Административная ответственность за ограничение конкуренции

В этой статье:

Противодействие и формы ограничения свободной конкуренции в России

Административная ответственность за ограничение конкуренции

Конкуренция — соперничество разных экономических субъектов. На российском рынке запрещаются действия компаний любой формы собственности, которые формируют препятствия для участия иных предприятий во внутреннем товарообороте.

До недавнего времени общие правила поведения на рынке регулировались Федеральным законом № 948-1 “О конкуренции и ограничениях монополистической занятости”. Однако после ухудшения экономической ситуации в стране его отменили. Взамен был разработан и утвержден Федеральный закон № 135.

К основным нормативно-правовым актам принято относить:

ФЗ № 135 считается основным законом, поскольку именно в нем подробно изложена тематика преступления, расписаны признаки правонарушения, а также действия специально сформированных антимонопольных структур и правила осуществления государственного контроля.

Что такое ограничение конкуренции

Конкуренция — соперничество в условиях рынка одного предприятия с иным, за счет чего можно говорить о достижении коммерческой выгоды. Как следствие, это приводит к повышению объемов продаж либо спроса на предоставляемые конкретные виды услуг.

Согласно ФЗ № 135 (ст. 4) выделяют такие признаки ограниченной конкуренции:

  • сокращение числа экономических субъектов, которые не относятся к одной группе лиц;
  • повышение/понижение стоимости продукции, что не обусловлено условия товарооборота;
  • определение общих правил товарооборота на рынке договором между участниками либо согласно указу одного лица;
  • воздействие на других участников рынка со стороны государственных или муниципальных органов власти (к примеру, в период государственной закупки – заявленные ими требование может противоречить нормативным актам).

Виды и формы

Ограничения могут выражаться в разной форме. К примеру:

  • в агрессивной;
  • в формировании отрицательных соглашений;
  • в отдельных действиях органов исполнительной власти.

Каждая разновидность рассмотрена в таблице:

Агрессивное применение имеющихся преимуществ В него входит:·        диктатура ценовой политики;·        не обоснованная каким-либо образом оценка одинаковой группы продукции либо же отмена конкретного популярного товара;·        блокировка возложенных согласно соглашению обязательств;·        введение каких-либо региональных/территориальных запретов;·        создание условий дискриминации и так далее;·        действия, направленные на препятствие вхождения на рынок новых предприятий.
Договорные препятствия Под этим может подразумеваться:·        формирование «картелей» — объединенных компаний, которые предоставляют возможность сохранить текущую независимость, но при этом придерживаться общепринятой политики поведения на отечественном рынке;·        согласования не вынужденных условий действия хозяйствующих субъектов и так далее.
Противоправные действия органов исполнительной власти В данном случае речь идет о:·        противоправных действиях, выраженных в виде утверждения препятствующих нормативных актов;·        установлении запретов на реализацию поставленных задач в рамках действующих производственных мощностей;·        противоправных действиях по отношении к конкретной компании;·        искусственном формировании конкретных предпочтений потребителя по отношению к определенной организации либо предприятию.

Указанные разновидности являются только основными. На практике они могут выражаться в любой иной форме.

Действия органов власти

ФЗ № 135 запрещает органам исполнительной власти осуществлять действия, а также разрабатывать и принимать акты либо же подписывать договоры, которые в разной степени могут повлечь за собой недопущение или ограничение рыночной состязательности между участниками рынка, а также устранение конкурентов.

Читайте так же:   Методы добросовестной конкуренции в бизнесе

Для исключения ограничений конкуренции, исполнительной власти запрещено:

  • вводить различные ограничения и запреты на формирование новых предприятий, выполнение по отношению к действующим компаниям различных ограничительных действий, использование административного ресурса в отношении субъектов хозяйствования в личных интересах или в пользу других компаний;
  • препятствовать различными способами нормальной деятельности организаций без наличия весомых на это оснований (беспричинные проверки, необоснованные предписания и прочее);
  • пытаться ограничивать свободное перемещение товаров по территории России, в том числе лишать предприятия прав на их покупку, реализацию либо же обмен;
  • самостоятельно устанавливать круг партнеров, с которыми фирма должна подписывать соглашения, а также вносить поправки в условиях их заключения;
  • внедрять ограничения на права приобретателей продукции либо услуг в вопросе самостоятельного их выбора;
  • искусственно формировать такие условия, которые могут ущемлять права некоторых предприятий.

Более того, исполнительная власть не вправе подписывать договоры с действующими компаниями, если это в дальнейшем влечет за собой:

  • вынужденное внесение изменения в цены и тарифы других участников рынка;
  • фиксацию разных цен либо тарифов на одну и ту же продукцию, если это экономически не обоснованно.

Исполнительной власти категорически запрещается формировать препятствия тем, кто изъявил желание выйти на отечественный рынок.

Если рассматривать примеры препятствования свободной конкуренции со стороны различных субъектов рынка и госвластей, то к основным принято относить:

  • принятие противоправного отказа участникам тендера в составлении и дальнейшей подачи заявлений, включая дальнейшее возможное участие в организованной конкурентной процедуре или необоснованное решение об отклонении конкурсных необходимых документов от участия в торгах или тендере;
  • вынесение решения об отказе от подписания конкретного контракта с победителем организованного ранее тендера по закупкам либо противоправный отказ от исполнения возложенных обязательств по ранее принятым условиям государственного либо муниципального контракта;
  • нарушения выдвинутых требований ФЗ №135 в вопросе информационного обеспечения закупочной деятельности. К примеру, правонарушение правил и периода публикации документации непосредственно по тендеру в специально разработанной единой информационной торговой системе;
  • согласование неоправданно заниженных цен на аналогичные товарные позиции между несколькими участниками рынка с целью «выдавить» конкурента;
  • демпинг — снижение цен и тарифных ставок ниже экономически обоснованных для увеличения собственной доли на рынке и создания неблагоприятных условий для других компаний;
  • сговор между производителями с целью поддержания выгодного для них уровня цен.

Указанные примеры достаточно часто встречаются на практике.

Естественные и искусственные монополии

Хотя закон 135-ФЗ и принято называть антимонопольным, от появления монополий в жизни избавиться невозможно.

Под естественной подразумевается монополия, которая по праву занимает ключевое, преимущественное положение на отечественном рынке и напрямую связана с имеющимися производственными особенностями.

Производственное преимущество выражаться в виде:

  • современного дорогостоящего оборудования;
  • единоличного права собственности на ключевые ресурсы;
  • наличия внушительных производственных мощностей.

В большинстве случаев, под естественной монополией подразумевается серьезная хорошо развитая инфраструктура, в рамках которой функционирование одной компании будет менее затратно с точки зрения себестоимости.

К примеру, электросети, железнодорожные пути сообщения, почтовое обслуживание и так далее. Организация нескольких подобных компаний только повысит затраты на оказание услуг, а значит потребитель будет получать тот же продукт, но дороже.

Под искусственной монополией подразумевается объединение компаний, которые формируются с целью получения коммерческой монополистической выгоды за счет покупателя. По сути, под термином скрывается условное название, которое позволяет отделить предприятия от естественных монополий.

Более того, такая форма монополии специально корректирует текущую структуру рынка, в частности:

  • формируют препятствия для исключения вероятности создания новых компаний в конкретной сфере;
  • ограничивают имеющихся аутсайдеров в праве доступа к конкретному сырью, в том числе и энергосистеме;
  • буквально “забивают” рынок персональной эффективной рекламой;
  • инвестируют внушительные средства в персональное развитие (например, открывают новые филиалы без повышения рентабельности, но для ограничения доступа для других субъектов).

Искусственная монополия формируется под конкретные предприятия. К примеру, несколько региональных компаний объединились между собой для препятствия входа на рынок иных фирм в определенной сфере деятельности. Они могут ограничить доступ к ресурсам, задавить рекламами и пр.

Формы ответственности за нарушения

По причине огромного числа правовых документов по рассматриваемой теме, будет целесообразно заострить внимание только на наказаниях за противоправные действия.

В частности, ст. 14.9 КоАП РФ предусматривает наказания непосредственно для должностных лиц госструктур в случае выявления фактов ограничения в конкуренции. Административная ответственность выражается в виде штрафа, размер которого не превышает 50 000 рублей либо дисквалификацию сроком на 3 года.

Статья 178 УК РФ предусматривается ответственность в виде:

  • штрафа до 500 000 рублей;
  • принудительных работ сроком на 5 лет;
  • лишения свободы на срок до 7 лет.

Принудительные работы совместно с лишением свободы влекут за собой запрет занимать руководящие должности.

Судебная практика

Как показывает судебная практика, судебные органы имеющуюся буквальную трактовку не используют в процессе разбирательства и подходят к вопросу с точки зрения разумности и обоснованности.

Так, например, в Постановлении ВАС РФ от 16.11.

2015 года №А40-188369/2014 в качестве подтверждения устного картельного соглашения судом было рассмотрено приведенное ФАС в качестве доказательства совпадение электронных учетных записей, с помощью которых производилась регистрация заявок на участие в аукционе.

Один из участников создавал заявки от своего имени и от имени своего соперника с одного и того же IP. В учет так же приняли и полную идентичность самих заявок. Итог для предприятия: проигрыш в высшей судебной инстанции и штраф.

Случаются также ситуации, когда к ответственности привлекают должностных лиц государственных органов.

Например, в деле об организации конкурса на размещение рекламных конструкций суд признал, что неверно указанный адрес размещения объектов рекламы ограничивал конкуренцию и заранее вводил в обман потенциальных участников тендера (Определение ВАС РФ № 303-КГ15-3051 от 24.07.2015 года).

Частные примеры незаконного ограничения конкуренции в сфере госзакупок приведены в видео ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/razvitie/konkurenciya/ogranichenie.html

Ответственность за ограничение конкуренции по 44 фз

Административная ответственность за ограничение конкуренции

Должностныелица -50 000 35 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 Часть 4статьи 7.32.

Должностныелица -20 000Юридическиелица — 200 000 36 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 и такоеизменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг Часть 5статьи 7.32. Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения 37 Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта Часть 6статьи 7.32.

В статьях 7.29-7.32.1 КоАП содержатся основные составы административных правонарушений в сфере закупок. По данным видам правонарушений срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП). Статья Часть Вид нарушения Санкция применяется к: Сумма штрафа Статья 7.29.

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 1. Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в т. ч.

Ограничение конкуренции

Возможные виды ответственности могут наступать в следующих случаях:

  1. противоправный отказ участнику тендера в подаче заявки или участия в конкурентной процедуре;
  2. необоснованное отклонение от содержания конкурсной документации;
  3. отказ в заключении контракта с победителем процедуры закупки;
  4. незаконный отказ от исполнения обязательств по условиям государственного или муниципального контракта;
  5. нарушение требований закона по информационному обеспечению закупочной деятельности (например, нарушение порядка и сроков публикации документов по тендеру в единой информационной системе торгов).

Помимо привлечения к административной ответственности к виновным лицам, результаты закупочной процедуры будут отменены. При совершении повторных нарушений санкции существенно увеличиваются, а в ряде случает должностным лицам грозит дисквалификация.

Закупка одним лотом как ограничение конкуренции

Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию. Должностному лицу заказчика. 20 тыс. руб. Статья 7.31.1.

Ограничение конкуренции по 44 фз статья

Важно

Должностному лицу заказчика. 5 % начальной (максимальн.) цены контракта, но не более 30 тыс. руб. 13. Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Должностному лицу заказчика. 50 тыс. руб. 14.

Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Должностному лицу заказчика. 30 тыс. руб. 15. Нарушение порядка проведения аукциона в электронной форме, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Оператору электронной площадки. 300 тыс. руб. 16.

Ответственность заказчиков по госзакупкам в рамках фз № 44

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 ст. 7.

30, более чем на 2 рабочих дня Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации. Юридическому лицу. 30 тыс. руб. 100 тыс. руб. 3.

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на 1 рабочий день.

Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации. Юридическому лицу. 3 тыс. руб. 10 тыс. руб. 4.

Внимание

Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 1.

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 ст.7.30, не более чем на 2 рабочих дня. Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации.

Юридическому лицу. 5 тыс. руб. 15 тыс. руб. 2.

Ответственность за ограничение конкуренции по 44 ap

Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации. Юридическому лицу. 15 тыс. руб. 50 тыс. руб. 5.

Размещение в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 1.3 ст. 7.30. Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации.

Юридическому лицу. 15 тыс. руб. 50 тыс. руб. 6.

Штраф за ограничение конкуренции по 44 фз

Процедуры осуществления закупок для государства регулируются:

  1. Законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Источник: http://dtpstory.ru/otvetstvennost-za-ogranichenie-konkurentsii-po-44-fz/

Ограничение конкуренции

Административная ответственность за ограничение конкуренции

  1. Бесплатная консультация адвоката по экономическим преступлениям

Цены на услуги адвоката по экономическим преступлениям

Ведение предпринимательской и экономической деятельности основано на принципах равенства и добросовестности всех участников. Наличие свободной конкуренции создает равные условия для ведения бизнеса, а ее необоснованное ограничение является основанием для привлечения к ответственности. В ряде случаев за недобросовестную конкуренцию может наступать уголовное наказание.

Что такое конкуренция

В понятие конкуренции входит свободный состязательный процесс ведения предпринимательской деятельности, при которой обеспечение свободы поведения субъектов может ограничиваться только законом.

Простыми словами, каждому бизнесмену и предприятию разрешается использовать любые способы и средства получения прибыли и доходов, не запрещенные законодательством.

Какие нормы могут ограничивать конкуренцию? В состав возможных препятствий входят:

  1. необходимость точного соблюдения правил участия в отдельных видах правоотношений (например, при тендерах по государственным или муниципальным заказам по нормам ФЗ-44);
  2. неоправданное установление запретов при участии в конкурентных способах закупок по ФЗ-223;
  3. ограничение на осуществление отдельных видов деятельности без получения разрешительной документации (лицензий, допусков саморегулируемых организаций и т.д.);
  4. запреты, установленные в Федеральном законе № 135-ФЗ.

В России полномочия по контролю за соблюдением равенства прав субъектов предпринимательской деятельности переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Указанный орган уполномочен рассматривать любые вопросы в рамках Закона № 135-ФЗ, возникающие в процессе деятельности заказчиков и участников тендеров, субъектов естественных и иных монополий.

В большинстве случаев основанием для проверок ФАС будет являться жалоба субъекта, который установил нарушение своих прав и интересов. Помимо этого, ФАС может проводить собственные проверки соблюдения требований закона от всех участников конкурентного рынка.

3 варианта получить бесплатную помощь опытных адвокатов

Образец жалобы можно скачать на нашем сайте, однако для полноценной защиты прав предпринимателей и организацию лучше обратиться за помощью к опытному юристу или адвокату по такой категории дел. Это позволит быстро и эффективно оспорить незаконные действия в сфере экономической деятельности.

Ответственность и наказание

За нарушения в сфере ограничения конкуренции виновным лицам грозит административная или уголовная ответственность. Основанием для привлечения к санкциям будут являться как материалы проверки со стороны ФАС, так и собственное обращение пострадавшей стороны.

При установлении нарушений виновные лица не только понесут установленное в законе наказание, могут наступать последствия в виде отмены неправомерных сделок или закупочных процедур. Жалоба в ФАС является эффективным средством защиты прав на всех этапах участия в государственных и муниципальных тендерах.

Статья 178 УК РФ предусматривает возможность привлечь виновное лицо к уголовной ответственности за следующие действия:

  1. создание картеля – заключение между конкурентами соглашения, запрещенного законодательством РФ, причинившее крупный ущерб физическим лицам, предприятиям, а также государственным интересам;
  2. аналогичное противоправное деяние, если использовалось служебное положение преступника;
  3. картельные действия, повлекшие ущерб в виде уничтожения или повреждения чужих имущественных активов;
  4. причинившие особо крупный ущерб, а также с применением насилия или его угрозы.

Так как данное преступление носит экономический характер, наиболее распространенным видом ответственности будет являться штраф.

Помимо этого, могут применяться карательные санкции в виде принудительных работ и лишения свободы.

Специальным дополнительным наказанием будут выступать запрет на занятие определенных должностей или на осуществление определенных видов деятельности.

К ответственности по рассматриваемой норме могут привлекаться только должностные лица и граждане, юридическим лицам грозит только штрафная санкция по административным составам.

Как доказывается факт ограничения конкуренции? В отношении картелей органами ФАС устанавливается неправомерное одинаковое увеличение ценового диапазона на однородный состав продукции у разных производителей или поставщиков. Для этого проводиться мониторинг состояния рыночных цен, договорных отношений между различными субъектами предпринимательской деятельности.

В сфере конкурентных закупок по ФЗ-44 основным видом наказания является административный штраф. Возможные виды ответственности могут наступать в следующих случаях:

  1. противоправный отказ участнику тендера в подаче заявки или участия в конкурентной процедуре;
  2. необоснованное отклонение от содержания конкурсной документации;
  3. отказ в заключении контракта с победителем процедуры закупки;
  4. незаконный отказ от исполнения обязательств по условиям государственного или муниципального контракта;
  5. нарушение требований закона по информационному обеспечению закупочной деятельности (например, нарушение порядка и сроков публикации документов по тендеру в единой информационной системе торгов).

Помимо привлечения к административной ответственности к виновным лицам, результаты закупочной процедуры будут отменены. При совершении повторных нарушений санкции существенно увеличиваются, а в ряде случает должностным лицам грозит дисквалификация.

Территориальными органами ФАС регулярно проводится обобщение практики привлечения к ответственности за неправомерное ограничение конкурентных способов ведения деятельности.

Использование этих рекомендаций позволит всем субъектам предпринимательского рынка своевременно выявлять факты неправомерных запретов и ограничений, чтобы требовать привлечения виновных лиц к ответственности.

Возможно вам будет интересно

Источник: https://advocate-service.ru/economic-crimes/ogranichenie-konkurencii.html

Что такое ограничение конкуренции?

Административная ответственность за ограничение конкуренции

Рыночная экономика функционирует и развивается на принципе свободной конкуренции. Никто из хозяйствующих субъектов, являющихся участниками рынка, не имеет права препятствовать деятельности других компаний в борьбе за покупателя.

От рыночных сговоров страдает, в том числе, и вся экономика страны. Именно поэтому, за совершение нарушений в области конкуренции предусмотрена реальная ответственность, вплоть до уголовной.

Ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ) – это экономическое преступление, противоречащее антимонопольному законодательству страны.

Экономическая сущность конкуренции

Конкуренция – это соперничество на рынке хозяйствующих субъектов, при котором каждый из них своими действиями ограничивает возможность другого влиять на рынок.

При нормальной свободной конкуренции ни одни из продавцов или производителей не занимает максимально выгодного положения в сравнении с другими участниками рынка. У них просто нет возможности оказывать на рынок какое-либо влияние.

Оказывать прямое влияние на рынок могут только экономические законы и органы власти, контролирующие функционирование рынка.

Конкуренция встречается лишь в двух видах:

  • Совершенная – характеризуется большим числом продавцов-производителей, занимающих равно незначительные доли на рынке, в силу чего не способных оказывать влияние на цены.
  • Несовершенная – характеризуется наличием таких участников рынка, которые имеют возможность контролировать цены на свою продукцию. Несовершенная конкуренция может быть в форме монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Во всех развитых странах деятельность рынка строго контролируют, ограничивая уже действующие монополии и пресекая формирование новых.

В Российской Федерации деятельность по контролю за конкуренцией осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Ограничение конкуренции – это осуществление определенных действий или мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции.

Такие действия, как правило, направлены на извлечение дополнительной прибыли, захват новых сегментов рынка, попытки обойти естественные экономические законы.

Нарушение рыночного равновесия могут быть осуществлены следующими категориями участников рынка:

  • ИП;
  • Руководители коммерческих или некоммерческих организаций и объединений;
  • Должностные лица федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти.

Понятие и признаки ограничения конкуренции закреплены в Федеральном законе № 135 «О защите конкуренции».

Согласно ФЗ, ограничение конкуренции имеет следующие признаки:

  • Резкое и не обоснованное изменениями товарооборота на рынке уменьшение или увеличение цен;
  • Сокращение числа экономических субъектов, не являющихся представителями одной группы лиц;
  • Отказ различных участников рынка от самостоятельных действий;
  • Согласование своих действий предприятиями;
  • Поступление указаний одного лица, определяющих изменение товарооборота;
  • Заключение соглашений между участниками рынка.

При этом каждый из этих признаков может осуществляться в самых изощренных способах.

Гоняясь за лидерством на рынке и запредельной прибылью, компании могут чинить препятствия новым участникам рынка, менять цены на товары, имеющие стабильный спрос, а также совершать различные манипуляции с торгами.

Нормативная база

Ограничение конкуренции – это экономически сложное преступление. Именно поэтому вопросам регулирования антимонопольной политики и привлечения к ответственности нарушителей отводится большое число нормативно-правовых актов.

Итак, ограничение конкуренции регулируется:

  • ФЗ № 135 «О защите конкуренции»;
  • КоАП РФ – ст. 14.9, касается только ограничений рынка со стороны органов власти;
  • УК РФ – ст. 178, предусматривает ответственность за создание картеля;
  • ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок», предусматривает антимонопольные правила организации торгов;
  • Постановление Правительства РФ № 331 «Об утверждении положения о ФАС»;
  • Постановление Правительства РФ № 896, регулирующее правила ведения реестра доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов.

Около 70% незаконной монополизации осуществляется в сфере государственных закупок.

Наказание по КоАП РФ

Ст. 14.9 непосредственно регламентирует применение административного наказания в отношении органов власти и местного самоуправления. В правовой норме четко указаны категории, к которым применима административная ответственность.

К ним относятся:

  • Должностные лица федеральных органов исполнительной власти;
  • Должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • Должностные лица органов местного самоуправления;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Лица, предоставляющие государственные или муниципальные услуги.

Применение статьи КоАП РФ допустимо в случае, если выше указанные лица осуществляли действия, приводящие к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, свободного перемещения товаров, а также к ограничению свободной экономической деятельности.

Административные нарушения в сфере антимонопольного законодательства наказываются штрафом за ограничение конкуренции от 15 до 50 тыс. рублей.

Когда должностное лицо, допускает повторное нарушение КоАП в сфере антимонопольного законодательства, в отношении него применяется санкция в виде дисквалификации до 3 лет.

Особенности уголовного преследования ограничения конкуренции

Уголовное преследование допустимо лишь при совершении преступления. Преступное деяние в экономической сфере предполагает причинение ущерба ограниченному или неограниченному кругу лиц.

Для возбуждения уголовного дела по ст. 178 УК РФ необходимо доказательство факта заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию.

В УК РФ соглашение, заключенное хозяйствующими субъектами-контрагентами, в сфере антимонопольного законодательства, носит название – картель.

Состав преступления по ст. 178 УК РФ

Обязательное условие данного преступления заключается в причинении крупного ущерба гражданину, организации или государству либо извлечения крупного дохода в результате своих незаконных действий.

Состав преступления выглядит следующим образом:

  • Объект преступления по ст. 178 УК РФ имеет два вида: основной и дополнительный. Основным объектом является гарантированное Конституцией РФ единое экономическое пространство, свобода конкуренции и перемещения товаров, услуг. В качестве дополнительного объекта предполагаются отношения собственности и коммерческие отношения.
  • Объективная сторона деяния подразумевается в виде действий или бездействий, которые привели к ограничению конкуренции. Данное поведение могло быть в форме заключения картеля или неоднократного злоупотребления своим монопольным положением на рынке.
  • Нести ответственность по УК РФ в данном случае могут только лицо, признанное вменяемым и в возрасте от 16 лет.
  • Субъективная сторона преступления – это прямой умысел с экономически ориентированными мотивами.

Преступление по ст. 178 УК РФ считается оконченным в случае наступления общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба или извлечения дохода.

Уголовное наказание за картельный сговор

Запрещенный антимонопольным законодательством картельный сговор предусматривает следующие виды ответственности:

  • Штраф от 300 до 500 тыс. рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.

В качестве дополнительного вида наказания за данный проступок может применяться ограничение на занятие определенных видов деятельности или определенных должностей на срок до года.

Квалифицирующие признаки по ст. 178 УК РФ, выступающие фактически в виде отягчающих вину осужденного обстоятельств, представлены в статье следующим списком:

  • Использование осужденным своего служебного положения;
  • Уничтожение или повреждение чужого имущества или угроза таких действий без признаков вымогательства;
  • Особо крупный размер ущерба или дохода.

Максимальный размер наказания по ч. 2 ст. 178 УК РФ составляет 6 лет лишения свободы со штрафом в 1 миллион рублей.

В случае, если при осуществлении ограничения конкуренции, применялось насилие или даже его угроза, в отношении осужденного лица может быть применено лишение свободы сроком до 7 лет.

Плюсом к основному наказанию будет являться ограничение на занятие определенными видами деятельности или должностные ограничения до 3 лет.

По ст. 178 УК РФ лицо, обвиняемое в преступлении, может быть освобождено от ответственности в ситуации, когда оно первым из соучастников рассказало о содеянном, помогало в раскрытии преступления и полностью возместило ущерб.

Для каждой конкретной статьи в УК РФ размеры крупного или особо крупного ущерба определены по-разному.

Для ст. 178 УК РФ установлены следующие границы их значений:

  • Крупный доход – более 50 млн рублей;
  • Особо крупный доход – более 250 млн рублей;
  • Крупный ущерб – более 10 млн рублей;
  • Особо крупный ущерб – более 30 млн рублей.

Как подать жалобу в ФАС?

Каждый гражданин имеет законное право на обращение в письмом или жалобой в индивидуальной или коллективной форме в ФАС. Вариантов обращения существует несколько: письменный, электронный, по телефону, через специальную форму на сайте ФАС.

Обращение или жалоба в ФАС будут рассмотрены в течение 30 дней.

Жалобы на действия конкурентов в сфере контрактных закупок рассматриваются намного быстрее, чем обычные жалобы и обращения в сфере нарушения антимонопольного законодательства. По ФЗ №44 жалобы рассматриваются в течение 5-7 дней.

Чтобы Ваше обращение было принято ФАС в нем необходимо в обязательном порядке указать следующую информацию:

  • Наименование государственного органа или его начальника, которому адресовано обращение;
  • Ваши контактные данные для идентификации заявителя и обратной связи;
  • Суть жалобы со ссылкой на нарушенные нормы ФЗ;
  • Дата и подпись.

Хорошо, если для подтверждения своих слов заявитель приложит документальные доказательства. Это могут быть фиктивные технические задания, распечатки сговора и др.

У ФАС есть 3 дня на регистрацию жалобы или обращения.

В 2019 году также можно оставить обращение об известных фактах ограничения конкуренции через портал Государственных услуг. Вынесенное ФАС решение всегда можно обжаловать. Порядок обжалования можно узнать в Общественной приемной ФАС РФ или по телефону горячей линии.

Конкуренция носит безусловный характер, она гарантирована Конституцией РФ и поддерживает всю экономическую рыночную систему страны.

Ограничение конкуренции или картельный сговор способны нанести существенный вред, как благополучию отдельных граждан или хозяйствующих субъектов, так и экономическому развитию России, в целом.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/ogranichenie-konkurencii-st-178-uk-rf/

Добавить комментарий