Административная ответственность за что бывает?

Содержание
  1. Административная ответственность за что наступает
  2. Примеры административной ответственности и виды административных взысканий
  3. Административная ответственность
  4. Лекция 4
  5. Возраст, когда наступает административная ответственность
  6. Административная ответственность за земельные правонарушения
  7. Административная ответственность наступает
  8. Административное право России
  9. С какого возраста наступает административная ответственность и чем это грозит
  10. Всем помогу
  11. Административная ответственность
  12. 17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности
  13. 17.3. Законодательство об административной ответственности
  14. 17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
  15. Тема № 15 административная ответственность
  16. 1.Понятие и признаки административной ответственности
  17. 2.Административное правонарушение. Понятие, признаки и состав

Административная ответственность за что наступает

Административная ответственность за что бывает?

  • судьями (мировыми судьями);
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами или подзаконными актами.

5) существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектами ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

Примеры административной ответственности и виды административных взысканий

Административная ответственность физических лиц — достаточно запутанная система, которая регулирует особенности поведения всех категорий населения, частично учитывая некоторые особенности отдельного лица или места его нахождения.

Предусматриваются различные типы наказаний, которые зависят от большого числа факторов, включая сюда и частоту подобных нарушений, степень их серьезности, возможный риск для здоровья людей и так далее.

Большинству людей вполне достаточно знать основные моменты и особенности этой ответственности, когда она наступает, что собой представляет, как проявляется и что может быть за нарушение.

Административная ответственность

Административная ответственность — это вид юридической ответ­ственности, которая выражается в применении государственными ор­ганами, должностными лицами и представителями власти установлен­ных государством мер административного воздействия к физическим лицам — гражданам, включая государственных, муниципальных служа­щих, должностных лиц, а в соответствующих случаях и к юридическим лицам за нарушение законности и государственной дисциплины.

Лекция 4

Административная ответственность в Российской Федерации наступает для граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. За лиц в возрасте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонарушителя. К лицам от 16 до 18 лет административные взыскания применяются в соответствии с положением по делам несовершеннолетних.

Возраст, когда наступает административная ответственность

На данный момент в законах РФ определено 4 вида ответственности: дисциплинарная, гражданская, уголовная и административная.

Последние два типа имеют четкие ограничения касательно возраста наступления ответственности.

Очень часто можно встретить вопрос, с какого возраста наступает административная ответственность, ведь за проступки могут наказывать родителей несовершеннолетнего. Регламентирует это КоАП, ст. 2.3.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Предупреждение — это минимальный вид ответственности. Оно представляет собой официальное информирование виновного о том, что он нарушает закон, а также требование прекратить нарушение и воздержаться от аналогичных действий в будущем. Штраф же — это денежное взыскание, размер которого установлен законом.

Административная ответственность наступает

наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, таки другими лицами. За совершение административных правонарушений в области дорожного движения могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Рекомендуем прочесть:  Налоговый вычет при покупке квартиры сколько ждать

Административное право России

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновываются правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

С какого возраста наступает административная ответственность и чем это грозит

Закон относится к данным деяниям со стороны несовершеннолетних снисходительней, ведь у них еще несформированная личность, из-за чего им присуща восприимчивость к скверному влиянию. Именно поэтому их перевоспитание возможно и без особо строгих и крайних наказаний. Перечень правонарушений прописан в статьях КоАП РФ.

Всем помогу

Даже сторонники Административного кодекса вынуждены признать, что он не может охватить все нормы административного права. По их мнению, кодексом должны быть охвачены только те нормы, которые наиболее полно отражают сущность государственного управления или имеют определяющее значение для исполнительной деятельности.

Эти высказывания объединяет отсутствие объективного критерия, способного быть обоснованием отнесения норм к “существенным” или “несущественным”. Определенный объективизм кодификатора не может обеспечить на практике полной кодификации административного права.

Конечно, возможность издать какой-то закон, определяющий основные принципы (общие положения) для всей исполнительной деятельности, не исключается. Но такой закон, исходя из сферы своего регулирования, никак не может претендовать на наименование “Административный кодекс”.

Присвоение эту такого было бы определенной дезориентацией в решении проблем кодификации административного законодательства.

Административная ответственность

Административная ответственность за что бывает?

Позитивная административная ответственность — это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Принципы административной ответственности следующие:

  • принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
  • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
  • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
  • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
  • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
  • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
  • принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
  • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
  • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

  1. защита правопорядка;
  2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
  3. восстановление социальной справедливости;
  4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

  1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

17.3. Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Система законодательства об административных правонарушениях.

  1. КоАП;
  2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан;
  • охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
  • защита общественного порядка и общественной безопасности;
  • защита собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
  • защита общества и государства;
  • предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

  1. во времени;
  2. в пространстве;
  3. по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

  1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
  2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
  3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

  1. общего действия (распространяется на все субъекты);
  2. специального действия.

Виды специальных субъектов:

  • несовершеннолетние;
  • должностные лица;
  • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица Российской Федерации;
  • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, — установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности — установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=35086

Тема № 15 административная ответственность

Административная ответственность за что бывает?

  1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ

  3. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

  4. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

  5. ПРАВИЛА НАЛАЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

1.Понятие и признаки административной ответственности

Административнаяответственность – это вид юридическойответственности, который заключаетсяв применении компетентными органами идолжностными лицами, судьямиадминистративных наказаний к лицам,совершившим административныеправонарушения в соответствии с КОАПРФ и законами субъектов РФ.

Признакиадминистративной ответственности:

  1. Её основанием является административное правонарушение, содержащее все элементы состава;

  2. К административной ответственности привлекают органы и должностные лица, судьи, указанные в главе 22 и 23 КоАП РФ;

  3. Административные наказания налагаются на неподчиненных правонарушителей (на подчиненных правонарушителей налагаются дисциплинарные взыскания);

  4. Мерой административной ответственности является административное наказание, виды которого указанны в 3-й главе КоАП РФ;

  5. Административная ответственность урегулирована нормами административного права.

Всенормы, регулирующие административнуюответственность содержаться в КоАП РФи законах субъектов РФ «Об административной ответственности».

КоАПРФ был принят 30 декабря 2001 года. Вступилв силу с 1 июля 2002г.

ВЧелябинской области действует ЗаконЧелябинскойобластиот 27 мая 2010 г. N 584-ЗО «ОбадминистративныхправонарушенияхвЧелябинскойобласти».

2.Административное правонарушение. Понятие, признаки и состав

Административноеправонарушение – это виновноепротивоправное действие или бездействиефизических или юридических лиц, закоторое КоАП РФ или законами субъектовРФ установлена административнаяответственность ( ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Признаки:

  1. Это виновное деяние, т.е. осознается лицом и управляется его волей;

  2. Это противоправное деяние, т.е. нарушает нормы разных отраслей права;

  3. Оно общественно вредное, т.е. кратковременно расстраивает нормальное течение общественных отношений;

  4. Оно предусмотрено КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

  5. Оно влечет административное наказание, предусмотренное КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

  6. Наличие субъекта правонарушения — физического или юридического лица. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо.

    Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста.

    Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Составадминистративного правонарушения

Составадминистративного правонарушения –это юридическая модель, логическаяконструкция реального административногоправонарушения

Составправонарушения включает четыре элемента:

  1. Объект административного правонарушения;

  2. Объективная сторона административного правонарушения;

  3. Субъект административного правонарушения;

  4. Субъективная сторона административного правонарушения.

  • Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

Объектыподразделяются на три группы:

  1. Общий (все общественные отношения, охраняемые законодательством РФ);

  2. Родовой (определяется по названию главы КоАП РФ);

  3. Непосредственный (определяется по названию статьи, где закреплено конкретное правонарушение).

    • Объективная сторона – это внешнее выражение правонарушения, т.е. само деяние, выраженное в действии или бездействии.

Объективнаясторона отвечает на вопрос: Как и какимобразом совершенно правонарушение?

Кфакультативным признакам объективнойстороны относятся:

  1. Место совершения правонарушения;

  2. Время совершения правонарушения;

  3. Предмет совершения правонарушения;

  4. Способ совершения правонарушения.

Вматериальных составах правонарушенияобъективная сторона включает 3 элемента:

  1. Деяние;

  2. Общественно вредный результат деяния;

  3. Причинно – следственная связь между деянием и результатом.

  • Субъект административного правонарушения – это физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение.

Пообщему правилу административнойответственности подлежит лицо:

-достигшеек моменту совершения административногоправонарушения возраста шестнадцатилет.Если противоправное деяние совершенов день рождения правонарушителя, тосогласно правилам ст.191ГК РФ данное лицо будет считатьсяшестнадцатилетним с нуля часов дня,следующего за днем рождения, следовательно,такое лицо не может быть привлечено кадминистративной ответственности;

-вменяемоелицо, т.е. способное по состоянию своегопсихического здоровья осознаватьфактическую сторону и социальный смыслсвоего поведения и руководить им (ст.2.8КоАП РФ).

Отсутствиехотя бы одного из указанных признаковсубъекта административного правонарушениявлечет за собой отсутствие составаадминистративного правонарушения, чтоявляется обстоятельством, исключающимадминистративную ответственность (п.2 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ).

Ч.2ст.2.3 КоАП РФ установлено факультативноеоснование освобождения от административнойответственности лиц от 16-и до 18-и лет,т.е. несовершеннолетних, но достигшихвозраста привлечения к административнойответственности.

Условиемосвобожденияот административной ответственностиданной категории субъектов являетсяследующее:

-на момент совершения административногоправонарушения лицо должно достигнуть16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;

-дело об административном правонарушениирассматривает специальный орган -комиссия по делам несовершеннолетнихи защите их прав, действующая на основанииФедерального законаот 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системыпрофилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних»;

-комиссия изучает все обстоятельствасовершения правонарушения и личностьсамого нарушителя, в т.ч. семейныеобстоятельства, успеваемость,характеристику по месту учебы и местужительства и т.д.;

-в качестве альтернативы административнойответственности к несовершеннолетнемунарушителю применяются иные меры,предусмотренные законом о защите правнесовершеннолетних (в настоящее время- Федеральный закон от 30.12.

2012 N 297-ФЗ «Овнесении изменений в статьи 4 и 11Федерального закона «Об основах системыпрофилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних»),например, обязать принести извинение,передать несовершеннолетнего под надзорродителей и пр.

Уюридических лиц ответственность заправонарушение возможна с моментагосударственной регистрации юридическоголица.

Ч.третья ст.2.

1 КоАП РФ предусматриваетвозможностьпривлеченияк административной ответственности поодному и тому же составу административногоправонарушения одновременно и юридическоголица, и должностного лица данногоюридического лица, виновного в совершенииправонарушения:назначение административного наказанияюридическому лицу не освобождает отадминистративной ответственности заданное правонарушение виновное физическоелицо, равно как и привлечение кадминистративной или уголовнойответственности физического лица неосвобождает от административнойответственности за данное правонарушениеюридическое лицо.

ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5«О некоторых вопросах, возникающих усудов при применении Кодекса РФ обадминистративных правонарушениях»дает некоторые разъяснения по примененияуказанной нормы. В соответствии сч.3 ст. 2.

1КоАП РФ в случае совершенияюридическим лицом административногоправонарушения и выявления конкретныхдолжностных лиц, по вине которых онобыло совершено (ст.2.4КоАП РФ), допускается привлечениек административной ответственности поодной и той же норме как юридическоголица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственностидолжностного лица за совершениеадминистративного правонарушения,которое явилось результатом выполнениярешения коллегиального органа юридическоголица, необходимо выяснять, предпринималисьли должностным лицом меры с цельюобратить внимание коллегиального органалибо администрации на невозможностьисполнения данного решения в связи стем, что это может привести к совершениюадминистративного правонарушения.ПосколькуКоАПРФ не предусматривает в указанном случаекаких-либо ограничений при назначенииадминистративного наказания, судьявправе применить к юридическому идолжностному лицу любую меру наказанияв пределах санкции соответствующейстатьи, в том числе и максимальную,учитывая при этом смягчающие, отягчающиеи иные обстоятельства, влияющие настепень ответственности каждого изэтих лиц. Привлечение к уголовнойответственности должностного лица неможет в силуч.3 ст. 2.1КоАП РФ служить основанием дляосвобождения юридического лица отадминистративной ответственности.

  • Субъективная сторона – это внутреннее психическое отношение субъекта к содеянному.

Еёцентром является вина в форме умыслаили неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ)

Умыселозначает осознание противоправногохарактера своего действия или бездействия,предвидение его вредных последствий ижелание их наступления либо сознательноеих допущение, либо безразличное к нимотношение.

Когдалицо желает наступления последствийумысел называется прямым, а когдаотносится к ним безразлично или допускаетих, то умысел называется косвенным.

Встатьях КоАП РФ прямо указывается наряд составов административныхправонарушений, наказуемость которыхнаступает лишь при наличии умышленнойвины (умышленное уничтожение илиповреждение чужого имущества — ст.7.

17КоАП РФ; умышленное невыполнениетребований прокурора -ст.17.7КоАП РФ; умышленное повреждениеили срыв печати -ст.19.2КоАП РФ; умышленная порча удостоверенияличности гражданина -ст.19.

16КоАП РФ, умышленная порча илиуничтожение военного билета -ст.21.7КоАП РФ и др.).

Осовершении правонарушения умышленносвидетельствуют такие слова диспозицийстатей ОсобеннойчастиКоАП РФ, как «сокрытие»,»уклонение», «отказ»,»принуждение», «изготовление»,»распространение», «сбыт»,»воспрепятствование», «подкуп»,»заведомо ложное», «неповиновение».Однако в большинстве случаев вывод осубъективной стороне составаадминистративного правонарушения можносделать лишь на основе анализа всехпризнаков, приведенных в соответствующейстатьеОсобеннойчастиКоАП РФ.

Неосторожность– это предвидение возможности наступлениявредных

последствий,но легкомысленный расчет на ихпредотвращение или не предвидениевозможности наступления последствий,хотя лицо должно было и могло ихпредвидеть.

Различаютсядве формы неосторожной вины: легкомыслие- это предвидение лицом возможностинаступления вредных последствий своегодействия или бездействия, соединенноес самонадеянным расчетом их предотвратить,и небрежность — непредвидение такойвозможности при условии, что лицо должнобыло и могло предвидеть наступлениеуказанных в законе последствий.

Длявыяснения, должно ли было лицо предвидетьвредные последствия своего действияили бездействия, необходимо установитьобъективные условия, в которых ононаходилось.

Обязанность предвидениявредных последствий может быть обусловленахарактером выполняемых лицом служебныхобязанностей и требованиями правилобщежития, как, например, при уничтоженииили повреждении леса в результатенебрежного обращения с огнем.

Отнеосторожной вины нужно отличатьневиновное причинение вреда, такназываемый казус, или случай, при которомлицо не несет ответственности.

Дляпоследнего характерно, что лицо недолжно было и не могло предвидеть вредныепоследствия, наступившие в результатесовершаемого действия.

С невиновнымпричинением вреда – «случаем» — иногдаприходится встречаться при рассмотрениидел об административных правонарушенияхна транспорте.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5299326/page:45/

Добавить комментарий