Что значит привлечение к административной ответственности?

В этой статье:

Тема № 15 административная ответственность

Что значит привлечение к административной ответственности?

  1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ

  3. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

  4. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

  5. ПРАВИЛА НАЛАЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

1.Понятие и признаки административной ответственности

Административнаяответственность – это вид юридическойответственности, который заключаетсяв применении компетентными органами идолжностными лицами, судьямиадминистративных наказаний к лицам,совершившим административныеправонарушения в соответствии с КОАПРФ и законами субъектов РФ.

Признакиадминистративной ответственности:

  1. Её основанием является административное правонарушение, содержащее все элементы состава;

  2. К административной ответственности привлекают органы и должностные лица, судьи, указанные в главе 22 и 23 КоАП РФ;

  3. Административные наказания налагаются на неподчиненных правонарушителей (на подчиненных правонарушителей налагаются дисциплинарные взыскания);

  4. Мерой административной ответственности является административное наказание, виды которого указанны в 3-й главе КоАП РФ;

  5. Административная ответственность урегулирована нормами административного права.

Всенормы, регулирующие административнуюответственность содержаться в КоАП РФи законах субъектов РФ «Об административной ответственности».

КоАПРФ был принят 30 декабря 2001 года. Вступилв силу с 1 июля 2002г.

ВЧелябинской области действует ЗаконЧелябинскойобластиот 27 мая 2010 г. N 584-ЗО «ОбадминистративныхправонарушенияхвЧелябинскойобласти».

2.Административное правонарушение. Понятие, признаки и состав

Административноеправонарушение – это виновноепротивоправное действие или бездействиефизических или юридических лиц, закоторое КоАП РФ или законами субъектовРФ установлена административнаяответственность ( ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Признаки:

  1. Это виновное деяние, т.е. осознается лицом и управляется его волей;

  2. Это противоправное деяние, т.е. нарушает нормы разных отраслей права;

  3. Оно общественно вредное, т.е. кратковременно расстраивает нормальное течение общественных отношений;

  4. Оно предусмотрено КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

  5. Оно влечет административное наказание, предусмотренное КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

  6. Наличие субъекта правонарушения — физического или юридического лица. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо.

    Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста.

    Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Составадминистративного правонарушения

Составадминистративного правонарушения –это юридическая модель, логическаяконструкция реального административногоправонарушения

Составправонарушения включает четыре элемента:

  1. Объект административного правонарушения;

  2. Объективная сторона административного правонарушения;

  3. Субъект административного правонарушения;

  4. Субъективная сторона административного правонарушения.

  • Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

Объектыподразделяются на три группы:

  1. Общий (все общественные отношения, охраняемые законодательством РФ);

  2. Родовой (определяется по названию главы КоАП РФ);

  3. Непосредственный (определяется по названию статьи, где закреплено конкретное правонарушение).

    • Объективная сторона – это внешнее выражение правонарушения, т.е. само деяние, выраженное в действии или бездействии.

Объективнаясторона отвечает на вопрос: Как и какимобразом совершенно правонарушение?

Кфакультативным признакам объективнойстороны относятся:

  1. Место совершения правонарушения;

  2. Время совершения правонарушения;

  3. Предмет совершения правонарушения;

  4. Способ совершения правонарушения.

Вматериальных составах правонарушенияобъективная сторона включает 3 элемента:

  1. Деяние;

  2. Общественно вредный результат деяния;

  3. Причинно – следственная связь между деянием и результатом.

  • Субъект административного правонарушения – это физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение.

Пообщему правилу административнойответственности подлежит лицо:

-достигшеек моменту совершения административногоправонарушения возраста шестнадцатилет.Если противоправное деяние совершенов день рождения правонарушителя, тосогласно правилам ст.191ГК РФ данное лицо будет считатьсяшестнадцатилетним с нуля часов дня,следующего за днем рождения, следовательно,такое лицо не может быть привлечено кадминистративной ответственности;

-вменяемоелицо, т.е. способное по состоянию своегопсихического здоровья осознаватьфактическую сторону и социальный смыслсвоего поведения и руководить им (ст.2.8КоАП РФ).

Отсутствиехотя бы одного из указанных признаковсубъекта административного правонарушениявлечет за собой отсутствие составаадминистративного правонарушения, чтоявляется обстоятельством, исключающимадминистративную ответственность (п.2 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ).

Ч.2ст.2.3 КоАП РФ установлено факультативноеоснование освобождения от административнойответственности лиц от 16-и до 18-и лет,т.е. несовершеннолетних, но достигшихвозраста привлечения к административнойответственности.

Условиемосвобожденияот административной ответственностиданной категории субъектов являетсяследующее:

-на момент совершения административногоправонарушения лицо должно достигнуть16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;

-дело об административном правонарушениирассматривает специальный орган -комиссия по делам несовершеннолетнихи защите их прав, действующая на основанииФедерального законаот 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системыпрофилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних»;

-комиссия изучает все обстоятельствасовершения правонарушения и личностьсамого нарушителя, в т.ч. семейныеобстоятельства, успеваемость,характеристику по месту учебы и местужительства и т.д.;

-в качестве альтернативы административнойответственности к несовершеннолетнемунарушителю применяются иные меры,предусмотренные законом о защите правнесовершеннолетних (в настоящее время- Федеральный закон от 30.12.

2012 N 297-ФЗ «Овнесении изменений в статьи 4 и 11Федерального закона «Об основах системыпрофилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних»),например, обязать принести извинение,передать несовершеннолетнего под надзорродителей и пр.

Уюридических лиц ответственность заправонарушение возможна с моментагосударственной регистрации юридическоголица.

Ч.третья ст.2.

1 КоАП РФ предусматриваетвозможностьпривлеченияк административной ответственности поодному и тому же составу административногоправонарушения одновременно и юридическоголица, и должностного лица данногоюридического лица, виновного в совершенииправонарушения:назначение административного наказанияюридическому лицу не освобождает отадминистративной ответственности заданное правонарушение виновное физическоелицо, равно как и привлечение кадминистративной или уголовнойответственности физического лица неосвобождает от административнойответственности за данное правонарушениеюридическое лицо.

ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5«О некоторых вопросах, возникающих усудов при применении Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях»дает некоторые разъяснения по примененияуказанной нормы. В соответствии сч.3 ст. 2.

1КоАП РФ в случае совершенияюридическим лицом административногоправонарушения и выявления конкретныхдолжностных лиц, по вине которых онобыло совершено (ст.2.4КоАП РФ), допускается привлечениек административной ответственности поодной и той же норме как юридическоголица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственностидолжностного лица за совершениеадминистративного правонарушения,которое явилось результатом выполнениярешения коллегиального органа юридическоголица, необходимо выяснять, предпринималисьли должностным лицом меры с цельюобратить внимание коллегиального органалибо администрации на невозможностьисполнения данного решения в связи стем, что это может привести к совершениюадминистративного правонарушения.ПосколькуКоАПРФ не предусматривает в указанном случаекаких-либо ограничений при назначенииадминистративного наказания, судьявправе применить к юридическому идолжностному лицу любую меру наказанияв пределах санкции соответствующейстатьи, в том числе и максимальную,учитывая при этом смягчающие, отягчающиеи иные обстоятельства, влияющие настепень ответственности каждого изэтих лиц. Привлечение к уголовнойответственности должностного лица неможет в силуч.3 ст. 2.1КоАП РФ служить основанием дляосвобождения юридического лица отадминистративной ответственности.

  • Субъективная сторона – это внутреннее психическое отношение субъекта к содеянному.

Еёцентром является вина в форме умыслаили неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ)

Умыселозначает осознание противоправногохарактера своего действия или бездействия,предвидение его вредных последствий ижелание их наступления либо сознательноеих допущение, либо безразличное к нимотношение.

Когдалицо желает наступления последствийумысел называется прямым, а когдаотносится к ним безразлично или допускаетих, то умысел называется косвенным.

Встатьях КоАП РФ прямо указывается наряд составов административныхправонарушений, наказуемость которыхнаступает лишь при наличии умышленнойвины (умышленное уничтожение илиповреждение чужого имущества — ст.7.

17КоАП РФ; умышленное невыполнениетребований прокурора -ст.17.7КоАП РФ; умышленное повреждениеили срыв печати -ст.19.2КоАП РФ; умышленная порча удостоверенияличности гражданина -ст.19.

16КоАП РФ, умышленная порча илиуничтожение военного билета -ст.21.7КоАП РФ и др.).

Осовершении правонарушения умышленносвидетельствуют такие слова диспозицийстатей ОсобеннойчастиКоАП РФ, как «сокрытие»,»уклонение», «отказ»,»принуждение», «изготовление»,»распространение», «сбыт»,»воспрепятствование», «подкуп»,»заведомо ложное», «неповиновение».Однако в большинстве случаев вывод осубъективной стороне составаадминистративного правонарушения можносделать лишь на основе анализа всехпризнаков, приведенных в соответствующейстатьеОсобеннойчастиКоАП РФ.

Неосторожность– это предвидение возможности наступлениявредных

последствий,но легкомысленный расчет на ихпредотвращение или не предвидениевозможности наступления последствий,хотя лицо должно было и могло ихпредвидеть.

Различаютсядве формы неосторожной вины: легкомыслие- это предвидение лицом возможностинаступления вредных последствий своегодействия или бездействия, соединенноес самонадеянным расчетом их предотвратить,и небрежность — непредвидение такойвозможности при условии, что лицо должнобыло и могло предвидеть наступлениеуказанных в законе последствий.

Длявыяснения, должно ли было лицо предвидетьвредные последствия своего действияили бездействия, необходимо установитьобъективные условия, в которых ононаходилось.

Обязанность предвидениявредных последствий может быть обусловленахарактером выполняемых лицом служебныхобязанностей и требованиями правилобщежития, как, например, при уничтоженииили повреждении леса в результатенебрежного обращения с огнем.

Отнеосторожной вины нужно отличатьневиновное причинение вреда, такназываемый казус, или случай, при которомлицо не несет ответственности.

Дляпоследнего характерно, что лицо недолжно было и не могло предвидеть вредныепоследствия, наступившие в результатесовершаемого действия.

С невиновнымпричинением вреда – «случаем» — иногдаприходится встречаться при рассмотрениидел об административных правонарушенияхна транспорте.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5299326/page:45/

Кого привлекут к административной ответственности: организацию или должностное лицо? Мещерякова О

Что значит привлечение к административной ответственности?

По ряду административных правонарушений нормы КоАП в качестве субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности, указывают сразу и организацию, и ее должностное лицо.

Естественно, в этих ситуациях возникает вопрос: возможно ли одновременное привлечение к административной ответственности должностного лица и юридического лица за одно и то же правонарушение? Рассмотрим, как решаются такие вопросы на практике.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Зачастую возникает следующая ситуация: контролирующие органы провели проверку хозяйственной деятельности организации, по результатам которой выявлены определенные нарушения, например по ч. 1 ст. 9.19 КоАП, которая предусматривает наложение штрафа и на должностное лицо, и само юридическое лицо.

В связи с этим решается вопрос о порядке наложения административного взыскания, т.е.

будет ли привлечено к ответственности только должностное лицо организации, виновное в совершении правонарушения, либо же штраф придется платить еще и организации? Ответ на этот вопрос важен и для учредителей юридического лица, так как им необходимо оценивать возможные риски своего бизнеса, и для самих руководителей и топ-менеджеров, так как они являются ответственными должностными лицами. Вопрос достаточно важный еще и потому, что размеры штрафов для должностного лица и юридического лица отличаются в десятки раз.

В результате к административной ответственности могут быть привлечены:

1) только юридическое лицо (организация);

2) только должностное лицо организации – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (директор, его заместители, начальники структурных подразделений и т.д.);

3) одновременно юридическое лицо и должностное лицо.

Привлечение юридического лица к административной ответственности

При рассмотрении административных дел в отношении юридических лиц и определении наличия их вины в совершении вмененного им правонарушения экономические суды руководствуются ст. 3.

5 КоАП, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно не выполнило возложенную на него обязанность, за несоблюдение которой установлена административная ответственность, и при этом не предприняло всех зависящих от него мер по исполнению такой обязанности.

Кроме того, для правильного решения вопроса о виновности юридического лица суды не только устанавливают, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но и выясняют, приняты ли юридическим лицом все меры для их соблюдения.

Пример 1

Организация осуществляет строительство объекта. В результате проверки строительной площадки выявлены следующие нарушения: допускается хранение горючих строительных отходов прямо на территории строительной площадки, допускается курение рабочих вне специально оборудованных мест, пожарный щит не в полной мере оборудован необходимым количеством ручного пожарного инструмента.

В данном случае суду для правильной квалификации правонарушения и определения размера ответственности необходимо установить, была ли изначально данная площадка оборудована специальными местами для хранения горючих строительных отходов, для курения, проводился ли инструктаж о порядке хранения горючих строительных отходов и о запрете курения вне специально оборудованных мест и т.д.

Справочно:

вина юридического лица определяется следующим образом:

«Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению» (ст. 3.5 КоАП).

На практике нередки случаи, когда орган, ведущий административный процесс, вменяя юридическому лицу правонарушение, упускает из виду, что один из вышеперечисленных элементов вины юридического лица отсутствует. В подобных случаях экономические суды прекращают производство по делу за недоказанностью вины.

Таким образом, вина юридического лица определяется как комплекс негативных элементов в деятельности юридического лица, характеризующихся непринятием им необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. При этом закон не освобождает юридическое лицо от административной ответственности даже в случае исключения возможности наступления вредных последствий от нарушения административного запрета.

Что касается разграничения ответственности между должностным лицом организации и самой организацией, необходимо учитывать нормы ч. 2 ст. 4.8 КоАП, согласно которой юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в случаях, прямо предусмотренных статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.

При этом упоминание юридического лица как субъекта правонарушения может осуществляться и в диспозиции, и в санкции статьи Особенной части КоАП.

Пример 2. Диспозиция

Организация, оказывающая услуги по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей, проводила переговоры с иностранной организацией, предоставляла информацию о трудоустройстве гражданину Республики Беларусь, оказывала услуги по получению разрешения на работу в иностранном государстве и принимала участие в заключении трудового договора с иностранным нанимателем без заключения письменного договора об оказании соответствующих услуг с гражданином Республики Беларусь.

В результате совершенного правонарушения на организацию был наложен штраф по ч. 1 ст. 9.23 КоАП.

Диспозиция данной статьи предусматривает следующее правонарушение: незаключение юридическим лицом с гражданином Республики Беларусь письменного договора о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь.

Пример 3. Санкция

Организация, основным видом деятельности которой является осуществление общественного питания через сеть кафе-баров, в одном из своих баров принимала ставки на результаты матчей, демонстрирующихся на экранах телевизоров в данном кафе-баре. Ставки принимались барменом и фиксировались на электронном табло. По итогам матчей победители получали определенный выигрыш.

В результате совершенного правонарушения на организацию был наложен штраф по ч. 4 ст. 12.7 КоАП (осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии)).

Санкция данной статьи предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией игрового оборудования, дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Таким образом, юридическое лицо привлекается к административной ответственности при условии, если:

1) установлен факт нарушения юридическим лицом нормы административного права;

2) оно прямо предусмотрено в качестве субъекта ответственности соответствующей статьей КоАП;

3) установлен факт, что юридическим лицом не приняты все меры для предотвращения нарушения.

Привлечение должностного лица к административной ответственности

Административная ответственность должностных лиц, как правило, является следствием их противоправного бездействия, выражающегося в несоблюдении своих должностных обязанностей либо уклонении от их исполнения, что приводит к наступлению общественно опасных последствий.

Вместе с тем наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 7 ст. 4.8 КоАП). Исключением в данном случае является совершение юридическим лицом административного правонарушения, не повлекшего причинение ущерба государственной собственности и не связанного с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.

Это означает, что при совершении должностным лицом организации правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергети-
ческих ресурсов и неполучении при этом юридическим лицом дохода либо понесении им затрат в результате совершения такого правонарушения, к административной ответственности будет привлечено только должностное лицо организации.

Одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица

Одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение также возможно, если в диспозиции или санкции статьи (части статьи) Особенной части КоАП эти лица названы в качестве субъектов одного административного правонарушения.

Это правило указано и в части второй подп. 2.2 п.

2 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 № 8.

Пример 4

Работник организации, непосредственно осуществляющий учет алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, в т.ч.

с применением приборов учета продукции, нарушил порядок такого учета, что повлекло за собой недостоверное отражение в учете сведений о количестве выпущенных продукции и спирта. В результате совершенного правонарушения по ч. 1 ст. 12.

1 КоАП на работника организации был наложен штраф в размере 10 БВ, а на организацию – 100 БВ.

Санкция данной статьи предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 100 БВ, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа до 250 БВ.

В случае если статьей (частью статьи) КоАП предусмотрена ответственность только для юридического лица, суд по своему усмотрению не может привлечь к ответственности конкретное должностное лицо.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 10.2 ПИКоАП протокол об административном правонарушении, помимо прочих сведений, должен содержать сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс. Это означает, что если к ответственности привлекается только юридическое лицо, то протокол составляется в отношении юридического лица.

Документ:

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

На практике же привлечение юридического лица к административной ответственности сопровождается предъявлением регрессного иска от данного юридического лица к фактически виновному должностному лицу.

Такой подход обусловлен тем, что любое юридическое лицо действует через своих работников и в каждом случае в совершении правонарушения виновно конкретное должностное лицо.

Если организация достоверно устанавливает вину должностного лица и для этого имеются все доказательства, руководитель организации принимает решение о взыскании уплаченной суммы штрафа с виновного работника либо обращается в суд с соответствующим исковым заявлением.

Пример 5

Контролирующий орган применил административное взыскание в виде штрафа к организации. Постановление о наложении штрафа вступило в силу, предприятие перечислило сумму штрафа. Одновременно было принято решение о взыскании уплаченной суммы штрафа с виновных работников.

Сумма штрафа превышает размер среднемесячного заработка работника и не может возмещаться по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы по ч. 1 ст. 408 Трудового кодекса Республики Беларусь. Наниматель обратился в суд с регрессным иском к работникам.

Ольга Мещерякова, юрист

Источник: https://www.jurk.by/izdaniya/ya-spok/kogo-privlekut-k-administrativnoi-otvets_0000000

Административная ответственность: понятие, порядок привлечения, срок давности

Что значит привлечение к административной ответственности?

Административным проступком называют действия или бездействие человека, которые являются незаконными, но не несут серьезной общественной опасности. За такие деяния предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ. Мы расскажем, с какого возраста и за что могут составить протокол об административных правонарушениях.

Административное правонарушение: пример

КоАП РФ предусматривает множество разновидностей таких проступков. Например:

  • распитие алкоголя в общественном месте  (ст. 20.20);
  • мелкое хулиганство: громкая нецензурная брань на улице, несущественное повреждение чужого имущества (ст. 20.1);
  • мелкое хищение: кража из магазина или в школе на сумму до 2,5 тыс. руб. (ст. 7.27).

За незначительный проступок грозит административная, а не уголовная ответственность.

Порядок привлечения к административной ответственности

Состав административного правонарушения включает в себя четыре признака:

Ситуация, при которой объект посягательства охраняется нормами права и представляет ценность для личности, государства или общества.

  • Антиобщественный характер

Направленность проступка против личностных, общественных или государственных интересов, зафиксированных в статье 1.2 КоАП РФ.

Он доказан и выражен в действии или бездействии злоумышленника.

  • Виновность конкретного лица

Нарушитель действовал умышленно, либо допустил оплошность по неосторожности.

Чтобы привлечь виновника к ответственности, уполномоченное должностное лицо составляет официальный акт — протокол. Например, за превышение скорости такой протокол составляет сотрудник ГИБДД. Затем материалы дела передаются в суд или иной аналогичный орган, который назначает наказание.

С какого возраста административная ответственность наступает?

К административным санкциям можно привлечь вменяемое физическое лицо в возрасте от 16 лет или юридическое лицо (ИП или организацию).

Привлечение к административной ответственности: какое наказание грозит?

Главное отличие административного проступка от уголовного деяния состоит в том, что первый несет гораздо меньше вреда для общества. Поэтому и санкции за него мягче. Виновному могут назначить:

  • предупреждение — выносится в письменном виде уполномоченным органом;
  • штраф;
  • конфискацию орудия или предмета совершения правонарушения;
  • лишение специального права (например, права управления автомобилем);
  • арест до 15 суток, а в особо серьезных ситуациях — до 30 дней (например, при нарушении требований режима ЧС);
  • дисквалификацию — лишение права занимать определенные должности или работать в некоторых сферах деятельности;
  • приостановление деятельности (используется только для юрлиц);
  • другие санкции, перечисленные в статье 3.2 КоАП РФ.

Отметим один нюанс. Привлечение к административной ответственности в виде ареста не применяется к беременным женщинам, матерям малолетних детей, несовершеннолетним гражданам, инвалидам I и II группы, военным.

Сроки привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Они указаны в ст. 4.5 и ст. 31.9 КоАП РФ. Согласно общему правилу, срок исковой давности по административным правонарушения составляет:

  • 2 месяца — если материалы дела не передавались в суд;
  • 3 месяца — в случае судебного рассмотрения.

Если проступок подпадает под п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности по административному правонарушению составляет 1 год, по нарушениям в финансовой сфере — 2 года, по коррупционным делам — 6 лет.

КоАП РФ устанавливает разные сроки давности — в зависимости от категории проступка.

Чтобы исполнить решение суда, отводится ровно два года. Срок отсчитывается с момента вступления в силу судебного вердикта. Если он отсрочен или приостановлен, срок давности также ставится «на паузу». Например, когда виновный уклоняется от исполнения наказания, срок давности приостанавливается на время розыска.

Если человек принял и честно отбыл наказание, через год он считается «чистым» — как будто вовсе не привлекался к административной ответственности.

Постановление суда за 2 года не исполнено — его можно считать аннулированным.

Административный штраф: как узнать задолженность по фамилии?

Штраф — наиболее распространенная административная санкция. При этом многие виновники уклоняются от его уплаты или не оплачивают вовремя. Уточнить сумму задолженности по фамилии можно:

  • онлайн — через портал Госуслуг, официальный сайт ФНС или ФССП РФ;
  • лично — через местное отделение налоговой инспекции или судебных приставов.

Через Госуслуги

Узнать долг по административному штрафу на данном портале можно только после регистрации. Алгоритм проверки следующий:

  • зайдите в личный кабинет;
  • перейдите на вкладку «Популярные услуги» в раздел «Штрафы ГИБДД» или «Проверка налоговых задолженностей».

В новом окне вы увидите все неоплаченные штрафы.

Чтобы найти другие штрафы по фамилии, воспользуйтесь разделом «По ведомствам». Здесь хранятся сведения обо всех государственных учреждениях.

Через сайт судебных приставов

Чтобы узнать о долгах через этот ресурс, нужно:

  • войти на сайт ФССП РФ;
  • в форме ввести свою фамилию и регион проживания;
  • нажать кнопку «Найти».

Регистрироваться не нужно, информация предоставляется бесплатно.

Через сайт ИФНС РФ

Процедура аналогична предыдущим способам:

  • зайдите на сайт налоговой инспекции;
  • введите ваш регион, населенный пункт, улицу;
  • внесите ваши Ф.И.О.;
  • нажимаете кнопку поиска.

Регистрация и подтверждение личности на данном сайте обязательно.

Личное посещение госучреждений

Если вам не подходят способы проверки через интернет, можете посетить необходимое учреждение лично и запросить информацию о наличии задолженности по штрафам. Возьмите с собой паспорт для подтверждения личности.

Задолженность по административным штрафам можно узнать как онлайн, так и лично через госорганы.

Административная ответственность за неуплату алиментов

Еще один проступок, за который часто наказывают граждан — неуплата алиментов. Он охватывается ст. 17.14 КоАП РФ.

Назначение алиментов происходит через суд. Судья выносит решение и оформляет исполнительный лист, который передается в службу судебных приставов для контроля за должником.

Алиментщика привлекут к ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ, если он:

  • игнорирует законные требования судебного пристава;
  • предоставил ложные сведения о своих имущественных правах (например скрыл, что имеет в собственности квартиру);
  • не сообщил о смене места работы, учебы или проживания;
  • умолчал о появление новых источников дохода.

Доказывать злостность проступка не нужно. Даже единоразовое нарушение позволяет использовать эту норму. Виновник получит от 1000 до 2500 руб. штрафа.

За неуплату алиментов привлекают к административной ответственности.

Если реакции от алиментщика не последовало и он не заплатил административный штраф, вменяется другая статья — 20.25 КоАП РФ, по которой грозит:

  • штраф в двукратном размере от первоначальной суммы;
  • арест до 15 суток;
  • исправительные работы от 20 до 50 часов.

Как видите, норма имеет более неприятные последствия, однако применяется только в случае, если человеку уже назначена «административка» (в нашем случае — по ст. 17.14 КоАП РФ).

Отметим один нюанс. За неуплату алиментов предусмотрены и другие карательные санкции. Например, лишение водительских прав. Злостных неплательщиков ждет уголовная статья 157 УК РФ.

Источник: http://osudili.ru/administrativnye-pravonarusheniya/administrativnaya-otvetstvennost

Октябрь — Привлечение к административной ответственности в сфере труда: случаи из практики

Что значит привлечение к административной ответственности?

13 Октября 2015

Журнал «Руководитель. Здравоохранение» №10 (34) октябрь 2015

Михаил ЦИВИНСКИЙ, юрист

Случаи выявления несоблюдения нанимателем срока окончательного расчета с увольняемым работником в практике специалистов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) нередки. Наниматели зачастую игнорируют требования трудового законодательства в части соблюдения сроков осуществления выплат увольняемому работнику, несмотря на немалые размеры штрафов, предусмотренные законодательством.

В настоящей статье на примере из практики рассмотрим особенности и порядок привлечения к административной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

На основании приказа от 7 сентября 2015 г. № 35-л Иванов И.А., стоматолог-терапевт УЗ «Городская стоматологическая поликлиника», был уволен 8 сентября 2015 г. по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 35 ТК.

Частью 1 ст. 77 ТК определено, что при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения, производятся не позднее дня увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

В ходе проведения плановой проверки 28 сентября 2015 г. Департаментом было установлено, что 8 сентября 2015 г. у Иванова И.А. был последний рабочий день. В нарушение ч. 1 ст. 77 ТК выплаты, причитающиеся работнику от нанимателя, были произведены Иванову И.А. только 21 сентября 2015 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.19 КоАП нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — до ста базовых величин.

Субъект правонарушения

За нарушение сроков выплаты всех сумм, причитающихся работнику на день увольнения, а также за нарушение сроков и порядка выплаты заработной платы и (или) среднего заработка за время трудового отпуска по ч. 1 ст. 9.19 КоАП могут одновременно привлекаться к административной ответственности как юридическое, так и должностное лицо.

Юридическим лицом в данном случае выступает непосредственно учреждение здравоохранения, которое также может привлекаться к административной ответственности (ч. 1 ст. 9.19 КоАП).

Анализируя действия должностных лиц на предмет установления лица, допустившего нарушение законодательства о труде в части невыплаты работнику всех сумм, причитающихся ему на день увольнения, проверяющими в первую очередь изучаются должностные инструкции работников и опрашиваются должностные лица нанимателя.

На практике, как правило, административный процесс за вышеуказанное нарушение начинается в отношении первого лица организации (в данном случае главврача учреждения здравоохранения), поскольку оно несет ответственность за своевременность выплаты заработной платы в организации (в т.ч. окончательного расчета при увольнении, среднего заработка за время трудового отпуска и т.д.).

Исключения могут составлять случаи, когда непосредственно в должностных инструкциях или иных документах прямо или косвенно оговорена обязанность иных должностных лиц (например, главного бухгалтера) своевременно производить все выплаты, причитающиеся работникам на день увольнения.

Сроки привлечения к административной ответственности

Важное значение для применения мер административной ответственности играют сроки наложения административного взыскания, указанные в ст. 7.6 КоАП.

Справочно: по общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за длящееся административное правонарушение — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения (п. 1, 2 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).

Напомним, что Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях» от 10 января 2015 г. внесены дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся сроков привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.19 КоАП.

Так, с 23 февраля 2015 г.

увеличен срок, в течение которого может быть наложено административное взыскание за нарушение нанимателем или его уполномоченным должностным лицом порядка и сроков выплаты заработной платы, с двух месяцев до одного года со дня совершения. При этом административное взыскание за такое правонарушение налагается не позднее двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения (п. 8 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).

Таким образом, в приведенной выше ситуации должностное лицо и учреждение здравоохранения могут быть привлечены к административной ответственности не позднее двух месяцев со дня обнаружения проверяющими административного правонарушения. Соответственно, если нарушение было выявлено проверяющими 28 сентября 2015 г., то привлечь к административной ответственности виновных лиц можно не позднее 27 ноября 2015 г.

Начало административного процесса

Пунктом 3 ч. 1 ст. 9.1 ПИКоАП определено, что поводом к началу административного процесса является непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

Обнаружение проверяющим нарушения законодательства о труде в части несвоевременной выплаты работнику всех сумм, причитающихся ему на день увольнения (нарушение ч. 1 ст. 77 ТК), является достаточным поводом и основанием для начала административного процесса по ч. 1 ст. 9.19 КоАП.

Правила проведения опроса

Законодательством четко определен процессуальный порядок проведения опроса лиц, в отношении которых ведется административный процесс. Рассмотрим его основные правила.

1.            Опрос лиц производится по месту его ведения. Должностное лицо Департамента может также произвести опрос в месте нахождения опрашиваемого.

2.            Объяснение записывается в первом лице и по возможности дословно. В случае необходимости записываются заданные вопросы и поступившие ответы.

3.            По окончании опроса протокол опроса предъявляется для прочтения опрашиваемому или по его просьбе зачитывается лицом, осуществлявшим опрос.

4.            Опрашиваемый имеет право требовать дополнения объяснения и внесения в него поправок.

5.            Опрашиваемый должен удостоверить правильность записанного объяснения. Об этом делается отметка в протоколе перед его подписью. В протоколе также отмечается, прочитан ли протокол опроса лично или он был зачитан.

6.            Если протокол опроса записан на нескольких страницах, подписывается каждая страница.

7.            По окончании опроса опрашиваемый вправе написать объяснение собственноручно. Об этом делается отметка в протоколе опроса перед подписью опрашиваемого. Объяснение также подписывается лицом, осуществлявшим опрос.

Справочно

Перед опросом должностным лицом Департамента должна быть удостоверена личность опрашиваемого, ему разъясняются его права и обязанности, а также последствия невыполнения последних.

Он предупреждается об ответственности за уклонение от явки в Департамент в случаях, установленных Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях, о чем делается отметка в протоколе опроса, которая удостоверяется подписью опрашиваемого.

Составление протокола об административном правонарушении (протокола о процессуальном действии)

Как правило, при выявлении нарушения законодательства о труде административный процесс начинается проверяющим при составлении протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что административный процесс считается начатым также с момента составления протокола о процессуальном действии (например, составление протокола опроса должностного лица (представителя учреждения здравоохранения)).

Протокол процессуального действия — документ, составленный должностным лицом органа, ведущего административный процесс, в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях, удостоверяющий обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, административном задержании физического лица, изъятии вещей и документов, а также составленные в установленном порядке протокол опроса, протокол судебного заседания или протокол заседания коллегиального органа.

В описанном случае нарушение сроков выплаты всех сумм, причитающихся работнику на день увольнения, влечет административную ответственность как учреждения здравоохранения, так и должностного лица — следовательно, составляется два протокола об административном правонарушении.

Требования протокола

В соответствии со ст. 10.2 ПИКоАП протокол об административном правонарушении должен содержать:

— дату и место составления;

— должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол;

— сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс;

— время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное правонарушение;

— фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются;

— отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности;

— перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении;

— иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, должностным лицом и представителем учреждения здравоохранения, в отношении которых ведется административный процесс.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола или неявки в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается под расписку опрошенным.

Должностное лицо учреждения здравоохранения и представитель учреждения здравоохранения, в отношении которых ведется административный процесс, вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола, которые вносятся в протокол.

В случае неявки извещенных надлежащим образом лиц, в отношении которых ведется административный процесс, в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола его копия направляется им в течение трех дней со дня составления.

Должностные лица Департамента, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дело об административном правонарушении рассматривается директором, его заместителями, начальниками управлений, отделов центрального аппарата Департамента и их заместителями, начальниками областных и Минского городского управления Департамента и их заместителями, начальниками отделов областных, Минского городского управлений, их заместителями, начальниками межрайонных отделов областных управлений и их заместителями.

Дела рассматриваются указанными должностными лицами в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Обстоятельства, учитываемые при наложении административного взыскания

При наложении административного взыскания на должностное лицо учреждения здравоохранения учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность правонарушителя, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

При наложении административного взыскания на учреждение здравоохранения учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение организации.

Информация о наличии или отсутствии указанных обстоятельств в обязательном порядке должна быть отражена в постановлении по делу об административном правонарушении.

Случаи уменьшения размера административного взыскания

При наложении административного взыскания лицо, ведущее административный процесс, должно руководствоваться требованиями ст. 7.9 КоАП. Так, при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в п. 3 и 5 ч. 1 ст. 7.

2 КоАП, и отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 1, 3–9, 11 ч. 1 ст. 7.

3 КоАП, административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в санкциях статей Особенной части Кодекса об административных правонарушениях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Виды постановлений по делу об административном правонарушении

Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо Департамента выносит одно из следующих постановлений по делу об административном правонарушении:

— о наложении административного взыскания;

— о прекращении дела об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Должностное лицо и представитель учреждения здравоохранения, в отношении которых вынесено постановление, могут ходатайствовать о вручении его копии под расписку.

В случае отсутствия указанных лиц при рассмотрении дела копия постановления в течение трех дней должна быть вручена или выслана им заказным письмом.

Управлять — это значит:

а) предвидеть — изучать будущее и устанавливать программу действий;

б) организовывать — строить двойной организм предприятия: материальный и социальный;

в) распоряжаться — приводить в действие персонал предприятия;

г) согласовывать — связывать и объединять, сочетать все действия и усилия;

д) контролировать — наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям.

(А. Файоль, французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления)

Михаил ЦИВИНСКИЙ, юрист

Источник: http://juristplus.by/luchshie-stati/zhurnal-rukovoditel-zdravookhranenie-2015/zhurnal-rukovoditel-zdravookhranenie-2015-oktyabr/oktyabr-privlechenie-k-administrativnoj-otvetstvennosti-v-sfere-truda-sluchai-iz-praktiki.html

Добавить комментарий