Регламентированные законом обстоятельства, исключающие административное производство и ответственность, являются важным и обязательным инструментом правового регулирования. Их главная функция заключается в обеспечении фундаментальных основ правоотношений на справедливых началах. Это одна из гарантий презумпции невиновности и защиты от неправомерного применения наказания.

О правах человека и презумпции невиновности подробнее можно посмотреть на видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://VyborPrava.com/administrative/obstoyatelstva-isklyuchayushhie-administrativnuyu-otvetstvennost-sushhnost-i-vidy.html

Какие обстоятельства являются исключающими административную ответственность

Какие обстоятельства исключают привлечение к административной ответственности?

В каждом законе есть лазейки, которые помогают избежать наказания, поэтому на законном уровне установлены обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Особенности, помогающие избежать ответственности, могут носить различный характер. Чтобы детальнее их рассмотреть и примерить на конкретный случай, необходимо обратиться к Кодексу об административных правонарушениях (сокращенно КоАП).

Установление основания для прекращения производства указано в статье 24.5 данного кодекса.

Кроме ответственности физических лиц, законом предусмотрена административная ответственность государственных служащих.

Каждый гражданин должен знать, куда обращаться, если среди должностных лиц будут представители, осуществляющие деятельность вне норм закона.

Беззаконие должно быть наказано, поэтому нужно знать свои права и свободы и при необходимости умело использовать полученные знания, защищая свою правовую позицию.

Понятие ответственности

Понятие, характер и особенности административной ответственности (далее АО) конкретно указаны в КоАП РФ. Закон предусматривает под данным понятием вид юридической ответственности. Основополагающей причиной для несения АО будет совершение административного проступка.

Данные нарушения или проступки можно охарактеризовать следующим образом:

  • нарушение общественного порядка;
  • нарушение права собственности и других свобод граждан;
  • противоправность (связь с другими отраслями права, охраняемыми мерами АО);
  • умышленность действия и бездействия;
  • неосторожность;
  • антиобщественный порядок действий или бездействий (противоречит общественным нормам и правилам).

Проступком административного характера является правонарушение, предусмотренное нормами действующего КоАП РФ. Указанные правонарушения могут быть совершены, как нарочно, так и непреднамеренно.

Противоправные действия, совершенные с умыслом, караются строже, чем непредумышленные. В любом случае правонарушение считается виновным действием или бездействием.

Если вины в деянии не находят, то правонарушение нельзя назвать административным.

К списку лиц, которые могут отвечать перед законом за совершение административных правонарушений, относятся граждане, достигшие шестнадцати лет. Когда на момент совершения противоправного деяния гражданину исполнилось шестнадцать лет, только тогда его можно привлечь к ответственности.

Юридическая практика подчеркивает, что бывают случаи, когда на лицо все признаки правонарушения, но АО не наступает.

В кодексе указано, что одним из условий применения к виновнику мер административного характера является отсутствие наказания за такое деяние в уголовном производстве.

Если за деянием закреплена уголовная ответственность, то административное наказание не наступает.

Ответственность административного плана предусматривает определенные основания, по которым она применяется. Их всего три, но каждое из них взаимосвязано с другими:

  • фактическое (само правонарушение, его состав и соответствующий виновник);
  • юридическое (наличие ответственности за нарушение в актуальном законодательстве);
  • процессуальное (протокол о совершенном правонарушении, составленный уполномоченным сотрудником госаппарата).

Условия административной ответственности могут функционировать только вместе, потому что отсутствие хотя бы одного из них исключает применение АО. Действия, перечащие установленным в обществе законам, могут относиться как к административным, так и к уголовным нарушениям. При этом на законодательном уровне конкретно установлено отличие между ними.

Как пример, хищение имущества, принадлежащего другому гражданину, считается мелким, если его общая сумма не превышает пять минимальных заработных плат. В таком случае наступает АО, а в противном — не избежать уголовной ответственности за данное преступление.

Процесс привлечения

Привлечение виновных лиц к ответственности возможно только при условии, что у виновных была возможность соблюсти предусмотренные законом нормы, но они не сделали ничего для этого. Если все признаки административного правонарушения на лицо, то это является фактическим условием для привлечения виновного к ответу в рамках административного права.

При этом привлечение к АО имеет свои основания:

  • наличие вины вне зависимости от ее характера (есть умысел или нет);
  • достижение виновником возраста привлечения к АО;
  • соблюдение сроков давности;
  • состояние крайней необходимости;
  • невменяемость виновника;
  • прямая связь между нарушением и его последствием;
  • обстоятельства, которые могут смягчить или усугубить АО.

АО применяется в определенных случаях и имеет свои особенности. К таким относится и состав административного правонарушения. Установление состава нарушения основывается на таких элементах:

  • объект (отношения, на которые посягает незаконное деяние);
  • субъект (виновник);
  • объективная сторона (содержание деяния, то есть его направленность, последствия, способ, средства, место и прочие особенности);
  • субъективная сторона (вина, цели и мотив, исходя из которых совершено незаконное деяние).

Существуют особенности, которые могут значительно уменьшить или вовсе исключить АО. Основания для смягчения наказания могут быть следующими:

  • раскаяние;
  • сообщение о содеянном действии в соответствующие органы;
  • содействие виновного при расследовании;
  • состояние аффекта, основываясь на заключении психиатра;
  • прекращение незаконного проступка;
  • возмещение причиненного вреда;
  • предотвращение последствий;
  • устранение правонарушения;
  • недостаточный возраст для несения АО;
  • беременность на момент совершения проступка.

Наличие одного из перечисленных факторов может значительно уменьшить степень привлечения к ответственности. При этом у каждого из перечисленных факторов есть свои особенности.

Например, раскаяние как смягчающее обстоятельство применяется при соблюдении таких условий: признание субъектом своей вины в полном объеме, негативное отношение к совершенному деянию и отрицательная оценка своих действий.

Главным условием является добровольность, потому что раскаяние под принуждением не будет смягчающим.

Сообщить в органы правопорядка о нарушении нужно до того, как это сделает потерпевший, тогда такое сообщение могут назвать смягчающим. Содействие следствию выражается в представлении нужных материалов, указании свидетелей и предоставлении прочих полезных материалов и сведений, которые могут значительно ускорить расследование.

Прекратить незаконное деяние — означает добровольно вернуть все в первичное состояние. Как пример можно привести возврат потерпевшему украденного имущества. Смягчающие основания имеют общую черту — добровольность и инициативность виновника.

Исключающие обстоятельства

Существуют обстоятельства, исключающие административную ответственность. Если таковые присутствуют в конкретном деле, то привлекаться к ответственности виновник не будет. Установление исключающих обстоятельств регламентируется законом и зафиксировано в КоАП.

Полного или исчерпывающего списка исключающих обстоятельств в кодексе нет, но там указаны основные условия для прекращения АО. К таким относятся:

  • совершение проступка в ситуации, когда это крайне необходимо;
  • проступок совершен вследствие самообороны;
  • виновник признан невменяемым;
  • совершение административного правонарушения при оказании действий по задержанию преступника (имеется ввиду причинение данному лицу вреда, попадающего под АО);
  • совершение проступка гражданином, не достигшим шестнадцати лет;
  • истекла давность для привлечения виновных лиц к ответственности;
  • событие административного проступка отсутствует;
  • обнаружение отсутствия состава правонарушения;
  • действие виновного попадает под амнистию;
  • закон, который предусматривал АО по данному проступку, отменен;
  • смерть виновника и другие.

Ситуациями крайней необходимости могут быть проступки, совершенные намеренно для защиты своей жизни и здоровья при наличии явной угрозы. Это отличается от умышленных противоправных действий без крайней необходимости или самозащиты.

Если действие совершено, исходя из общественно важных мотивов, то АО не применяется. Если оборона была действительно необходимой, то никаких претензий к виновнику не будет, так как потерпевший получил по заслугам.

Таким образом, закон на стороне справедливости.

Установление отсутствия события правонарушения означает отсутствие деяния. Другими словами не удалось подтвердить факт совершения незаконных и перечащих нормам действий или бездействий. Если отсутствует состав проступка, то другими словами не удалось установить вину субъекта, совершившего противоправное действие. Состав проступка отсутствует в следующих случаях:

  • виновнику не исполнилось шестнадцать лет;
  • невозможно провести установление формы вины;
  • состояние невменяемости привлекаемого гражданина.

Особенности привлечения к ответственности также заключаются в том, что действующие законы подлежат изменениям и иногда даже отмене, поэтому законодатель может издать акт амнистии. Данный документ будет означать, что АО в конкретной ситуации не наступит.

Сроки давности за административный проступок колеблются от шестидесяти дней до шести лет. Давность напрямую зависит от тяжести правонарушения.

Если потерпевший затянул с обращением в правоохранительные органы и пропустил указанный срок, то виновник может сослаться на его пропуск и не нести АО за проступок.

Один и тот же виновник привлекается к АО за совершение противоправных действий только один раз.

Ответственность лиц госаппарата

Отдельным аспектом в административном праве является ответственность должностных лиц.

При этом закон гласит, что административная ответственность государственных служащих имеет свои особенности, когда таковые относятся к числу должностных лиц.

Гражданина, выполняющего функции представителя власти, можно причислить к ряду должностных лиц. При этом не имеет значения, на временной или постоянной основе он выполняет наложенные функции.

Основаниями для привлечения должностных лиц к АО будут:

  • совершение административного проступка;
  • неисполнение служебных функций;
  • исполнение своих профессиональных обязанностей недолжным образом.

При фиксации определенных противоправных действий или бездействий должностных лиц нужно проследить, чтобы таковые не относились к уголовной ответственности.

Установление факта нарушения, при котором применяются меры уголовной ответственности, накладывает на должностных лиц более суровое наказание.

В этом и состоит главное отличие административной и уголовной ответственности.

Наступление уголовной ответственности связано с такими преступлениями должностных лиц:

  • злоупотребление полномочиями;
  • безосновательное повышение должностных полномочий;
  • присвоение должностных полномочий другого чиновника;
  • коррупция;
  • участие в предпринимательской деятельности (что запрещено на законном уровне) и прочее.

Если со стороны чиновников открыто нарушается закон, то нельзя сидеть, сложив руки. Нужно бороться за справедливость и использовать для этого актуальный закон. Если возникли трудности с толкованием закона, то можно обратиться к компетентным специалистам. Бесплатную консультацию реально получить в интернете в режиме онлайн.

Источник: http://podachaiska.ru/stati/administrativnaya-otvestvennost.html

Добавить комментарий